Европарламент в обстоятельствах пока еще небольшой войны

Сегодня Европарламент будет принимать резолюцию по ситуации на Украине. Дело, вроде бы, ритуальное, но там сложнее – в ЕС, похоже, сформулировали если и не стратегию, то долгосрочную тактику в отношении России. А происходит все это на фоне очередного обострения в Донбассе. 

Собственно, сначала даже не резолюция ЕП. The Wall Street Journal сообщил, что в Еврокомиссии появился некий "дискуссионный документ". Подается он как определенный шаг доброй воли: "Хотя в документе твердо сказано, что ЕС не может вернуться к прежним отношениям с Москвой, как будто ничего и не было, в нем также предлагается задуматься о постепенной нормализации многих аспектов связей ЕС с Россией. Такая нормализация стала бы крупной переменой в отношениях". Имеется в виду, то, что, если Россия (В.Путин) примет меры для прекращения кризиса в Донбассе, то ЕС может значительно смягчить санкции и вновь обсуждать с Россией различные темы - от проблем кризисов в Ливии, Сирии и Ираке и до безвизового режима. Причем, если Россия не станет препятствовать полной имплементации торгового соглашения ЕС с Украиной и примет меры для урегулирования торговых споров, то ЕС может начать думать об установлении официальных отношений с ЕАЭС.

Но есть условия: полное выполнение Россией договоренностей с Украиной о перемирии и прекращении огня, а также соблюдение соглашения с Украиной о поставках газа, ну и отказ от создания новых помех для торгового и политического пакта ЕС с Украиной. С технологической стороны там предложено разделить санкции ЕС на две группы: прямо увязанные с аннексией Крыма и те, которые можно отменить, если ситуация в Донбассе нормализуется: "ЕС должен быть готов уменьшить масштаб санкций второй группы, как только Россия выполнит Минские соглашения". То есть, этакий рамочный документ от сторонников мягкой линии.

WSJ уточняет, что документ был подготовлен внешнеполитическим органом ЕС ко встрече министров иностранных дел стран ЕС, которая состоится в следующий понедельник. А пока документ был передан в Европарламент – практически, как основа для четверговой резолюции. Представляя новый подход ЕС в Европарламенте 14 января верховный представитель ЕС по внешней политики и безопасности Ф.Могерини уточнила некоторые детали — явно для того, чтобы никто не подумал, будто ЕС сдался. По ее словам, при сохранении нынешней ситуации в Донбассе уровень санкций не должен меняться: "Надо четко говорить, что санкции связаны с ситуацией "на земле". Поэтому санкции будут меняться в зависимости от этой ситуации - в сторону уменьшения, увеличения. Или не будут меняться, если нет изменений ("на земле")". 

Могерини добавила, что ЕС никогда не признает незаконную аннексию Крыма, но призвала не ограничивать политический диалог с Москвой по вопросу украинского урегулирования: "Это не означает, что мы не должны разговаривать. Мы должны говорить, и украинцы с россиянами тоже должны говорить. И моя роль - помогать в этих переговорах. Это не означает, что я должна быть мягкой. Но даже для того, чтобы быть жесткой, я должна говорить". 

При этом резолюция ЕП явно добавит и жесткости – согласно проекту, в случае отсутствия прогресса в урегулировании украинского кризиса парламентарии обратятся к Евросовету с просьбой принять дальнейшие ограничительные меры в отношении России и распространить их на энергетический сектор, а также "ограничить возможность российских организаций проводить международные финансовые транзакции".

Там же и внутриевросоюзовские проблемы: "ЕС должен быть готов поддержать приграничные государства-члены, обеспечив им такой же уровень безопасности, как и у остальных стран". Кроме того, "кардинально повысить энергетическую независимость, гибкость и безопасность" ЕС, "запустив конкретные альтернативные проекты для стран, зависящих сейчас от российских газовых поставок".

Но все это на как бы миролюбивом фоне, согласно которому ЕС должен "сохранять открытыми дипломатические каналы с РФ", чтобы обеспечить возможность дипломатического урегулирования конфликта". В то же время, "нет препятствий, в том числе законных ограничений, для членов ЕС предоставлять Украине оборонные виды вооружений". Еще в сторону РФ добавлено, что "нет оправданий для использования военной силы в Европе для защиты так называемых исторических мотивов и мотивов в области безопасности или для защиты так называемых соотечественников, живущих за рубежом".

Что касается темы санкций, то "Россия не выполняет в полной мере минские обязательства", и в связи с этим призывает "сохранять существующий санкционный режим". В этой связи сообщается о необходимости разработать список критериев, в частности, "прекращение огня, вывод всех российских войск с территории Украины, возвращение Киеву контроля над всей территорией, в том числе над Крымом", при достижении которых можно будет говорить об отсутствии новых санкций или снятии действующих. То есть, тот самый "дискуссионный документ" Еврокомиссии.

Как и любые проекты такого рода, и "дискуссионный документ", и резолюция ЕП выглядят несколько ритуальными заявлениями о намерениях. Вот только появилась и рамка, вполне сообщающая, что там теперь все всерьез. В интервью Hannoversche Allgemeine Zeitung министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер сказал, что сохраняется угроза войны во всей Европе из-за конфликта вокруг Украины. Тут уж куда серьезней и это все - уже не про Украину.  

Что происходит "на земле"

Вообще-то, в этот четверг в Астане предполагались переговоры в "нормандском формате" с участием президентов Украины, России, Франции и канцлера Германии. После встречи министров иностранных дел четырех стран в понедельник было заявлено, что условий для встречи пока нет.

Ну, раз уж выше цитировались европейцы, то пора процитировать и другую сторону, от РБК: "Ответственность за отсутствие прогресса на переговорах в Берлине представитель ДНР в контактной группе Денис Пушилин возложил на Киев. Киев, как заявил Пушилин Интерфаксу, игнорирует минские и женевские договоренности – "нет движения в сторону конституционных реформ, не предоставлен особый статус Донбассу, Киев уклоняется от прямого диалога с представителями Донбасса"".

По правде, об особом статусе не так давно в интервью France 24 говорил Порошенко. Но у сепаратистов, скорее, лично-процедурная проблема: "Порошенко и его соратники не раз говорили, что не будут вступать в прямые переговоры с людьми, которых называют террористами. Порошенко в конце декабря говорил о том, что в Донбассе для наступления мира должны быть проведены новые выборы в местные органы власти вместо проведенных 2 ноября, результат которых Киев не признает. Однако проведение выборов возможно только после полного выполнения минского плана", говорил РБК кремлевский источник.

Здесь любопытно, что "кремлевский источник" вполне сочувственно относится к позиции Порошенко, отмечая при этом и порочность сложившейся ситуации. Логические противоречия и в самом деле налицо, но к ним добавляются уже и вовсе не логические действия. Далее - снова не украинский источник, а тот же РБК: "С начала нового года боевые действия на юго-востоке Украины активизировались. Если в конце декабря стороны отмечали значительное снижение напряженности, в день фиксировалось не более десятка перестрелок, то в январе обе стороны говорят об эскалации конфликта. ДНР в начале недели обвинила Киев в одностороннем выходе из режима прекращения огня, объявленного 9 декабря. Представитель украинского СНБО Александр Лысенко во вторник сообщил, что за сутки режим прекращения огня нарушался бойцами самопровозглашенных республик 42 раза. В частности, во вторник была окончательно разрушена ими башня донецкого аэропорта".

После истории в Волновахе, где погибли 13 человек обстрелянного автобуса, Порошенко обратился к стране и, наряду с понятными словами, добавил, что остается сторонником мирного урегулирования на Донбассе "в рамках моего мирного плана и минских договоренностей". И вот эта позиция, похоже, становится его проблемой. Но что касается объявленной им во время обращения очередной волне мобилизации, то ней говорилось до Волновахи.

Ну а по поводу Волновахи вполне проговорился Пургин: "Технической возможности для минометного обстрела у нас нет. Это дело украинской стороны, пусть они и разбираются», – сказал спикер Верховного совета ДНР Андрей Пургин журналистам (цитата по Интерфаксу)". Насчет "технической возможности" тут, конечно, интересно, но там есть и очень простой нюанс. Дело в том, что стреляли-то не в автобус, а в украинский блок-пост. В него не попали, а попали в гражданских. Это к тому, что люди на блок посту живы и, соответственно, если бы они поняли, что по ним стреляют свои – молчать бы не стали, там не такие нравы. 

Собственно, даже РБК сообщает: "... украинские СМИ указывают, что в одном из сообществ новостей из Донбасса в сети «Вконтакте» во вторник сначала сообщили об успешном обстреле блокпоста, а когда стало известно о подбитии автобуса, сообщение было отредактировано. «Поступила информация: уничтожен укроповский блокпост при выезде из Волновахи на Донецк», – было написано в сообщении, которое цитирует «Левый берег». Позже пост отредактировали, сейчас он изложен в такой редакции: «По Волновахскому блокпосту поступает разрозненная информация: о провокации и уничтоженном блокпосте»". 

Сканы этих постов и другие разнообразные детали можно найти тут. Эпизод с Волновахой вполне укладывается в рост активности со стороны сепаратистов – то же, например, оживление в боях за Донецкий аэропорт. Еще много такого же можно найти у Тимчука. Все у него правда или нет - кто ж знает, но что сепаратисты произвели артиллерийский обстрел города Счастье и раздолбали газопровод высокого давления – факт несомненный.

Ну и Лига-онлайн приводит большой список соответствующих действий. Активизация налицо, она, собственно, и сорвала Астану, а зачем? Смысл можно увидеть разве в том, что реализуется идея расширить территорию ДНР-ЛНР до каких-то более-менее приднестровских размеров. По крайней мере понятно, что аэропорт им нужен – из-за чего его все время перемирия и штурмуют. Ну, там давно уже нет здания, но полоса и коммуникации же остались. 

Но это почти геополитические рассуждения, а что до текущего положения дел и их смысла, то у того же Тымчука можно найти вполне даже искренний ответ на вопрос, заданный ему в комментариях к упомянутому выше посту. Вопрос: "Насколько вероятны крупномасштабные чисто военные операции? И каков вообще прогноз?" ответ: "Я думаю, они давят в контексте "мирных переговоров", сил для каких-то полномасштабных наступлений у них пока не хватит. Но чем черт не шутит, ко всему надо быть готовыми. По поводу наших наступлений - Вы же видите, как наш Главковерх помешан на "мире"... Рада намерена выслушать военное руководство в закрытом режиме - что же наши стратеги дальше собираются делать, ибо все это уже на цирк похоже".

Газовая ответка

В Россию приехал новый зампред Еврокомиссии по энергетике М.Шефчович. Он встретился с А.Миллером, который его тут же и ошарашил сообщением, что транзит газа в Европу, который осуществляется через Украину, будет перенаправлен. Далее позиция была развита очень нетривиально. Миллер заявил, что "Газпром" строит свою переговорную позицию с ЕК исходя из идеи единого покупателя, провозглашенной новыми чиновниками Брюсселя. В деталях: "Мы свою стратегию и дальнейшие действия строим, исходя из плана создания в ЕС Энергетического союза. Для нас это новые вызовы и возможности. Надеемся, что создание Энергетического союза никоим образом не приведет к снижению надежности и безопасности энергопоставок".

Миллер подтвердил, что проект "Южный поток" закрыт, а "газопровод "Турецкий поток" является единственным маршрутом, по которому могут поставляться 63 млрд кубометров российского газа, идущие сейчас пока транзитом через Украину. Других вариантов нет. Наши европейские партнеры об этом проинформированы и теперь их задачей является создание необходимой газотранспортной инфраструктуры от границы Турции и Греции. У них на это есть максимум несколько лет. Это очень-очень жесткий график. Чтобы уложиться в эти сроки работа по строительству новых магистральных газопроводов в странах ЕС должна быть начата прямо сегодня. В противном случае эти объемы газа могут оказаться на других рынках".

Выяснять, что именно из плана создания Энергетического союза ЕС имел в виду Миллер - совершенно излишне, поскольку прекрасна сама идея – мы принесем вам то-то туда-то, а уж как вы там это заберете – ваша проблема. Собственно, эту идею можно рассматривать и как косвенный ответ на тот самый "дискуссионный документ" ЕС ("соблюдение соглашения с Украиной о поставках газа"). Правда, при этом не вполне понятно, что будет, когда "Газпром" доставит свои 63 млрд кубометров газа, а ЕС в сторону Турции ничего строить и не будет.

На что сразу же обратил внимание  Шефчовича совсем не интересен: решение "Газпрома" вызывает удивление Еврокомиссии, "речь идет о достаточно больших объемах газа, который, наверное, не нужен ни Турции, ни странам Юго-Восточной Европы". Но суть дела он, разумеется, уловил: "При этом возникает вопрос, что должны делать дальше страны Центральной Европы. Надо посмотреть, может быть, мы можем найти какое-то либо лучшее решение, экономически более обоснованное". Ну, "мы" тут явно не имеет отношения к "ЕС и Россия".