28 марта 2024, четверг, 13:11
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

14 января 2015, 15:47

Внутренний туризм и его господдержка

"Коммерсант" сообщил: "Стремительно ухудшающаяся ситуация в экономике вынуждает государство сокращать расходы на федеральные программы, еще недавно называвшиеся приоритетными. Объем финансирования ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма" на 2011-2018 годы, которая должна была поднять привлекательность туризма в России на принципиально новый уровень, урезан с 338,9 млрд руб. до 139,5 млрд руб. Целевые показатели, такие как число российских и иностранных туристов, объем туристических и гостиничных услуг, теперь тоже куда менее амбициозны и снижены в несколько раз". Но вот тут не совсем понятно: известные обстоятельства экономики как раз и должны были сыграть в пользу внутреннего туризма – или они благоприятны настолько, что и господдержка не нужна?

Впрочем, цифры такое объяснение отрицают. О сокращении финансирования ФЦП сказано в постановлении правительства РФ. Теперь инвестиции в программу составят: "в 2015 году 4,64 млрд руб. (сокращение 58,7%), в 2016-м — 4,55 млрд руб. (76%), в 2017-м — 4,8 млрд руб. (82,8%), в 2018 году — 5,78 млрд руб. (75,9%)". При этом "программа предполагала, что к 2018 году число россиян, разместившихся в гостиницах внутри страны, по сравнению с 2010 годом вырастет на 55%, до 45 млн человек в год, иностранцев — на 538%, до 23 млн человек в год. В тексте последних поправок к программе показатель по россиянам снижен до 35 млн человек, по иностранцам — до 8,7 млн человек. Таким образом, прирост к показателям 2010 года составит 20,3% и 140,3% соответственно".

Вообще, в исходной программе были серьезные цифры - особенно прирост к 2018 году иностранцев на 538%. Как они собрались этого достичь? Но ведь были и факторы, стимулирующие внутренний туризм... Сначала – в виде политической составляющей. В апреле МИД посоветовал воздержаться от посещения США и стран, заключивших с ними договор о взаимной выдаче. "Коммерсант" тогда писал, что "... По мнению министерства, посещать теперь не стоит более 100 стран. Сразу после этого был введен запрет на выезд руководителей всех уровней МВД. Чуть позже это коснулось ФСО, МЧС и ФСКН". А в августе зам.главы бюджетного комитета Совета федерации Н.Журавлев даже предложил "ввести сборы с россиян, отправляющихся за границу, и направить вырученные деньги на развитие внутреннего туризма". Впрочем, механизм таких сборов предъявлен не был.

Далее было лето и кризис туротрасли: по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР) прекратила существовать 21 компания (в частности - "Лабиринт", "Нева-тур", петербургский "Солвекс"). Они работали на выездной туризм, ну а там и все эти проблемы с запретом выезда сотрудникам силовых ведомств. Считалось, что все это повлечет за собой рост туризма внутреннего, ну а тут еще и удешевление рубля вдвое ("По данным туроператора TUI и исследовательской группы Gfk, если в 2013 году на новогодние каникулы за рубеж выехали 10% жителей Москвы и Петербурга, в этом году планируют лишь 3%"). Опять – в пользу внутреннего туризма. Но там проблема: стоимость отдыха в России не очень-то дешевле в сравнении с зарубежным, а сервис как-то сильно похуже.

 
Суздаль

То есть, тема развития внутреннего туризма стала более, чем актуальной. Но вот чтобы он мог жить своей жизнью безо всякой поддержки - это нет. Впрочем, не совсем понятно, в чем такая поддержка может выражаться. Например, сейчас первый вице-президент АТОР В.Канторович говорит, что проблема вообще-то не в недостатке финансирования, а в "несогласованных действиях властей". И приводит такой пример: "Так, в 2015 году Россия могла бы привлечь интуристов благодаря падению рубля, но этого не произойдет, потому что иностранцам об этом просто никто не рассказал. Вложив 2 млн руб. в рекламу, страна заработала бы €2млрд на туристах". Ну, то ли заработала бы, то ли нет, но попытаться да, было можно. Хотя кончено интересна была бы реклама: приезжайте к нам, у нас обвалилась валюта и вы будете чувствовать себя как никогда богатым... как-то так, примерно.  

В чем состоит ФЦП?

 
Олег Сафонов

"Коммерсант" сейчас добыл такие пояснения из правительства: "Врио руководителя Ростуризма Олег Сафонов объяснял новые расчеты текущими возможностями бюджета страны. В аппарате вице-премьера Ольги Голодец не стали комментировать новые параметры программы. Впрочем, один из федеральных чиновников утверждает, что основная причина снижения финансирования — неэффективность самой программы. "До сих пор было освоен не весь объем бюджетных средств,— поясняет он.— Кроме того, ФЦП так составлена, что деньги нельзя потратить на реальные проекты".

Ну, это уже само по себе интересно – что за такая программа развития, когда на реальные проекты деньги тратить нельзя. Собственно, история проекта не так, чтобы давняя. ФЦП развития туризма до 2020 года утвердили в прошлом июне, предполагалось за пять лет увеличить приток интуристов на 30% (с 30,5 млн до 40 млн), а также простимулировать внутренний туризм ("По плану Минкультуры внутренний турпоток должен превышать выездной в четыре раза, пояснила "Ъ" замминистра культуры Алла Манилова" – в 2013-ом он превышал выездной на 78%).

Но какими способами стимулировать? В августе сообщалось, что "В 2015 году Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) и Минкомсвязь должны представить правительству предложения по созданию национальной системы бронирования гостиничных и туристических услуг... В Ростуризме сообщили "Ъ", что новая система по функционалу может напоминать один из популярных в мире интернет-ресурсов по бронирования отелей Booking.com. Главная цель национальной системы — продвижение малоизвестных региональных санаториев и пансионатов, уточнили в ведомстве". В той же публикации советник губернатора по вопросам культуры, туризма и спорта Московской области Игорь Чайка мило добавлял, что на сайте его области можно будет не только забронировать отель, но купить билеты на электричку и в музей.

 
Алла Манилова

Другие идеи развития турпотока были... тоже несколько общетеоретическими: "Чиновники также займутся созданием единого стандарта сувенирной продукции. Речь идет о разработке критериев для создания бренда "национальный русский сувенир", который власти будут централизованно продвигать" – сообщала А.Манилова. А право использовать бренд получат производители качественных сувениров в регионах, добавила она. Также была идея продвигать отдельные регионы и разработать межрегиональные туристические маршруты (приоритетами назывались Крым, Сочи, Северный Кавказ, Дальний Восток, Арктика и Байкал).

То есть, в самом деле ничего конкретного – в смысле строить отели и тп. Впрочем, тогда АТОР и Российский союз туриндустрии предлагали "субсидировать транспортные расходы туроператоров и самостоятельных путешественников, речь шла об отмене НДС для компании и налоговых вычетах для туристов, выделении денежных компенсаций и др.". До этого дело не дошло. В общем, несколько теоретическая ФЦП. Ну, бывает и такое, но в любом случае интересен ход мысли авторов все по тому же пункту: увеличение иностранцев на 538%.

Иностранцы

В среду подгадал еще один материал, от "Ведомостей" – ровно по теме иностранцев. Разве что речь не идет о внутреннем туризме как таковом, но конкретно о московском. Дело такое - интуристы отказываются от поездок, операторам приходится снижать цены: "За три квартала 2014 г. аналитики зафиксировали в столице уменьшение заполняемости отелей на 7,4% (Cushman & Wakefield) или даже на 9% (JLL)". По их данным, она упала примерно до 60%, что является минимальным показателем с 2011 года. 

Причины: "Гостей из-за рубежа стало меньше из-за изменившейся политической и экономической ситуации, ухудшения имиджа страны на мировой туристической арене, объясняют участники рынка. "А для Москвы международный спрос критичен — качественные гостиницы до 80% заполнялись иностранными посетителями", — говорит руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова. По словам главы департамента гостиничного бизнеса JLL Дэвида Дженкинса, хотя московские отели и стали доступнее для иностранных туристов (снижение тарифов в валюте составило около 15%, в рублях — около 2%), но "«общая обстановка не стимулирует их приезжать в Москву»".

Собственно, не только "общая обстановка" – есть санкции и, как следствие, сокращение деловых контактов между Россией и Западом. Представитель сети Hilton уточняет, что "Сильнее всего оказался отток в бизнес-туризме и сегменте MICE (мероприятия и конференции)". В общем, это уже не проблема туристической отрасли как таковой - что она может сделать в имеющихся обстоятельствах?

"Ведомости" обнаружили такой вариант: снижение загрузки наиболее ощутили отели верхнего ценового сегмента, причем — даже "несмотря на удешевление стоимости проживания". А недорогие отели в нынешней ситуации выигрывают, заполняемость там на уровне прошлого года. Впрочем, "глубина бронирования низкая — клиенты заказывают номер буквально перед въездом". Так или иначе, считается, что "на рынке есть место для новых игроков, особенно в недорогих сегментах" – ну так это зависит не так, чтобы от конкретной нынешней ситуации.

При этом ситуация осознается не так, чтобы внятно: "По словам Алексиса Деларофф (региональный директор Accor HotelServices в России, Грузии и странах СНГ), сейчас даже по согласованным проектам девелоперы обсуждают возможности перепрофилирования из отелей "4-5 звезд" в более дешевые. "Например, вместо гостиниц среднего сегмента Mercure мы рекомендуем возводить отели эконом-класса Ibis", — отмечает он". То есть, логика в том, что средний сегмент рынка будет чувствовать себя хорошо, несмотря ни на что – а почему?

Ну вот представитель Amtel Properties (девелопер отелей 3-4 звезды) А.Завьялова сообщила, что ее компания открывает в Строгине Hampton by Hilton Moscow и надеется на то, что он будет востребован "за счет новых клиентов, отказавшихся от более дорогого размещения". То есть, по этой логике лица, ранее ездившие в Москву по делам и предпочитавшие люксовый сегмент, снова начнут ездить, если им предложить бюджетное размещение? А почему так, тем более, что цены в верхнем сегменте упали? Или это, все же, какие-то другие люди? А тогда кто они?

В общем, все это – жизнь, легко никому не бывает. Главное - строятся планы. То есть, предполагается, что иностранцы ездить все-таки будут. Уже оптимистично.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.