Наутро. 19 января

В понедельник правительство и Госдума начали обсуждение антикризисного плана, подготовленного Минэкономразвития. До конца недели документ должен быть представлен президенту Путину. 

Ряд основных пунктов, о которых  идет речь в  «Плане обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», описывает «Коммерсантъ».  Особое внимание в этом проекте уделяется облегчению условий ведения малого бизнеса, правительство готово снизить налоговую и административную нагрузку на него и на индивидуальных предпринимателей. По задумке авторов проекта, эта и прочие меры должны послужить для сокращения бюджетных расходов.

Однако в одной из главных на данный момент сфер, а именно в отношении импортозамещения, МЭР предусмотрел существенное обновление, которое заключается в разработке поправок к закону №223 о госзакупках. Согласно этим поправкам, государственные акционерные общества и те компании, которые получают поддержку со стороны государства, должны будут производить фиксированную долю закупок в России. Что же касается закупок за пределами страны, то ожидается, что будет установлен специальный режим, включающий, среди прочего, и консультации с правительством.

Предполагается, что этими изменениями министерство стремится подстраховать рынок от массовых пересмотров контрактов, которые уже находятся в реализации.

Заместитель директора Центра развития конкурентной политики и государственного заказа ИПКГМУ РАНХиГС Николай Баранов полон оптимизма и видит в этом радужные перспективы: «С точки зрения российских поставщиков, конечно, это очень положительное решение. Оно стимулирует сразу две позиции: первая — это расширение и увеличение производства со стороны российских поставщиков, и второе — локализация производства иностранных поставщиков на территории России.  Такое решение как бы подталкивает эти два пункта к расширению выпуска этой продукции именно на территории России, то есть российские поставщики создают продукцию, которую не могут поставить иностранцы, либо иностранные компании открывают офисы и уже здесь, на территории России, производят свою продукцию», — рассказывает Баранов.

«Как мы знаем, кризис — это всегда что-то новое, поэтому любой шаг, который способствует расширению производства на территории России, в любом случае будет воспринят положительно, как с точки зрения российского производителя, бизнеса, так и с точки зрения государства. Это по-любому положительный шаг», — считает эксперт.

При этом Баранов уверен, что МЭР не поставит своими руками страну в сложное положение, заставив крутиться своими силами: «Ту продукцию, которую теоретически и практически в России не производят, мы все равно сможем закупать, то есть это ограничение не будет работать на ту продукцию, которой нет в России вообще, даже аналогов нет. Этот фактор по-прежнему останется, и если мы покупаем, к примеру, какую-то строительную или дорожную технику, которой нет на территории России, то может быть потребуется какой-то дополнительный документ, подтверждающий, что аналога такому оборудованию нет. И тут же заказчик может разместить и купить все необходимое», — говорит специалист по госзакупкам.

Еще один важнейший рычаг воздействия на предпринимателей, а именно налоговые выплаты, МЭР намерено сократить, дав тем самым бизнесу возможность существовать чуть более комфортно в кризисных условиях. В частности, в ведомстве серьезно настроены существенно снизить ставки всех специальных режимов налогообложения для малого бизнеса, который привносит в бюджет относительно немного средств. Ставка единого налога на вмененный доход (ЕНВД) может быть снижена вдвое, с 15% до 7,5%. Бизнес, который работает по упрощенной схеме налогообложения и сейчас платит  6% с выручки, возможно, скоро будет платить всего 1%, а те, кто платит с разницы доходов и расходов, будут должны уплачивать 5% вместо 15%.

Кроме того, сообщается о щедрой инициативе распространить недавно принятые налоговые каникулы сроком на два года для тех, кто впервые зарегистрировался в качестве индивидуальных предпринимателей в области производства, социальной или научной деятельности, вообще на всех индивидуальных предпринимателей.

Заведующий кафедрой менеджмента МИДПО РАНХиГС Илья Быковников тоже видит большие перспективы этого раздела антикризисного плана МЭР: «Если все получится так, как задумано Минэкономом, то это  будет весьма полезно с двух позиций. Во-первых, для развития самого малого бизнеса и, во-вторых, это  дополнительные поступления в бюджет, потому что, как бы это не было банально, если ставки снизятся, то во-первых, большая часть выйдет из тени, нежели сейчас, а во-вторых, будет больший стимул для создания и официального ведения деятельности в формате малого бизнеса. Поэтому это хорошая идея, и главное, чтобы она была правильно организационно реализована», — говорит Быковников. На вопрос, помогут ли такие меры малому бизнесу пережить кризис, он однозначно ответил, что да, помогут, потому что если речь идет о понижении налоговых ставок при сохранении всех прочих условий, то у малого бизнеса выплаты по налогам значительно уменьшатся.

Повышение порога выручки, при которой малый бизнес может использовать упрощенную схему налогообложения, с 60 до 250 миллионов рублей, очевидно, приведет к тому, что огромное количество предприятий малого бизнеса смогут воспользоваться такой привлекательной возможностью. Однако Быковников считает, что здесь не все так просто: «Есть один вопрос, не появятся ли дополнительные условия, которые будут сопровождать это? Потому что, как правило, или по крайне мере, когда порог изменяли в прошлый раз, в дополнение к изменению порога, который тоже вырос, возникли и дополнительные условия, связанные и с документальным оформлением, и с правилами ведения. Если этого не случится, то это будет тоже весьма полезно», — говорит эксперт.

Член Президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Максим Жуков менее оптимистичен в своих оценках и прогнозах: «Основным фактором развития бизнеса в кризисное время являются понятные правила игры. В условиях сегодняшнего экономического кризиса крайне важно понимание единства в действиях всех контрагентов: государства, бизнеса и общества в целом», — рассуждает Максим Жуков.

Он считает, что система координат в бизнесе немного отличается от всеобщей: «Для предпринимателей крайне важным является даже не стабильность курса рубля, или стоимость барреля нефти, а доступность кредитных ресурсов, доступ к которым был ограничен посредством увеличения ставки рефинансирования. Предполагаемые пакеты мер нацелены на решение адресных проблем отдельных компаний и не способны оказать влияние на рынок в целом. Основной помощью предпринимательской деятельности в данной ситуации может быть общее снижение кредитной банковской ставки и ставки рефинансирования, которая позволит развивать лизинговые программы, ипотечные программы, даст возможность большему количеству компаний участвовать в государственном заказе, где требуются банковские гарантии», — объясняет Жуков.

«При этом необходимо отметить, что введение дополнительных мер по ужесточению госрегулирования бизнеса в сегодняшней ситуации может крайне негативно сказаться на предпринимателях. Что касается инициативы МЭР, то, конечно, же снижение госрегулирования в предпринимательской среде — это позитивный сигнал. При этом адресное таргетирование отдельных предприятий через ВЭБ не будет панацей. Одним словом хотелось бы сказать, что все данные меры являются малоэффективными в ситуации опрокидывания банковского сектора. Крайне важной задачей для сегодняшней экономики России является возврат к институциональной обоснованной ставке рефинансирования, все остальное является в большей степени попыткой успокоить бизнес нежели решить реальные проблемы», - резюмирует эксперт свою точку зрения.

Помимо бизнеса антикризисный план МЭР затрагивает и другие не менее важные сферы экономики, в частности, планируется помощь банковскому сектору. По данным «Коммерсанта», МЭР настроен на качественное ослабление банковского надзора. Авиаперевозчики могут быть избавлены от обязанности выплачивать НДС на внутренние рейсы. Также льготы ожидаются для отрасли сельского хозяйства, издание предполагает, что  наиболее значимо в этом вопросе предложение по отсрочке уплаты НДС на конец III квартала при продаже будущего товара до сбора урожая.

Кроме того, сообщается, что МЭР выступит с инициативой отказаться от готовящихся и уже введенных усилений госрегулирования и ужесточения законодательства.