Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
3 декабря 2016, суббота, 20:44
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Главе ОАК усилили разделение должностей

Михаил Погосян
Михаил Погосян
Фото: Петр Кассин/Коммерсантъ

13 января министр промышленности и торговли Денис Мантуров подтвердил досрочную отставку президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаила Погосяна.

 
Юрий Слюсарь

По словам Мантурова, было решено ввести в корпорации отдельную должность генерального конструктора. Ее и должен занять Михаил Погосян, а президентом ОАК станет нынешний замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь. По данным «Коммерсанта», правительственная директива по его кандидатуре была подписана еще 30 декабря 2014 года вице-премьером Дмитрием Рогозиным.

 «С учетом того, что сегодня ОАК перегружен новыми тематиками — как в боевой авиации, транспортной, военно-транспортной, в дальней авиации, так и в гражданской, — принято решение об усилении и разделении должностей генерального директора и генерального конструктора», — объяснил Мантуров.

Таким образом, 16 января совет директоров ОАК должен досрочно прекратить президентские полномочия Погосяна в корпорации, хотя срок его пятилетнего контракта истекает только в феврале 2016 года. В тот же день будет избран новый глава компании.

Слухи о возможном уходе Погосяна ходили с декабря 2014 года, когда ряд СМИ со ссылкой на источники в авиационной отрасли распространили информацию о том, что глава ОАК подписал заявление об уходе по собственному желанию, однако тогда пресс-служба ОАК опровергла эту информацию.

По информации газеты, причиной для отставки Погосяна стали как недочеты, вскрытые по результатам проверок корпорации Генпрокуратурой, так и проблемы с главным коммерческим проектом ОАК — самолетом SSJ-100.

По словам источника в правительстве, впервые вопрос о смене главы ОАК ставился год назад, после совместной коллегии Генпрокуратуры, Министерства обороны и Министерства промышленности и торговли, на которой обсуждали результаты прокурорской проверки авиастроительной отрасли.

Тогда в Генпрокуратуре отметили, что, несмотря на «беспрецедентные меры господдержки» в размере 70,5 млрд рублей, финансовое состояние предприятий авиапрома не улучшалось: совокупный долг корпорации на ноябрь 2013 года превысил 260 млрд рублей, а уставный капитал ОАК из-за снижения стоимости активов дочерних обществ уменьшился на 30,7 млрд рублей.

Прокуроры также обратили внимание на то, что собираемые с дочерних обществ дивиденды размещались ОАК для получения доходов на депозитах, в то время как сами авиастроительные предприятия были вынуждены брать все новые и новые коммерческие кредиты. По словам источника, тогда Погосяну дали время на исправление недочетов, но этого не произошло.

Источники в Минпромторге отмечают, что позиции Погосяна значительно ослабил и «перекос ОАК в сторону военных заказов». По их словам, на фоне исправно поставляемых ВВС России бомбардировщиков Су-34, истребителей Су-30СМ и Су-30М2, учебно-боевых самолетов Як-130, линейка перспективных гражданских самолетов ОАК ограничивается среднемагистральным лайнером МС-21 (еще только разрабатываемым) и ближнемагистральным SSJ-100.

 
Самолет Sukhoi Superjet 100 с экскортом

Ближнемагистральный лайнер Sukhoi Superjet 100 является чуть ли не единственным российским проектом гражданского самолета, дошедшим до стадии коммерческой эксплуатации. Инициатором проекта строительства нового гражданского самолета выступал лично Погосян.

Как отмечают собеседники газеты, именно ситуация с SSJ стала «крайней каплей» для принятия кадрового решения. По их словам, в какой-то момент создалось впечатление, что правительство и администрация президента сознательно вводились в заблуждение относительно этого проекта, ведь едва ли не с самого его начала было ясно, что заявленные сроки окупаемости SSJ слишком далеки от реальности, а реальные расходы на НИОКР и доработку самолетов недооценены либо намеренно преуменьшены.

Издание отмечает, что продажи самолета и в самом деле не окупают себестоимость его производства. Так, на правах стартового заказчика «Аэрофлот» получил значительную скидку: в 2013 году авиакомпания сообщила, что цена самолета составила около 18,6 млн долларов при заявленной каталожной стоимости 2012 года 35,4 млн долларов. Другим авиакомпаниям самолеты также поставлялись по ценам ниже производственных затрат.

Несмотря на громкие заявление о том, что производство SSJ за годы их выпуска увеличилось в десять раз, реальные цифры выглядят гораздо менее оптимистичными, добавляют источники. Компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) до сих пор не вышла на обещанный уровень в 60 самолетов в год - в 2014 году было произведено только 37 лайнеров.

При этом в числе эксплуатантов SSJ оказались компании с неустойчивым финансовым положением. Так, заказчиками самолетов выступали ныне прекратившие свою деятельность «Московия», «Армавиа», венгерская Malev, индонезийские Kartika и Sky Aviation, Lao Central. От шести самолетов в итоге отказалась «ЮТэйр», банкротства которой теперь требует ряд кредиторов.

По данным старшего вице-президента по разработке и послепродажной поддержке ГСС Андрея Недосекина, всего по состоянию на середину декабря прошлого года эксплуатировались только 36 самолетов SSJ-100, причем 13 из них - в «Аэрофлоте». При этом в первом полугодии 2014 года совокупный чистый убыток ГСС составил 144,1 млн долларов, убыток от операционной деятельности — 68,3 млн долларов.

Таким образом, новому главе ОАК Юрию Слюсарю придется исправлять ситуацию. Впрочем, источники газеты в отрасли отмечают, что много времени на адаптацию новому главе корпорации не потребуется, ведь Слюсарь курировал в Минпромторге именно авиапром.

При этом судьба Погосяна, несмотря на то, что пока за ним оставлен пост генконструктора корпорации, еще окончательно не решена. По данным газеты, Денис Мантуров при обсуждении кадрового вопроса в правительстве предлагал сразу лишить нынешнего главу ОАК вообще всех должностей, но такой вариант не прошел: Михаилу Погосяну предстоит еще передать дела преемнику и попробовать хотя бы частично завершить начатые проекты.

 
Михаил Погосян. Фото: rusrep.ru

Михаил Погосян родился 18 апреля 1956 года в Москве. В 1979 году он окончил факультет самолетостроения Московского авиационного института, после учебы работал на Московском машиностроительном заводе имени Сухого (затем — ОАО «ОКБ Сухого»), где прошел путь от инженера-конструктора до первого заместителя генерального конструктора. В 1995-1999 Погосян годах занимал пост председателя совета директоров ОКБ, а затем до 2007 года — гендиректора. Под руководством Погосяна холдинг «Сухой» начал работать над проектом гражданского самолета и в марте 2003 года выиграл конкурс на разработку пассажирского самолета для региональных линий, получившего название Russian Regional Jet и позднее переименованного в Sukhoi Superjet 100.

Михаил Погосян возглавил Объединенную авиастроительную корпорацию в феврале 2011 года. Отметим, что он также активно занимается наукой, является автором 11 патентов и изобретений и 14 научных трудов и был награжден орденом Почета за вклад в создание истребителя Су-33.

«Уход Погосяна может быть связан с недостаточной административной поддержкой во властных кругах», — предположил в беседе с «Газетой.Ru» главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. При этом он отметил, что результаты ОАК за прошлый год «достаточно позитивны: выручка росла, самолеты поставлялись заказчикам в срок».

Пантелеев не исключил, что с уходом Погосяна с должности главы корпорации в отрасли авиастроения вероятна большая консолидация. «ОАК будет сближаться с "Ростехом", возглавляемым Сергеем Чемезовым. До этого эти две структуры фактически конкурировали друг с другом. Возможен рост числа российских комплектующих в самолетах ОАК, хотя принципиальных изменений с точки зрения продуктовой линейки не произойдет», - предположил эксперт.

Отметим, что к ОАК в последние годы действительно предъявлялось немало претензий. Так, 12 июля 2011 года министр обороны Анатолий Сердюков, отвечая перед Дмитрием Медведевым за задержку с заключением контрактов в рамках гособоронзаказа, назвал главной проблемой ценообразование, а ОАК — одним из проблемных поставщиков. «Мы, к сожалению, не можем принять те цифры, которые нам представляет промышленность», — сообщил он.

28 марта 2013 года спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что некоторые госкорпорации превратились «в воровайки»: «Закачали в ОАК огромные государственные инвестиции, сотни миллиардов рублей. Кто-нибудь может обществу ответить — а где самолеты? Где деньги?».

3 февраля 2014 года Межгосударственный авиационный комитет (МАК) предъявил претензии к качеству самолетов ОАК. В частности, МАК пригрозил приостановкой сертификата Ту-204 «в связи с вскрытым дефектом силовой конструкции стабилизатора». Также отмечалось «существенное увеличение количества авиационных инцидентов» с Sukhoi Super Jet 100.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

20:26 Появилось видео визита Грефа в Сбербанк в костюме инвалида
20:17 Пожар на вечеринке в Калифорнии привел к гибели девяти человек
19:57 В Махачкале убиты пять предполагаемых боевиков
19:45 Ураган сорвал крышу многоэтажки в Сочи
19:14 В районе Алеппо сбит самолет сирийских ВВС
19:02 Гонщик Виталий Петров вызвался заменить Нико Росберга
18:46 В Баку мужчина попытался подорваться у ТЦ
17:14 Группа калининградских школьников отравилась после экскурсии по Москве
16:57 Читатели «Полит.ру» выбрали человека недели
16:47 В Коми самолет с пассажирами застрял в сугробе
16:23 Около тысячи человек остались без газа из-за падения дерева в Сочи
15:59 В Крыму пообещали глушить украинские телеканалы
15:37 Лавров получил от Керри предложения по Алеппо
15:18 Лавров призвал Японию заключить мирный договор
15:01 Отмену христианской рок-оперы в Омске объяснили низкими продажами
14:39 В Индонезии рухнул самолет с полицейскими
14:18 В Вирджинии школьникам запретили читать «Приключения Гекльберри Финна»
14:06 Источник рассказал об исправности ракеты-носителя «Прогресса»
13:53 Взрыв на угольной шахте в Китае привел к гибели 21 человека
13:37 Московских арестантов будут перевозить на освященных автозаках
13:20 Медведев предложил платить долги по зарплате раньше налогов
12:56 В Норвегии нашли украденные ворота немецкого концлагеря
12:36 Роналду заподозрили в сокрытии 150 млн евро налогов
12:15 Белый дом и МИД Китая прокомментировали разговор Трампа с главой Тайваня
12:00 Фидель Кастро лидирует в опросе о человеке недели на «Полит.ру»
11:53 Неизвестный сбросил девушку в Фонтанку за отказ знакомиться
11:32 Восьмиклассник на «семерке» совершил смертельное ДТП в Башкирии
11:05 ЦБ опроверг кражу хакерами 2 млрд рублей
11:00 Глава Пентагона оценил своего преемника
10:50 Минобороны России призвало Лондон «не мешать помогать» Алеппо
10:18 Обломок «Прогресса» найден в Туве
10:07 При атаке на кампус в Огайо пострадал россиянин
09:51 Кубанская полиция освободила оператора «Дождя»
09:19 Хакеры вывели 2 млрд рублей со счетов Банка России
09:15 Греф под видом инвалида пришел в Сбербанк за кредитом
00:27 Московский арбитраж отклонил иск Минфина к Потанину
00:20 Захватчик заложников в парижском турагентстве сбежал от полиции
00:09 Патриарх Кирилл предложил вывести лапту на мировую арену
02.12 23:35 Парламенту Южной Кореи предложили начать импичмент президента
02.12 23:26 Корабль из РФ сел на мель в Мраморном море
02.12 23:19 Минобороны РФ отправило саперов разминировать восток Алеппо
02.12 23:12 Шахназаров опроверг существование цензуры в России
02.12 22:28 Стивена Хокинга положили в больницу из-за сильного недомогания
02.12 22:23 Вооруженный налетчик взял заложников в парижской турфирме
02.12 22:21 Путин сказал итальянским строителям аrrivederci
02.12 22:05 Порошенко назвал целью войны на Украине «похороны» СССР
02.12 21:47 ИП смогут сэкономить на взносах в Пенсионный фонд
02.12 21:26 Трамп и Дутерте обменялись приглашениями
02.12 21:04 Путин поблагодарил Вербицкую за исправление ошибок в произношении
02.12 20:56 СМИ узнали о влиянии семьи Олланда на его отказ от переизбрания
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.