Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
10 декабря 2016, суббота, 02:12
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Законы физики против законов кинематографии

Gravity
Gravity

В первую неделю Нового года даже темы, связанные с наукой и высокими технологиями, поневоле исчерпываются, ведь в праздничные дни интереснее размышлять о чем-то сказочном. Поэтому мы со всей ответственностью призываем совместить приятное с полезным и научное со сказочным, и поговорить о самых захватывающих фильмах, удачно сочетающих в себе науку и фантастику. Вернее, об их основных научных ошибках.

Первый фильм в тройке наверняка видели все – это «Армагеддон» выпуска 1998 года.

Не смотря на то, что это объективно один из самых лучших фильмов-катастроф, законы физики в нем попираются на каждом шагу, шокируя как специалистов, так и любителей фантастики, далеких от мира трактатов Ньютона и Эйнштейна.

Итак, режиссер Майкл Бэй демонстрирует ситуацию, при которой наша планета попадает под постоянные метеоритные обстрелы. Более того, к Земле движется гигантский планетоид, а NASA утверждает, что если он упадет, то погибнут даже бактерии. До столкновения, как водится, остаются считанные дни.

В действительности же то, что о приближении астероида общественности становится известно за пару дней до предполагаемого столкновения – уже нелепая ситуация. А если этот астероид еще и размером с целый штат, то это вообще самая нелепая ситуация, которую только можно себе представить. Если бы подобное небесное тело появилось в обозримом пространстве, то о нем бы стало известно за десятилетия до столкновения, особенно учитывая современный уровень технического оснащения и огромное количество профессиональных астрономов и астрономов-любителей по всему миру.

Утверждение, что жители Земли могут наблюдать не более трех процентов звездного неба, тут не работает – такой крупный планетоид был бы обнаружен задолго до пары недель перед ударом. Тем более, астрономы утверждают, что его яркость была бы во много крат выше яркости, например, Весты 4 – самого крупного астероида в Солнечной системе, даже будь он даже на расстоянии двух месяцев лета до Земли, а не каких-то там трех недель, как показывалось в фильме. Любой большой астероид уже давным-давно внесен в своеобразный топ самых массивных астероидов Солнечной системы, наряду с Палладой (2 Pallas) и уже упомянутой Вестой. Все эти небесные тела существуют в астероидном поясе между орбитами Юпитера и Марса, и денно и нощно находятся под пристальными взглядами ученых. Астероид же, показанный Майклом Бэем, вообще неизвестный науке зверь – не ясно, как он образовался, почему он так огромен и почему астронавты могут разгуливать по нему, как по тротуару, не опасаясь никакой гравитации.

Но вообще в воображаемой ситуации, когда к Земле приближается астероид размером не то что с небольшую страну, а хотя бы в пятьдесят километров в длину, население земного шара может делать только одно – скрестить пальцы и верить в лучшее. Никакой возможности (но, к счастью, и нужды!) предотвращения удара такого объекта у человечества пока нет. Взрывы и бурение железного астероида хороши только в сочетании с Брюсом Уиллисом и Беном Аффлеком, в остальном, толку от этих действий нет.

Кстати, ученые предупреждают о возможности приближения астероида 2004 BL86. Опасаться, правда, нет смысла – космический объект пролетит на расстоянии полутора миллионов километров от Земли, и понаблюдать за ним можно будет в телескопы уже 26 января.

Существует также легенда, что в NASA даже использовали «Армагеддон» в качестве интеллектуального теста для специалистов, устраивающихся к ним на работу: киноленту демонстрировали кандидату, чтобы он протестировал ее на наличие ошибок. Всего же, по версии специалистов NASA, существует 168 ляпов, неточностей и просто откровенных глупостей. В целом, для ученых фильм выглядит как преступление по отношению к физике, что, однако, нисколько не умаляет его эпичности и художественной ценности.

Но все же стоит вспомнить, что «Армагеддон» – фильм двенадцатилетней давности, а вот «Гравитация» Альфонсо Куарона вышла в позапрошлом году. Вышла, и сразу всех шокировала своей реалистичностью и правдоподобностью. Неумолимыми как всегда были только астрофизики. Они заключили, что в фильме серьезно нарушены законы физики и слишком неправдоподобным выглядит поведение астронавтов в космосе.

Самая главная ошибка фильма – это, конечно же, прыжки между космическими станциями. На расчет нужной орбиты уходит необыкновенное количество времени и усилий. Вспомните хотя бы катастрофу шаттла Columbia в 2003 году – даже исправный бортовой компьютер, полный бак топлива и сотни людей на земле, готовые немедленно оказать содействие экипажу, не смогли бы помочь Columbia добраться до МКС и спастись. Это не трасса, в космосе нельзя просто посмотреть на светофор и по сторонам, и, разглядев вдали космический корабль, добраться до него в считанные минуты.

Но все это выглядит малозначимым, ведь фильм на самом деле очень близок к реальности. Совершенно точно показаны интерьер «Союза» и МКС, практически все оборудование, которое используют астронавты, практически полная идентичность конструкции китайского космического корабля «Шеньчжоу» и «Союза». Декорации тоже выглядят довольно реалистично – это признавали даже люди, побывавшие в открытом космосе. Поэтому рядом с ними довольно нелепыми кажутся слезы героини Сандры Баллок, которые просто стекают по лицу, и ее идеальная прическа. Но ведь мы любим фильмы Куарона не только за это.

А закончить хочется фильмом, который все еще у всех на устах, и мнения о котором разделились. Про него даже ходит забавная шутка о том, что есть две версии этого кинематографического произведения – очень хорошая и очень плохая, и никто не знает, кому какая попадется при просмотре в кино. Это лента Кристофера Нолана «Интерстеллар», которую не обсуждали только ленивые.

«Интерстеллар» рекламировался как первый фильм, все события, спецэффекты и визуальный ряд которого были согласованы с бескомпромиссной наукой. Кроме того, в работе над картиной был задействован американский астрофизик, близкий друг Стивена Хокинга, Кип Торн.

Кип Торн задумался о создании сценария подобного фильма еще в 2006 году, и даже собрал большую конференцию в Калифорнийском университете, где обсуждалось все – и сама возможность такого космического путешествия, и материалы, из которых можно сконструировать межзвездный корабль, и многое-многое другое. Ученому был важен не столько сюжет и линии, сколько строгое соблюдение законов физики, адекватная демонстрация невесомости, космических полетов, черной дыры. Одновременно с фильмом вышла и книга Торна – «The science of `Interstellar`», о физике путешествий в космосе.

Специалисты – физики и астрофизики, которые сочли своим долгом посмотреть этот фильм, сошлись на том, что «Интерстеллар» – возможно, самый главный научно-фантастический фильм в истории. Главный, но не без прегрешений против физики.

Кип Торн и его коллеги-участники круглого стола в Пасадене полностью довольны фильмом, но в тоже время, как пишет Time, другие ученые соревнуются в выборе самого остроумного термина, который мог бы описать, что произойдет с человеком, прошедшим через так называемый горизонт событий черной дыры. Известный космолог Брайан Грин считается победителем в этой интеллектуальной игре, он говорит, «что человеческое тело будет "спагеттифицировано", то есть, растянуто на ультратонкие нити протоплазмы».

Но, наверное, самая грубая ошибка «Интерстеллара», на которую обратили внимание все – это растяжение времени на водной планете доктора Миллер. И дело даже не в ее километровых волнах. Один час, проведенный на этой планете, равняется семи годам на Земле. Замедление времени в сильных гравитационных полях – это реальный эффект, но такой величины он достигает только на расстояниях порядка метра от горизонта событий. Это означает, что планета Миллер должна почти полностью погрузиться в горизонт и, строго говоря, долго на орбите не продержится – это вопрос пары часов.

Без парадокса Эйнштейна, конечно же, никуда не деться – без растяжения времени сюжет лишился бы своего драматизма. Только благодаря этой релятивистской неточности главный герой Купер в будущем становится моложе своей дочери. Парадокс близнецов, о котором мы знаем еще со времен фильма «Отроки во Вселенной», в специальной теории относительности (она же теория больших скоростей) или в общей (релятивистская теория гравитации), – практически неисчерпаемый источник вдохновения для писателей-фантастов, одна из немногих связей между отвлеченными свойствами пространства-времени и миром человеческих страстей. Однако все научные неточности и ошибки в формулах не идут ни в какое сравнение с тем, что три часа фильма пролетают незаметно.

Обывателям же основной «научной» ошибкой фильма кажется то, что, в общем-то, и отличает жанры фэнтези и sci-fi от hard SF – это наличие молодой и красивой женщины, утверждающей, что она профессор, а доктором физико-математических стала в двадцать пять. Тут разу вспоминается очаровательная блондинка Кэрол Уоллес – офицер по науке из космической саги «Стар-Трек», которая, видимо, защитила диссертацию еще в школе, и многие другие; такая героиня – классика жанра. В «действительно научном фильме» большинство зрителей больше поверили бы Хелен Миррен в роли доктора Брант, а не тридцатилетней Энн Хэтэуэй, но в кинематографии время изменяется как в стихотворении Маршака:

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Хотя какими бы правдоподобными физиками были бы, например, Мэгги Смит или Джуди Денч! А ведь смотреть на них не менее приятно.

В завершение хочется только добавить, что если бы все законы физики неукоснительно соблюдались бы в кино, ни один из трех перечисленных фильмов не был бы таким интересным и захватывающим.

И бонусом, для повышения градуса науки (и сказочности!) этого материала – приложение, благодаря которому можно посетить самые впечатляющие локации фильма «Интерстеллар» – сверхмассивную черную дыру и кротовую нору.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Facebook Google GPS IBM iPhone PRO SCIENCE видео ProScience Театр Wi-Fi альтернативная энергетика «Ангара» античность археология архитектура астероиды астрофизика Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса визуальная антропология вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология глобальное потепление грибы грипп демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии коронавирус космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. открытия палеолит палеонтология память педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы ракета растения РБК РВК регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы Сингапур смертность Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа эволюция эволюция человека экология эпидемии этнические конфликты этология ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.