28 марта 2024, четверг, 18:52
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

17 февраля 2015, 15:08

Складка времени

«Складка времени»
«Складка времени»

Мы продолжаем публикацию книги Андрея Курпатова «Складка времени». Это лонгрид о том, почему наше самосознание, мышление и желание оказались в тупике. И есть ли из него выход...

Часть 1

Часть 2

 
Андрей Курпатов

Каждый из нас, по существу, является слепком с того мира, в котором нам довелось формироваться, а затем жить. Чем сложнее и богаче этот мир, тем, безусловно, насыщенней и многограннее становится и наша внутренняя жизнь. Но верно и обратное: по мере того, как этот мир – социо-культурная среда – претерпевает уплощение, сглаживается, унифицируется, дезинтегрируется, аналогичные процессы проистекают и в нашем мозге (чего, разумеется, мы заметить не можем, потому что мы есть этот наш мозг). В свое время, Зигмунд Фрейд объяснял этот феномен с помощью своих «принципов» «удовольствия» и «реальности»: культура создает препятствия для удовлетворения наших «низменных» потребностей, поэтому мы не можем следовать «принципу удовольствия» (цель видишь – задача ясна), и вынуждены изобретать обходные пути – как получить тоже самое, но пройти к нему окружной дорогой, следуя как раз тому самому «принципу реальности», формирующему нашу культуру[i]. Но сейчас мы наблюдаем обратный процесс: там, где раньше было нельзя – теперь можно, и мы уже настолько не испытываем проблем с удовлетворением наших потребностей, что страдаем от того, что не можем захотеть (апатия, абулия и депрессия в психотерапевтической практике активно вытесняют актуальную еще не так давно тревогу).  

Сказываются ли эти процессы на нашем «времени», на том, как мы переживаем время, на том, каким оно становится? К сожалению, об этом мало задумываются, но да – сказываются, причем, драматически. Современный человек едва уловимым образом теряет интерес с истории и совершенно не видит в сторону будущего, и трудно вспомнить, когда еще человечество настолько жило «одним днем». В книге «Смысл в бес-СМЫСЛЕННОЕ время» Бенно Хюбнер противопоставляет современное общество (которое он называет «Открытым обществом цели») прежнему «Закрытому обществу СМЫСЛА», в котором людям жилось трудно, учитывая социальную несправедливость, необходимость постоянно бороться за выживание и удовлетворение самых элементарных потребностей, но в котором им не было скучно. Современный мир – мир тотальной «скуки», в котором гнет житейских тревог становится меньше, но что делать с высвободившимся временем – непонятно (притом что, ко всему прочему, и как «свободное» это время совершенно не ощущается). Это мир, в котором люди потребляют лишнее, чтобы не чувствовать себя лишними, в котором ИСТИНЫ – пишет он заглавными буквами, – больше не очаровывают, и лишь само «очарование», то есть, эстетические впечатления, еще способны будоражить чувства человека, «становятся единственной истиной ничем и никому не обязанных людей»[ii]. Это мир выпадения из времени.

Мы перестали доверять своему прошлому, которое столько раз оскандалилось и переписывалось, мы потеряли и всякую веру в будущее, поскольку ничто не гарантирует его нам хоть с какой-то долей определенности. Мы живем сейчас, потому что сейчас жить можно – не слишком счастливо, не слишком уверенно, но можно. И все это, опять же, последствия, как это не странно, нашей информационной цивилизации – тоффлеровской «третьей волны». До тех пор, пока история не фиксировалась на видеоносителях и в таком невероятном количестве разного рода письменных и иных свидетельств, она существовала в виде свернутых, четко спозиционированых и самоочевидных нарративов (© Х. Уайт), а сейчас она представляет собой невероятный объем вырванных из контекста и никак не связанных друг с другом фактов, которые позволяют организовывать их, по сути, любым образом. То есть, свое прошлое мы уже не вполне себе представляем (в виде целостной и понятной картины), а будущее, естественным образом, из него не вытекает, в связи с чем и настоящее обессмысливается. А дальше можно проводить хоть один «следственный эксперимент», хоть десять, но суть от этого не изменится – мы завязли в какой-то странной, парадоксальной темпоральности, которую я и назвал «складкой времени».

Изначальным, исходным пунктом этого моего исследования было ощущение складки времени. Я видел ее проявления всюду: самые разные явления современности – социальные, экономические, политические, психологические, культурные – все находили для меня свое объяснение в этом загадочном словосочетании «складка времени». Как-то внутренне мне стало понятно, что наблюдаемые искажения, трансформации, стагнации связаны именно с феноменом времени, что дело не в культуре как таковой, и не в политике самой по себе, не в психологии и в не экономике, а в том, что само время – изменившееся, впавшее ни то в кому, ни то в какой-то странный пароксизм – перестало насыщать эти сферы необходимой силой развития, а напротив, свертывает их, сжимает, выхолащивает.

Все больше, осмысляя этот загадочный феномен и проецируя возникающее понимание на окружающую действительность, мне удалось зарекомендовать себя (впрочем, совершенно помимо моей воли) в качестве человека, способного с большой долей достоверности предсказывать будущее. Хотя, в действительности, никакими предсказаниями я не занимался вовсе, а лишь пытался максимально методологически четко описать феномен складки, применительно к той или иной сфере. Но факт оставался фактом – понимание феномена «складки времени» дает весьма точное представление о том, к каким последствиям, в самой этой складке, приведет то или иное действие. Данное обстоятельство, позволило и мне самому по-другому взглянуть на исследуемый феномен: если складка, и в самом деле, заставляет нас, в некотором смысле, ходить по кругу (что, собственно, и открывает нам широкое поле прогностических возможностей), то как из этого круга выйти? Решением этого вопроса, я, собственно, и занялся...

Постепенно мне стало понятно, что хотя мы и прибываем в настоящий момент всей нашей культурой (по крайней мере, той ее части, что доступна моему наблюдению и пониманию) в состоянии «складки времени», в действительности, феномен этот не является сугубо историческим, а напротив, вполне универсальный. То есть, история, конечно, может создавать свои мега-складки, на подобии той, в которой мы сейчас оказались (и в которые вкатываются целыми цивилизациями), но возможны еще и частные, единичные, личные для каждого человека, его собственные – «складки времени». Содержательно те и другие, конечно, сильно отличаются друг от друга, однако, сущностно, это явления одного порядка (просто драматически разных размеров). Собственно поэтому, я и сосредоточил свое внимание на сопоставлении двух этих процессов – складки цивилизационной и складки индивидуальной, – пытаясь прояснить таким образом ее сущность и механизмы, а также найти пути выхода из ее замкнутости.   

Впрочем, как я уже говорил, от понятия «складки времени», которое легло в основу моих первоначальных размышлений, меня уводили открывающиеся друг за другом вопросы и темы – попутно я столкнулся с феноменом времени как такого, с субъектностью времени, со структурой нашего мышления и отношений его с реальностью, а также с природой желания и логикой современной политэкономии (причем, это далеко еще не полный список). Так что, в какой-то момент мне нужно было уже волевым решением положить конец всему этому интеллектуальному безобразию и, отставив в сторону все «лишнее», попытаться прояснить собственно тот феномен, с которого я начал, и который, как мне представляется, должен быть обязательно нами осмыслен самым серьезным образом. В конце концов, на дворе, действительно, цивилизационная мега-складка времени – трудно считать безобидным подобное «развитие событий», и глупо не пытаться найти из этой ситуации выход.    

Таким образом, эта книга – лишь «одна из» в списке других книг, частью уже написанных, частью находящихся в работе – «Способы думать», «Субъект и желание», «Другой и мышление», «Реальность как она есть» (впрочем, не могу гарантировать, что все они сохранят впоследствии свои «рабочие» названия). Надеюсь, впрочем, что каждая из них окажется вполне самоценной, как и та, что вы держите в руках.

Приятного чтения!

 


[i] Фрейд З. «Я» и «Оно»: Труды разных лет. Книга I. – Тбилиси: «Мерани», 1991. – 400 с.

[ii] Хюбнер Б. Смысл в бес-СМЫСЛЕННОЕ время: метафизические расчеты, просчеты и сведение счетов / Пер. с нем. А.Б. Демидов. – Мн.: Экономпресс, 2006. – 384 с.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.