Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
5 декабря 2016, понедельник, 07:34
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

21 февраля 2015, 21:12

Все сложно с Изабеллой д’Эсте

Изабелла д’Эсте
Изабелла д’Эсте

Последние пару лет в Италии и Швейцарии разворачиваются события, напоминающие польский фильм «Винчи». Тут есть и таинственная пропажа произведения искусства, и дуэль экспертов, и, конечно, шедевр Леонардо да Винчи, который, возможно, создан вовсе не им. 10 февраля было объявлено, что неуловимая картина найдена в банковском хранилище в Лугано. Но понятно, что это далеко не конец загадочной истории.

А началась эта история в декабре 1499 года, когда миланский герцог Лодовико Сфорца был разбит французским королем Людовиком XII. Французы вошли в Милан, и художник Леонардо до Винчи бежал в Мантую, где ему покровительствовали маркиз мантуанский Франческо II Гонзага и его прекрасная жена Изабелла д’Эсте.

 

Портрет Изабеллы д’Эсте работы Тициана

Изабелла была ценительницей античного искусства и покровительствовала современным художникам и скульпторам, которые в духе той эпохи также старались следовать в творчестве античным идеалам. При мантуанском дворе бывал не только Леонардо да Винчи, но также Рафаэль, Тициан и другие художники. Франческо Гонзага и Изабелла были покровителями поэта Ариосто и композитора Тромбочино. «После мантуанской маркизы остались связки писем, сундуки с нарядами и драгоценностями, коллекции картин и предметов искусства, собрание книг и рукописей. В моральной и интеллектуальной атмосфере Возрождения она оставила след более глубокий, чем если бы была сама натурой творческой и артистичной. Изабелла д’Эстэ явилась одной из первых создательниц моды, не только моды на покрой платья и на фасон прически, но моды искусства, поэзии, нравов», – писал об Изабелле Павел Муратов в «Образах Италии».

Леонардо да Винчи уже был знаком с мантуанской четой. Они впервые встретились в 1491 году, когда проходила двойная свадьба: Изабелла выходила замуж за Франческо Гонзага, а ее сестра Беатриче – за Лодовико Сфорца. Леонардо участвовал в организации церемонии, по его эскизам были сделаны костюмы для проходившего на свадьбе рыцарского турнира. Теперь же он нашел в Мантуе временный приют.

В это время художник создал два рисунка, изображающих Изабеллу. Возможно, они делались в качестве эскизов к будущему портрету. Уезжая в Венецию, Леонардо взял один из рисунков с собой, а второй отдал Франческо Гонзага. В дальнейшем в переписке Изабеллы с художником она несколько раз просила его сделать живописный портрет на основе рисунка, но не осталось никаких сведений, что Леонардо да Винчи сделал это. Рисунок, оставшийся в Мантуе, был утрачен. Тот, что был увезен Леонардо, сохранился и сейчас находится в коллекции Лувра.

 

Изабелла д’Эсте. Рисунок Леонардо да Винчи (конец 1499 – начало 1500)

Однако в 2013 году появилось сообщение, что Леонардо да Винчи все-таки выполнил просьбу Изабеллы и написал ее портрет и что этот портрет найден в Швейцарии. Картина размером 61 на 46,5 сантиметров в числе около 400 других произведений искусства находилась в коллекции живущей в Швейцарии итальянской семьи. Владельцы рассчитывали продать ее, но так как итальянские власти имели все основания для подозрений, что коллекция была вывезена за пределы страны незаконно, сделка была приостановлена. Тогда портрет впервые попал в руки экспертов.

 

Предполагаемый портрет Изабеллы д’Эсте работы Леонардо да Винчи

Следует помнить, что в случае признания авторства Леонардо да Винчи авторитетными исследователями, портрет станет громкой сенсацией, так как он окажется единственной работой Леонардо на холсте. Обычно художник писал на дереве. Например, «Мона Лиза» нарисована на тополевой доске. Но такой необычный для Леонардо материал в первую заставляет сомневаться в его авторстве. Эксперты, однако, успели установить, что холст загрунтован по рецепту, приводимому в трудах Леонардо. Радиоуглеродный анализ определил возраст холста – между 1460 и 1650 годами. Но соответствующий возраст холста не означает доказательства, что картину писал конкретный художник. Неизвестные фальсификаторы могли раздобыть холст нужного периода и воспользоваться известным из работ Леонардо рецептом грунта. Переписка Леонардо и Изабеллы тоже вполне доступна, как и хранящийся в Лувре рисунок. Все это – хорошая почва для создания подделки. Правда, рентгенофлуоресцентная спектрометрия показала, что используемые пигменты также соответствуют творчеству Леонардо, но и это не может стать окончательным доказательством. Отметили эксперты и явное несовершенство живописи некоторых фрагментов картины: венец Изабеллы и пальмовая ветвь в ее руках написаны, скорее, ученической рукой.

Но в любом случае юридические основания для возвращения картины в Италию имелись. Однако незадолго до изъятия картины, она непонятным образом исчезла.

Лишь 27 августа 2014 года полиция итальянского города Пезаро, расследуя дело о финансовых махинациях, обнаружила у местного адвоката письмо от 70-летней Эмидии Чеккини, предполагаемой владелицы портрета, где она поручает ему продать картину не менее чем за 95 млн. евро. Так удалось вновь напасть на след картины. В результате совместной операции финансовой гвардии и управления карабинеров по охране культурного наследия при содействии властей Швейцарии картину нашли в банковском хранилище города Лугано.

 

Находка картины в феврале 2015 года

Пока прокуратура занята расследованием сложного дела, куда вовлечено более 70 человек и в котором попытка продажи картины – лишь один эпизод, итальянские медиа вновь обратили внимание на загадочный портрет. В одной из газет недавно появилось сообщение, что авторство Леонардо да Винчи признал один из ведущих специалистов по его творчеству Карло Педретти, который руководит Центром Леонардо в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Сообщалось даже, что, по мнению Педретти, Леонардо мог написать портрет в 1514 году, когда он и Изабелла встретились в Риме.

Впрочем, Педретти вскоре опроверг это, сказав, что он лишь признал картину достойной дальнейшего изучения. Педретти рассказал, что он изучал картину в Швейцарии несколько лет назад по просьбе юриста, представляющего интересы владельцев. Но дал заключение, признав возраст картины и некоторую вероятность того, что она принадлежит кисти Леонардо, но рекомендовал провести более масштабные исследования.

Точка в исследованиях картины не поставлена, и остается надеяться, что она вновь не исчезнет таинственным образом.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Facebook Google GPS IBM iPhone PRO SCIENCE видео ProScience Театр Wi-Fi альтернативная энергетика «Ангара» античность археология архитектура астероиды астрофизика Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса визуальная антропология вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология глобальное потепление грибы грипп демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии коронавирус космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. открытия палеолит палеонтология память педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы ракета растения РБК РВК регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы Сингапур смертность Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа эволюция эволюция человека экология эпидемии этнические конфликты этология ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.