Алкогольный рынок Канады: по своим правилам

В продолжение обзора мирового опыта в области регулирования винного рынка мы обращаемся к примеру Канады. В Канаде это продукт сотрудничества между государственными предприятиями и частными производителями. Единой государственной винной политики там нет. После отмены сухого закона в 1920-е гг. каждая провинция или территория Канады устанавливает свои правила. Тем не менее, существуют общие закономерности и тенденции.

Почти во всех провинциях (за исключением Альберты) есть государственная система, занимающаяся продажей алкоголя и находящаяся в ведении так называемых советов или комиссий по спиртным напиткам. На долю этих систем приходится значительный объем розничной торговли. При этом соотношение категорий продаваемого алкоголя может быть разным. В некоторых провинциях имеет место полная монополия, то есть там любые напитки, содержащие алкоголь, продаются только в государственных магазинах. В других действует смешанная система. Например, в Онтарио в государственных винных магазинах продаются все типы алкоголя (пиво, вина, крепкие спиртные напитки, в том числе импортные), но при этом с ней параллельно существуют частные пивные и винные магазины. Тем не менее, даже в таких случаях основная часть спиртного проходит через государственные магазины.

В большинстве провинций правительство также контролирует оптовые операции. Пивные заведения обычно частные, но подлежат обязательному государственному лицензированию, которым занимаются либо те же комиссии по спиртным напиткам, которые ведают системой розничной винной торговли, либо отдельные контролирующие правительственные ведомства. Таким образом, государственная власть обладает большими возможностями по регулированию рынка. В принципе, это может выражаться в ограничении доступа к алкоголю за счет ценовой политики, регулирования плотности винных магазинов. Также правительства могут определять, где будут находиться точки розничной продажи алкоголя и время их работы. Наконец, они могут устанавливать жесткие требования к проверке возраста покупателей, чтобы магазины не продавали спиртное несовершеннолетним.

Хотя такая степень государственного доминирования на рынке может быть проблемой для производителей алкоголя, в Канаде имеет место давнее и тесное сотрудничество между производителями и правительственными комиссиями. Степень и правила этого сотрудничества могут, опять же, варьироваться от провинции к провинции, однако общим остается то, что между производителями и государственной системой нет серьезного противостояния. Более того, периодически выдвигающиеся государственные инициативы по приватизации розничной торговли не вызывают у производителей энтузиазма. Собственно, приватизацию государственных винных магазинов полностью провели только в провинции Альберта в 1993 г., и этот проект не встретил большой популярности. Чуть позже (в 1995 г.) правительство Онтарио отказалось от этой идеи по итогам проведенного исследования, которое показало, что производители недостаточно заинтересованы в наличии доступа к розничной торговле. В 2005 г., когда инициатива была выдвинута вновь, и министр финансов Онтарио ее отверг, никакого протеста со стороны производителей это не вызвало.

Производители принимают деятельное участие в некоторых поощряемых правительством общественных программах по предотвращению злоупотребления алкоголем. Правительства, со своей стороны, заинтересованы в продаже алкоголя, поэтому, принимая решения, связанные с социальной ответственностью, стараются не делать их невыгодными для себя. В частности, это касается рекламы алкогольной продукции. Специальных ведомств, занимающихся именно вопросами рекламы алкоголя, нет: этим ведают инстанции, регулирующие рекламу любых продуктов. Правительственной цензуры на содержание рекламы, опять же, нет, то есть единственное, чем рискует рекламодатель, - это тем, что на его рекламу поступят жалобы со стороны аудитории. Начиная с середины 2000-х гг. проверка рекламного содержания производится только по желанию рекламодателя.

Поступающие жалобы на рекламу алкоголя исчисляются десятками в год – на всю страну. Это очень низкий показатель, но, как отмечают авторы исследования, посвященного положению дел на канадском винном рынке, это еще не свидетельство того, что в рекламе нет нарушений. Чтобы подать жалобу, необходимо знать, куда и по каким каналам жаловаться. Эту информацию, в принципе, найти можно, но сделать это непросто. Сами СМИ, публикующие рекламу, не предоставляют вместе с ней соответствующие координаты. В то же время, согласно другим исследованиям, на которые ссылается автор, нынешнее канадское законодательство о рекламе алкоголя неэффективно и неясно, то есть допускает большую субъективность интерпретации, применяется вяло и общественности, по большей части, неизвестно.

Наглядный пример сотрудничества между правительствами провинций и производителями – это то, как государственные системы продвигают товары. В частности, в винных магазинах Онтарио продукция местных производителей занимает наиболее выгодные, с маркетологической точки зрения, позиции. В ежедневных газетах появляется приуроченная к особым событиям и праздникам реклама алкоголя, который можно купить в винных магазинах, - опять же, направленная на продвижение продукции сотрудничающих с правительством производителей. То же касается рекламных щитов и специальных журналов, выпускаемых советом по спиртным напиткам. Таким образом, издержки на рекламу в значительной мере берет на себя государство. Для производителей это одна из мотиваций, чтобы сохранять статус-кво и не стремиться к приватизации винных магазинов.

В общей сложности в последние десять лет ограничения на торговлю алкоголем смягчились. Что касается ценообразования, несколько выросли цены на пиво и вина, но крепкие спиртные напитки подорожали незначительно. В наиболее густонаселенных провинциях число винных магазинов заметно выросло (особенно в провинции Квебек). Кроме того, во всех провинциях увеличилось время работы винных магазинов, и они теперь открыты даже по воскресеньям. Также по случаю больших событий (например, кинофестивалей) лицензируемые бары имеют право работать дольше обычного.

Параллельно с этим регулярно публикуются отчеты о проблемах, связанных со злоупотреблением алкоголем, и производители эти проблемы признают – постольку, поскольку они вызывают общественный резонанс, что далеко не обязательно совпадает с оценками служб здравоохранения и обеспечения социальной безопасности. Прежде всего, производители уделяют внимание таким широко известным проблемам, как алкоголизм среди уязвимых групп населения, употребление алкоголя во время беременности, продажа алкоголя несовершеннолетним или вождение автомобиля в нетрезвом состоянии. Они энергично проводят и финансируют просветительские программы, направленные на сокращение такого рода злоупотреблений.

Менее растиражированные, хотя и статистически значимые проблемы (особенно те, которые касаются больших групп потребителей алкоголя) они по возможности игнорируют. В частности, канадская статистика регистрировала большое количество несчастных случаев, связанных с занятиями лодочным спортом и сноубордингом в нетрезвом состоянии. С существенными рисками связано управление в нетрезвом виде общественным транспортом, а также распитие спиртных напитков пассажирами на борту самолета. По таким вопросам просветительской инициативы от производителей не поступает.

Правительственные проекты по ограничению рекламы алкоголя или по введению предостерегающих надписей на этикетках в массе своей успеха не имеют и в итоге не приживаются. Собственно, несмотря на формальное наличие больших возможностях по регулированию винного рынка государством, фактически определяющую роль в его динамике играет взаимовыгодное сотрудничество между правительствами и производителями.