Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
23 января 2017, понедельник, 11:34
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

20 февраля 2015, 16:14

Складка времени

«Складка времени»
«Складка времени»

Мы продолжаем публикацию книги Андрея Курпатова «Складка времени». Это лонгрид о том, почему наше самосознание, мышление и желание оказались в тупике. И есть ли из него выход...

Часть 1

Часть 2

Часть 3

ВВЕДЕНИЕ

(теоретическая возможность «складки времени»)

 
Андрей Курпатов

Все мы живем в определенное время, и это время бывает разным – «время перемен», «время застоя», «военное время», «время кризиса», «время репрессий», «время роста и процветания» и проч.. На первый взгляд кажется, что речь идет просто о том или ином историческом времени (по крайней мере, мы легко можем представить себе соответствующие исторические события), однако, не думаю, что данные «устойчивые выражения» могут принадлежать историкам-формалистам (в противном случае, было бы достаточно называть соответствующие исторические периоды, и не обобщать их таким образом). Очевидно, что пользуясь этими языковыми маркерами, мы пытаемся сказать, что в это время (в то или другое) само наше существование становится иным, соответствующим этому времени, производным от него.  

Нечто подобное мы имеем в виду, когда говорим, например, «да, сейчас такое время», «нет, сейчас совсем другое время», «а вот было время, когда…», «в иные времена». Здесь, вполне определенно, речь идет о некой специфике самой жизни, продиктованной временем, но не только его обстоятельствами, а еще и каким-то его особенным качеством. Или вот еще фигуры речи – «плохое время», «беззаботное время», «счастливое время», «никчемное время»… Предполагается, вроде бы календарное время: когда непосредственно – год, месяц, день – мы были счастливы или, наоборот, удручены, ну или еще как-то. Но это только теоретически. По факту, используя эти обороты речи, мы говорим о другом – мы говорим о том, что в самом этом времени было что-то такое, что делало нас счастливыми или несчастными (или какими-то еще).  

Иными словами, даже подразумевая определенное историческое или календарное время, мы говорим об этом времени (пытаемся сказать) что-то большее – что-то сверх и помимо формального указания на факт тех или иных политических, экономических или социально-психологических условий, мы пытаемся сказать о самом – специфическом – времени. Еще раз: мы говорим не просто о том, что обстоятельства нашего времени – такие-то (война, застой, научно-технический прогресс и т.п.), и не просто о том, что нам было в этом времени как-то (весело, грустно, беззаботно), а что само наше переживание этого времени (его «атмосфера») чем-то отличается от других «времен», что мы сами другие в этом времени.

Возможно, что куда лучше нас это и такое время понимают китайцы, у которых в самом языке нет нашего, «западного» понятия времени, о чем самым замечательном образом пишет Франсуа Жюльен в своей книге «О “времени”. Элементы философии “жить”»: «Марсель Гране со свойственной ему проницательностью первым выдвинул предположение о том, что в Китае не было разработано понятие времени. [...] Никто в Китае “не думал представлять время как монотонную длительность, состоящую из последовательности однородных моментов, соответственно равномерному движению”. Китайцы, согласно удачной формуле Гране, предпочитали видеть во Времени совокупность эр, сезонов или эпох. [...] Если мы решим обратиться только к тем понятиям, которые были характерны для самих китайцев, то они, похоже, мысленно связывали две вещи: моментблагоприятный случай, с одной стороны (понятие ши), и длительность, с другой (понятие цю). Однако они не думали об объемлющей оболочке, которая была бы “временем”. [...]

Речь идет не о “времени”, а о “благоприятном” времени, на латыни говорят: tempuscapare, “лови момент” – время, которого надо уметь не только “дождаться”, но так же и не упустить; оно вписывается в стратегическую, а никак не теоретическую логику, и именно по этой причине оно встречается в разговорной речи в смысле: (засечь подходящий) момент. [...] Выражение, использованное в “Беседах и суждениях”, предварительно сжато: ведь то, что мы переводим как “ждал благоприятного момента”, выражено одним единственным термином ши, который обозначает “момент” (“сезон”) и служит здесь глаголом. Ибо сам этот момент не нейтрален, не индифферентен, он остается качественно маркированным подобно сезону и поэтому является стратегическим. Момент является не простым сжатием “движения”, как свидетельствует об этом его латинская этимология (moment выводится из movimentum, от лат. movere, “двигаться”. – пер.), но внутренней меткой возможности, которую он приглашает нас постигнуть и которую надлежит использовать. Как таковой, он неотделим от ситуации, проникнутой некой естественной склонностью»[i].

По каким-то причинам (надеюсь, в ходе дальнейшего изложения мы сможем понять по каким именно) мы понимаем время не просто как показания часов, календарей или свидетельство учебников истории, но и как нечто самостоятельное, особенное, организующее наш мир и живущее нами и через нас. Однако, я сразу должен оговориться (не хочу быть понятым неправильно): при всем при этом, я не готов рассматривать время ни в метафизическом аспекте, ни в аспекте некой мифической силы. Нет, я надеюсь обнаружить и конституировать этот феномен с предельно позитивистских позиций (что, впрочем, не означает, что мы будем говорить о «времени» как его понимают физики или психологи).

Складка времени как экспериментальная патология

Имплицитно осознавая наличие цивилизационного феномена, скрывающегося за понятием «время», им занимались историки и культурологи (в широком смысле этого слова), анализируя специфику различных исторических эпох, общественных формаций, разные уровни культурного развития и разные культуры (К.Маркс, О.Шпенглер, Ф.Фукуяма и др.). Психологи и социальные психологи (П. Фресс, Р.Левин, С.Гроф и др.) занимались изучением собственного «субъективного времени» (не в смысле субъектности, а в смысле индивидуального проживания и переживания времени) – известно, что человек, находящийся в том или ином психическом состоянии, например, в мании или в депрессии, переживает время по-разному, опаздывающий – не так, как скучающий, а трезвый – не так, как в состоянии измененного сознания. Философы, со своей стороны, не раз пытались ухватить «за грудки» само время: описать его, как феномен, имеющий собственное существование (св. Августин, Ф.Ницше, А.Бергсон, М.Хайдеггер, Ф.Жюльен и др.), тщетно преодолевая попытки его постоянного ускользания. А есть еще время физиков (А.Эйнштейн, С.Хоккинг, Р.Пенроуз), блистательные, ставшие почти классическими, работы Дж. Уитроу, Г.Рейхенбаха и А.Грюнбаума, время историков-методологов (Х.Уайт, Ф.Р.Анкерсмит), биологов, исследователей архетипов коллективного бессознательного (К.Юнг, Дж.Кэмпбелл, М.Эллиада) и т.д., и т.п..

Но суть, если оставить в стороне узкоспециальные подходы, как правило, неизменна: речь идет или о времени общества, или о времени индивида, или о времени как о некоем самостоятельном явлении. Время, таким образом, есть нечто, рождающееся где-то на стыке конкретного человека и социального как такового. Другое дело, что провести здесь – между человеком и собственно социальным – некую границу крайне затруднительно, а главное – сама такая попытка в очередной раз даст времени ускользнуть. В этом перманентном ускользании, как мне видится, и состоит главная трудность предпринимаемых исследований феномена времени.

В книге я пытаюсь рассмотреть не феномен времени как таковой, а феномен его складки – тот специфический эффект, который я, например, с удивлением наблюдаю в окружающей меня (равно как, думаю, и моего читателя) действительности: с одной стороны, мы все странным образом теряем прежнее ощущение перспективы – образ возможного будущего ни собственного, ни общественного не проступает, с другой, сама история – как наша, индивидуальная, так и общая (стран, культур, народов) – перестает быть прежней, рассыпается, теряя свой когда-то стройный метанарративный облик; а мы сами, оказавшись в такой ситуации, как будто схлопываемся. Перед нами, таким образом, некая специфическая «патология» времени – его «складка», которая, возможно, и позволит разглядеть его – времени – истинные и сущностные черты (так, по крайней мере, в медицине именно патология часто позволяет понять то, что, на самом деле, происходит в норме).

Впрочем, «патология» эта дана нам лишь через наши собственные изменения, вызываемые этой «складкой»; и изменения не просто поведенческие (включая мышление, потребление и т.п.), а в самом нашем ощущении своего места в мире, которым данное поведение и определяется. Время складывается в складку не случайно и не само собой – вокруг нас меняется среда (информационная, социальная, экономическая, политическая), причем, во многих вопросах сущностно, мы меняемся из-за этих изменений среды, и, меняясь (тоже сущностно?), меняем среду вокруг себя. Круг этот замкнутый, а темпы перемен в указанных средах – предельные (экспоненциальный рост объемов и доступность информации, многомерность глобализации и т.д.), что на фоне странного нашего субъектного схлопования (замедления, рассеивания и сглаживания), не может не настораживать.

При этом, если за феноменом «времени» мы действительно угадываем (и это не просто кажимость) нечто реальное и другое (нежели часы, календари и исторические нарративы), то упомянутая «патология» должна проявлять себя, во-первых, на разных уровнях социального (от самого простого – личностного, до самого сложного – общественного бытования в целом), во-вторых, в разных анклавах социального (в разных культурах и субкультурах, в различных системах мировоззрения, на разных территориях и т.д.), а в-третьих и наконец, в разные «исторические» времена, хотя и с разной содержательной спецификой и интенсивностью (под «историческим» здесь понимается, в зависимости от уровня, как индивидуальная, так и общественная история). Это именно те методологические принципы, которые определяют направленность дальнейшего повествования.   

Складка, вообще говоря, понятие как раз геометрическое, пространственное. Именно в этом смысле им, например, активно пользуется Жиль Делёз, поясняя сущность монадной теории Лейбница, или рассказывая о «внутренней стороне мысли» Фуко, нагромождая образы – лабиринтов, этажей, бумажных сгибов, кожных складок и драпировок ткани, демонстрируя Бытие как игру видимого и скрытого, явленного и потаенного, приходящего и исчезающего. Как Складку.

 

[i] Там же, с. 55, 58, 64-65

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

11:18 В «АиФ» назначен новый главред
11:17 Кабмин отказался поддержать штрафы для ВИЧ-инфицированных
11:01 Минкомсвязи предложило продавать SIM-карты через интернет
11:01 В Астане стартовали переговоры по Сирии
10:47 Российский бегун рассказал ARD о подготовке спортсменов отстраненным тренером
10:46 Незадолго до смерти «ледяной человек» Эци ел мясо горного козла
10:26 СК возбудил дело против россиян из-за участии в «Правом секторе»
10:17 Часть налогов компаний может зависнуть в банках из-за Минфина
10:10 Экс-сотрудник АП возглавит район Подмосковья
09:59 На Колыме бензин начали продавать по талонам
09:50 ЦБ отозвал лицензии у трех региональных банков
09:44 Мизулина выйдет из «Справедливой России»
09:33 Спецслужбы США провели расследование связей советника Трампа с Россией
09:33 Премьер Японии высказал недовольство из-за военного укрепления РФ на Курилах
09:25 Минобороны сравнило строительство своих объектов с послевоенным
09:16 В Совфеде отреагировали на слова кандидата в президенты Франции о санкциях
09:13 Samsung назвал аккумулятор причиной возгорания Galaxy Note 7
09:05 Мадонна назвала свое заявление о Трампе метафорой
00:00 Мемория. Борис Березовский
22.01 20:49 Австралия откажется от проверки паспортов в аэропортах
22.01 20:28 Россия заявила о непростом обсуждении Сирии в Астане
22.01 19:57 Ткачев встретился с главой немецкого минсельхоза
22.01 19:27 Сирийская оппозиция обвинила Иран и Дамаск во влиянии на РФ
22.01 18:59 Минтруд высказался за ограничение дорогих покупок за наличные
22.01 18:35 СМИ сообщили о способности РФ победить армию Великобритании за день
22.01 18:03 У певицы Пелагеи родился первенец
22.01 17:46 В Москве у МКАД экстренно сел вертолет
22.01 17:37 Трамп отреагировал на акции протеста против него
22.01 16:43 Представители властей Сирии прибыли в Астану
22.01 16:26 В Москве резко похолодает
22.01 15:57 Избран новый генсовет ЕР
22.01 15:26 Премьер Великобритании отказалась отвечать на вопрос о провальном испытании ракеты
22.01 15:04 Саакашвили обиделся на СМИ за его неудачное фото с инаугурации Трампа
22.01 14:36 Медведев переназначен лидером «Единой России»
22.01 14:14 Медведев призвал россиян не думать о преждевременной отмене санкций
22.01 13:34 СМИ рассказали о неудачном покушении на украинского депутата Геращенко
22.01 13:02 Источник сообщил о предложении ЕР переизбрать Медведева главой партии
22.01 12:42 СМИ сообщили о провальном испытании Великобританией ядерного оружия
22.01 12:21 Порошенко отверг возможность отказа от Донбасса
22.01 12:07 Первая ракетка мира проиграл Звереву в турнире Australian Open
22.01 11:53 Китай потратит на развитие интернета 100 млрд юаней
22.01 11:25 СМИ заявили о грозящих протестовавшим против Трампа сроках
22.01 11:11 Экс-глава ЦРУ подверг Трампа критике за посещение штаб-квартиры спецслужбы
22.01 10:38 Мадонна нецензурно высказалась в адрес Трампа на митинге в Вашингтоне
22.01 10:17 Экс-президент Гамбии уехал из страны
22.01 09:49 Сирийская оппозиция прибыла на переговоры в Астану
22.01 09:39 Верховная Рада рассмотрит проект об исключительности украинского языка
22.01 09:31 Супруга Трампа опубликовала первый твит в качестве первой леди
22.01 09:21 Международный союз биатлонистов откроет расследование против спортсменов РФ
22.01 09:11 Глава МИД Германии оценил избрание Трампа как конец старого мира
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.