Адрес: https://polit.ru/article/2015/02/24/al240215/


24 февраля 2015, 15:12

Донбасс проясняется, сценария не видно

Несколько даже загадочным образом ситуация с Донбассом стала проясняться. Но только особого оптимизма в этом факте нет, поскольку по ходу данного прояснения особых радостей не обнаружить.

ООН и другие

С организационной стороны продолжается история с миротворцами: в штаб-квартире ООН в ночь на 24 февраля обсуждали возможность миротворческой миссии в Украине. Пока решили, что будут «искать пути реализации мирных инициатив Киева». Которые и состоят в идее пригласить в Донбасс миссию. Там так: утверждается, что это может быть не «обычная миротворческая миссия» - Украина не будет иметь право определять состав и полномочия контингента.Однако при этом Украина собирается обратиться по этому поводу в Евросоюз.

Пока есть версия, что предложение об утверждении миссии будет вынесено на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН. Это вот к чему: России эта идея совершенно не понравилась, а у нее право вето в Совбезе. Соответственно, возникла такая идея: сли предложение о миротворцах вынести на Генассамблею, то вето удастся обойти. 

Сейчас в Донбассе не так, чтобы спокойно, но армейские источники ЛІГАБізнесІнформ «отмечают общее снижение интенсивности обстрелов». Основные проблемные точки: станица Луганское и город Счастье (Луганское направление), село Пески (Донецкое направление), село Широкино (Мариупольское направление). Плюс еще прилегающие к Донецку шахта Дутовка, поселок Водяное, Красногоровка и Авдеевка. Генштаб ВС Украины заявил, что «пока не готов отводить тяжелое вооружение от линии разграничения, так как российская армия и наемники не прекращают обстрелы». Мотивировка: «согласно Минским соглашениям от 12 февраля, отвод тяжелых вооружений обеими сторонами должен начаться через сутки после полного прекращения огня».

Еще и истории, что ли, точечного порядка. В Харькове планировалось проведение гражданской панихиды по воинам, погибшим в АТО. Когда возле Дворца спорта формировалась колонна, произошел взрыв. Сообщают о трех погибших и около 10 раненых. Кроме того начальник милиции Донецкой области В.Аброськин заявил, что в Мариуполе предотвращен теракт.

С западной стороны реакции на все это нет. В смысле, чтобы какой-то конкретной. Спикер Госдепа Д.Псаки вполне формально сообщила в понедельник:: «Мы считаем, что соблюдение минских договоренностей поможет урегулировать конфликт в Украине». Было добавлено, что «У США вызывают обеспокоенность нарушения режима прекращения огня в районах Дебальцево, Мариуполя и других местах на востоке страны».  А в целом США «продолжают рассматривать введение дополнительных санкций в отношении России. Нарушения режима прекращения огня приведут к дальнейшим последствиям».

Последняя фраза тут как бы свидетельствует о том, что Минск-2 все равно хотят держать как рамку - невзирая на Дебальцево и т.п. То есть, договоренности считаются в какой-то мере действующими. Ну, стороны типа предпочитают считать, что договорённость есть и – при всяких неувязках - с этим как-то можно жить.

Россия, рамка

С Россией все просто: было интервью В.Путина («Владимир Путин ответил на вопросы журналиста Владимира Соловьева».). Все вопросы об Украине, конечно. Основное тут в том, это интервью возникло, хотя никакого особого повода не было. 23 февраля им не является. Да и в интервью дата упомянута в несколько своеобразной форме.

«В.СОЛОВЬЁВ: Уважаемый господин Президент, только что вся страна отметила День защитника Отечества, а на территории братской Украины теперь это считается днём захвата Крыма, и Порошенко заявляет, что сделает всё возможное для того, чтобы вернуть Крым.
Какова стадия сейчас российско-украинских отношений? Проснёмся ли мы в один день, узнав, что началась война?
В.ПУТИН: Я думаю, что такой апокалипсический сценарий вряд ли возможен, и надеюсь, что до этого никогда не дойдёт. Что касается возврата каких-то территорий, то это такие вещи реваншистского характера, и дело не в возврате каких-то территорий куда-то. Дело в том, что сегодняшнее, на мой взгляд (я не хочу давать никаких советов, но, всё-таки), руководство такой большой европейской страны как Украина, прежде всего, должно вернуть страну к нормальной жизни: наладить экономику, социальную сферу, наладить свои отношения с юго-востоком страны цивилизованным образом, обеспечить законные права и интересы людей, которые проживают в Донбассе. Если реализовывать Минские соглашения – уверен, так и будет сделано».

Ну, как-то интерпретировать тут излишне, достаточно того, что сейчас В.В.Путин счел нужным сказать именно это.  
«В.СОЛОВЬЁВ: Мы говорим, что гражданская война; Украина говорит: «нет, это прямое вторжение России». Почему мир не видит правду?
В.ПУТИН: Не хочет.
Во-первых, мир сложен и многообразен, и кто-то видит, а кто-то не хочет [видеть] и замалчивает. Монополия на мировые средства массовой информации даёт возможность нашим оппонентам вести себя так, как они ведут.
Потом, наверное, несколько неаккуратное моё замечание в ходе визита в Венгрию имело какое-то действие, когда я сказал, что обидно проигрывать вчерашним шахтёрам и трактористам. Неприятно проигрывать и России, но как-то менее унизительно.
Вместе с тем мы же знаем высказывания высших должностных лиц Украины, в том числе высших должностных лиц украинской армии о том, что, как выразился начальник Генерального штаба, когда сказал: «мы не воюем против российской армии». Что ещё нужно?»

Здесь это привычная пикировка: Генштаб имел в виду, что там не воюет регулярная армия РФ. Так что у Путина тут не выяснение отношений, а просто подтверждение рамки, в которой РФ все видит. Рамку несколько освежает тема «проигрывать унизительно» – тут маячат некие амбиции и даже нечто спортивное кто - кого. Учитывая состояние дел «на земле», все это выглядит несколько романтично. 

К рамке относится и дальнейшее: «Но вообще это всё чрезвычайно плохо: и попытки оправдать поражение, и попытки свалить это на Россию. Но самое плохое – это раздувание конфликта между Украиной и Россией или попытки раздувать этот конфликт. Если – ещё раз повторяю, уже сказал и ещё раз скажу: если Минские соглашения будут исполняться, я уверен, что постепенно ситуация будет нормализовываться. А в исполнении Минских соглашений, полагаю, Европа заинтересована не меньше, чем Россия. И никому не нужен на периферии Европы конфликт, тем более вооружённый».

 А вот дальше – уже, похоже, не рамка:
«В.СОЛОВЬЁВ: В случае эскалации вооружённых действий со стороны Украины и национальных батальонов возможно ли проведение «Минска-3» или проведения Россией экстренных дипломатических мер вплоть до признания ДНР и ЛНР?
В.ПУТИН: Пока в этом нет необходимости – в каких-то экстренных мерах. Потому что эти Минские договорённости остались не только документом, который выработан четырьмя участниками минского процесса, имею в виду Украину, Россию, Францию и Германию – они же закреплены в резолюции Совета Безопасности Организации Объединённых Наций и приобрели форму международного правового акта, поддержанного фактически всем международным сообществом. Это уже совсем другая история, как говорится. И я очень рассчитываю на то, что это будет исполняться. А если это будет исполняться, то это верный путь к нормализации ситуации в этом регионе Украины».

Словом, общее содержание интервью в том, что Минск-2 существует и должен существовать. Признание ДНР и ЛНР отнесено к экстренным мерам, то есть – ни разу не плановым. Ну, 23 февраля 2014-го было сказано именно это. И даже так: «Дело в том, что сегодняшнее, на мой взгляд (я не хочу давать никаких советов, но, всё-таки), руководство такой большой европейской страны как Украина, прежде всего, должно вернуть страну к нормальной жизни: наладить экономику, социальную сферу, наладить свои отношения с юго-востоком страны цивилизованным образом, обеспечить законные права и интересы людей, которые проживают в Донбассе. Если реализовывать Минские соглашения – уверен, так и будет сделано».

То есть, Донбасс – это Украина, та и должна заботиться. А Минск-2 – залог стабильности, причем - с таким нюансом:  «…люди, проживающие в Крыму, сделали свой выбор, к нему надо относиться с уважением, и по-другому Россия к этому относиться не может. Надеюсь, что и наши партнёры и в ближнем, и в дальнем зарубежье будут к этому относиться в конечном итоге так же, поскольку высшим критерием истины в данном случае может быть только мнение самого народа». На Донбасс эти слова явно не переносятся. 

Украина, экономика и выводы

Конечно, тема «вернуть страну к нормальной жизни: наладить экономику, социальную сферу, наладить свои отношения с юго-востоком страны цивилизованным образом» существует и в Киеве. Вполне главное там «Зеркало недели» как раз опубликовало свои прикидки («Содержание "ДНР" и "ЛНР": цена вопроса») .

Существенно, что это не просто на сайте, а в бумажной версии (ЗН выходит раз в неделю). Не редакционная статья, не передовица, но – на вполне видном месте. Большая статья. Вот такое начало: «Если даже предположить, что в силу каких-то чудесных неведомых обстоятельств Путин прекратит свое наступление и начнет отвод тяжелых вооружений от линии размежевания, согласно последним подписанным в Минске договоренностям, то не стоит забывать, что из острой фазы "горячей" войны мы тут же попадаем в следующую — экономическую».

Смысл статьи в том, что по Минску-2 Украина «приняла на себя ответственность за содержание оккупированных территорий, которые она совершенно не контролирует политически». Сообщается, что «… обязательство сие оппонирующей стороной было воспринято всерьез. Так, г-н Захарченко буквально на следующий день после подписания соглашения заявил: несмотря на то, что "ДНР" (в рамках выполнения Минска-2, надо полагать) в ближайшее время собирается взять Мариуполь, Харьков еt cetera, он уже готов представить премьеру Яценюку счет задолженности Украины перед "республикой". Который, понятно, вырастет после Дебальцево, Логвиново, и не дай Бог, запланированного…» 

Автор хочет понять, что в самом деле имела в виду Украина, это подписывая. Выяснить не очень-то получается. Минфин отвечает уклончиво, примерно в том духе, что об этом говорить будет только после того, как установится перемирие и тп. Автор заходит с другой стороны и цитирует «Черную книгу Кремля», которую на днях представило правительство:
«Всего лишь несколько цифр, характеризующие финансово-экономические и инфраструктурные потери, которые понесла Украина в 2014 году в результате аннексии Крыма и оккупации части территорий Донецкой и Луганской областей:
— уничтожено 20% нынешнего экономического потенциала;
— миллион гривен ежедневно — на проведение АТО;
— на 23 млрд. грн уменьшились поступления в сводный бюджет (из них 13,2 млрд не додали Донецкая и Луганская области);
— упали объемы промышленного производства (Донецкая область — 31,5%, Луганская — 42%)».

Цитируется также «Оценка путей восстановления и развития мира в Украине (ОВРМ)», - проводилась в ноябре-декабре 2014 г. совместными усилиями ЕС, ООН и ВБ под руководством и при участии правительства Украины. Там 200 страниц, поводов для оптимизма не найти и там.

И вывод:
«А ведь сам противник с новой силой, в прямом и переносном смысле, подсказывает выход. Что, возможно, оккупированные территории — это отрезанный ломоть. В силу каких причин — теперь не будем. Поздно. Но, возможно, признав это, мы смогли бы предпринять результативную попытку начать мирные переговоры на абсолютно других — реальных условиях. И дело здесь не только в наших меркантильных расчетах — не потянем экономически, уйдем в пропасть, Европа не возьмет…
Дело в реальном — ментальном, энергетическом, политическом отрыве оккупированных территорий от Украины. Именно поэтому так нагло ведет себя командование "республик". Отрыв произошел. И точка. Как бы больно и стыдно не было. Особенно перед теми, кто там до сих пор живет с Украиной в сердце. (Для них нужна четкая поэтапная государственная программа с жильем, работой и гарантиями выезда с оккупированных территорий). И, конечно же, перед теми, чье сердце, где умещалась целая Украина, остановилось навсегда. Поэтому наш президент выглядит предателем, соглашаясь на чужой сценарий и строя наше совместное с "республиками" будущее на основе абсолютно диких автономий, нереальных выборов, несуществующих финансов… В то самое время, когда нас продолжают бомбить, забирать территории, мучить людей.
Возможно, отказ от этих территорий и есть то самое дно, о которое мы ударимся, перевяжем раны, соберем силы и, оттолкнувшись, пойдем  вверх…»

Последняя фраза, конечно, романтична, но тема существует и укрепляется. И не только как морально-нравственная. А уже и экономически обосновываемая. И уже не как частная и неформальная, а вполне всерьез. Но, в чем проблема, и эта идея ничего не решает. Вопрос даже не в том, какой статус может быть у ДНР и ЛНР. Вопрос в том, кто готов (и может) взять на себя ответственность за эту территорию. Это даже не вопрос лиц, которые могли бы вести с той стороны переговорный процесс (Захарченко в Киеве воспримут в таком качестве лишь в случае каких-то совершенно невообразимых обстоятельств). Вопрос именно в том, кто может взять на себя ответственность – не заявить, что ее берет, а суметь взять и отвечать. Пока кандидатов не видно не разу.