Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
21 июня 2018, четверг, 13:40
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

06 марта 2015, 18:09

Складка времени

«Складка времени»
«Складка времени»

Мы продолжаем публикацию книги Андрея Курпатова «Складка времени». Это лонгрид о том, почему наше самосознание, мышление и желание оказались в тупике. И есть ли из него выход...

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6

 

Часть первая:

СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ СКЛАДКИ

 

Глава первая: ИНФЛЯЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ

(ПЕРВЫЙ КРИТЕРИЙ «СКЛАДКИ ВРЕМЕНИ»)

 
Андрей Курпатов

Тогда, еще будучи «в застенках» Нахимовского училища, я думал, что мое ощущение остановившегося времени связано с изоляцией, с территориальным ограничением, а в еще большей степени – с бесчеловечной концентрацией социальности. Но дело, как я сейчас понимаю, было в другом…

И теперь я хочу обратить ваше внимание на одну несообразность, которая странным образом прокралась в структуру тех моих, юношеских воспоминаний. Дело в том, что численный состав моего – 44-го – взвода Нахимовского военно-морского училища указан верно, нас действительно было 27 человек. И когда я вспоминаю ту свою старую «виртуальную дневниковую запись», я отчетливо помню, что речь в ней шла именно о 27-ми человеках. Но на самом деле, их было 26. 26, потому что 27-м был я. Иными словами, я, тогда, оказавшись в той складке времени, неосознанно причислял себя к числу 27-ми, хотя на самом деле, я должен был прибавлять себя к 26-ти. То есть, я, в каком-то смысле, не воспринимал себя отдельным, само-стоящим, присутствующим, бытийствующим… Я не ощущал свое «есть» (хотя, как вы понимаете, само слово «Есть!», ответствуя командирам, произносил более, чем часто).

Меня тяготила эта неотступная общность людей, заключенных друг с другом, в которой я сам же себя и обнаруживал, но при этом, как я сейчас понимаю, себя из нее, на самом деле, не выделяя. И это, мне кажется, является неким специфическим дифференциальным признаком «складки времени»: парадоксальное единство-противопоставленность социального – я не могу помыслить себя вне той общности, в которой я замкнут, но, при этом, внутренне я эту общность не понимаю, не принимаю и, потому, противопоставляю себя ей (впрочем, как мы видим – абсолютно безуспешно и, на самом деле, абсолютно формально, то есть, это только моя «поза»).

Но коли так, то я не понимаю и не принимаю и самого себя (разумеется, ведь я не выделяю себя из той социальной массы, которую я «не понимаю и не принимаю»), однако же, это не мешает мне прибывать в полной, идеалистической уверенности, что с кем-кем, а со мной-то как раз все хорошо и все понятно. Таким образом, мы имеем дело со своеобразным психологическим конфликтом: внутри себя самого я сам себе, грубо говоря, не нравлюсь (хотя и не осознаю этого), однако компенсирую это мое подсознательное неприятие самого себя, обвинениями других – внешнего, окружающего меня мира, то есть, классическая такая проекция по Вейнингеру-Фрейду и ситуативная экстернальность по Джулиану Роттеру[1].

Иными словами, речь идет о специфической утрате идентичности, специфичность которой состоит в том, что сам субъект ее не осознает – думает, что она у него есть, хотя, в действительности, она у него отсутствует.

 

Неосознанность тождества

Надо ли объяснять, что, учитывая весь мой предельно «гуманистический» (по крайней мере, на тот момент) образ мысли, я был, мягко говоря, не в восторге от окружавшей меня военщины и порядков, которые являлись, скорее, нравом стаи (хотя и не самой плохой, надо признать), нежели подлинной человеческой общностью? Это правда, я был не в восторге. Но тут этот самый парадокс... Если бы кто-то, в те мои славные годы, спросил меня – что ты думаешь о своих товарищах по оружию? Я бы, вероятно, многое рассказал ему «о них» (то бишь, о нахимовцах) – как они живут, чем они живут, что думают, чего хотят, что чувствуют и тому подобное. Но если бы потом вопрошавший сказал – ну ладно, хватит о них, расскажи теперь просто о себе… Этот вопрос, уверен, поставил бы меня в полнейший тупик, потому что единственное, что бы я мог на это ответить – так это повторить уже сказанное, «о нас» (прозвучали бы, конечно, какие-то несущественные отличающие меня от других подробности, но именно несущественные, не определяющие). И понятно, что я сделал бы это без всякого удовольствия, с трудом подыскивая слова, но ничего другого, чего-то по-настоящему особенного, думаю, мне бы на ум не пришло.

При этом, я же страдал от них, от этих, окруживших меня (хоть, понятно, и не по своей воле) людей! Они были моими цепями, моей пыткой, моими «тяготами и лишениями» воинской службы. То есть, на уровне сознания я предельно противопоставлял себя им, но оказывается, при всем при этом, я был в них растворен, я был им тождественен! Все выглядит так (причем, наверное, так оно и есть), что проблема была не в них, а во мне: это я не принимал себя таким, каким я, на самом деле, был – там, в той своей «складке», но проецировал это мое неприятие себя на тех, с кем я проводил это время, «все время» – на училище, взвод… А теперь продолжим это перечисление, чтобы отвлечься от моей личной истории и увидеть работу данного принципа в целом – семью, страну, народ. «У нас все время так».

Уже больше десяти лет тому назад я написал, так и не опубликованную, впрочем, статейку под броским названием «Они ненавидят русских». В ней я не без иронии рассматривал один наш широко распространенный национальный дискурс: мыслящие люди в России обожают ругать «русских» («россиян») – мол, долго они запрягают, а потом еще и не едут, страдают открытой душой, а делом не занимаются, общительны, но недоверчивы и себе на уме, пьют горькую и ругают власть (на чем свет стоит), но на выборы, например, не ходят, гражданской ответственностью не отягощены, ментальность у них какая-то не такая и т.д., и т.п.. Перечень этих наших претензий к «русским» («россиянам») всем нам хорошо известен. Но проблема в том, что мы и есть те самые «русские» («россияне»), и носители указанного дискурса из той же пробирки. Так и хочется их спросить – «ну ладно, хватит о них, теперь расскажи просто о себе»… Поэтому тут только одно из двух: или сами утверждения этого дискурса напрочь ложные (а потому, соответственно, изрекающие их глупы до неприличия), или же перед нами тщательно закамуфлированная «самокритика», мазохистское самобичевание (но разве же осознает себя российский «интеллектуал» унтерофицерской вдовой, которая сама себя высекла?..).

Короче говоря, мы странным образом сталкиваемся со знаменитым философским парадоксом «тождества и различия» – старым как мир, точнее, старым как сама философия (старым как Парменид с Гераклитом, по крайней мере). Что такое тождество двух разных вещей? Возможно ли оно в принципе, если эти вещи сами по себе отдельные, а потому уже разные? Людвиг Витгенштейн («божественный Людвиг»), например, категоричен: «Сказать о двух предметах, что они тождественны, бессмысленно, а сказать об одном предмете, что он тождественен самому себе, значит ничего не сказать» [ЛФТ 5.5303], то есть, само понятие тождества – бессмысленно или тавтологично[i]. Трудно с этой логикой не согласится. С другой стороны, разве мы не усматриваем некоего тождества, когда, например, говорим – «социальная масса», «общность людей», «социальная группа»? Следовательно, что-то тождественное позволяет нам объединить данные группы в группы…

При этом, проникая глубже, учитывая детали, мы не можем не признать, что все люди – «разные», «индивидуальные», «особенные», и замечательный Пьер Бурдье пишет скандальную статью под вызывающим названием «Общественное мнение не существует»[ii], в которой показывает, что всякие обобщения социального – курам на смех. Как водится, подобная проблема может быть «решена» лишь метафизически (возьмем, например, знаменитую книгу Алексея Федоровича Лосева «Самое Само», и увидим, как «тождество» и «различие» сливаются у него в диалектическом единстве, но сливаются метафизически, то есть на уровне абстракций[iii]). В общем, проблема, которая, казалось бы, яйца выеденного не стоит, может быть снята только на запредельном уровне абстракции – «с точки зрения Мирового Разума…», а действительность зияет перед нами своей нагой неопределенностью. Хотя, казалось бы.

Но ведь вопрос у меня предельно простой, конкретный и приземленный, вне какой-либо диалектики: я отличался от своих однокашников или нет? Понятно, что рост, вес, цвет глаз и любимая рок-группа – не в счет, не о том мы сейчас говорим. Речь идет о том, что я, как субъект социальной активности, производил ту активность, которую, в том или ином виде, производили и все мои товарищи. То есть, хотя я и отличался от них по ряду признаков, по существу, я был таким же как они (был, по сути, ими), хотя, конечно, на сознательном уровне я бы, я почти уверен, с этим утверждением не согласился (спроси меня кто-нибудь об этом), причем, не согласился категорически.

Впрочем, в нынешнем времени (актуальных социально-культурных обстоятельствах) этот механизм работает с куда большей мощью и обладает куда большей наглядностью: все пространства активности предлагают нам что-то, что подчеркнет нашу индивидуальность (особенность, исключительность и т.д.). Настраивая интерфейс своего телефона, компьютера, страницы в социальной сети и т.д., и т.п., ты получаешь «уникальную возможность» сделать ее «непохожей ни на одну другую». Реклама любого товара, в свою очередь, обещает тебе, что соответствующая покупка подчеркнет твою «элитарность», «особенность», «выделит» тебя и т.д.. Любая модная одежда, по самой сути своей «модности», должна «подчеркнуть» исключительность своего обладателя. Иллюзорность этой «исключительности» вполне очевидна, если смотреть на эту ситуацию со стороны, аналитически. Однако, всякий пользователь товара, в действительности, не «выделяется» таким образом из «толпы», а, по существу, именно благодаря приобщению к этой продукции, становится ее полноценной частью. Таким образом, «индивидуальность» (желаемая, ожидаемая, потребная) продается на ура, но, по факту, сама эта покупка лишает человека всякой индивидуальности, ставит его в один общий и бесконечный ряд с такими же как он потребителями. Осознает ли эту подмену субъект-потребитель? Если бы он осознавал это, то такого рода маркетинговая стратегия была бы обречена на провал, но она работает. 

Возможно самым вопиющим и показательным примером такой стратегии стала недавняя рекламная кампания популярного напитка – «Найди свою Coca-Colа», где на бутылках и баночках в месте, где обычно располагается название бренда напитка, появились имена потенциальных покупателей – «Настя», «Катя», «Саша», «Дима» и т.д.. Не знаю, было ли на какой-то баночке написано «Андрей» (полагаю, что да), но вполне очевидно, что такую баночку посчитали бы своей все возможные Андреи, населяющие РФ. Однако, так же очевидно и то, что с приобретением этой виртуальной исключительности, именно благодаря такой именной баночке-бутылочке я становлюсь абсолютно усредненным. Но разве я не испытаю в этот же самый момент предел собственной уникальности – у меня моя, именная банка Coca-Cola! Издевкой выглядит финал рекламного ролика этой кампании, когда собака, шокированная, по сценарию, тем, что у каждого человека есть своя именная банка Coca-Cola, встречает других таких же несчастных Бобиков, и тут они все обнаруживают на стене здания огромный рекламный плакат, на котором над волной Coca-Cola красуется – «Бобик»!

Если же вернуться теперь к выявленному нами парадоксу о загадочном «неприятии» мною «самого себя» (опять-таки неосознанном), то ответить придется так: поскольку я в должной мере не сознавал самого себя (у меня были, вероятно, лишь некие идеалистические конструкции на свой счет, какие-то образы себя, которые, видимо, мне нравились), я не имел возможности толком ни принимать себя, ни отвергать. Иными словами, во мне не было тождественности самому себе, но я, однако же, и не видел различий между мной – тем, каким я был (на самом деле – то есть, тождественным другим), и мной, который думал, что это он и есть (мое представление о себе как об отличном от других). В общем, классическая, так сказать, драма российской интеллигенции – «я – не я», «не дать, не взять», «быть или не быть?» и т.д., и т.п.. Вечная ее складка.

Еще немного задержусь на этом… «Неосознанное неприятие самого себя» – кажется, на этом «комплексе» стоит чуть ли не вся «полужитейская психология»: женщина не может построить отношения с представителями мужеского пола – почему? – «она просто не принимает себя»; мужчина чувствует себя одиноким, «среди друзей он как в пустыне» – почему? – «он не принимает себя»; человек не может найти свое дело, работать в удовольствие – почему? – «он просто не принимает себя», и так далее, и тому подобное. Очень удобная формула – все, как нам кажется, «объясняющая», но, на деле, ничего не говорящая, а потому формула, на самом деле, глубоко тавтологичная. И тавтологичность ее продиктована сугубо методологическими причинами – потерялось понимание принципа «социального зеркала»: данное «неприятие себя» является в полном смысле «неосознанным» (то есть, человек не знает, что он не принимает себя или испытывает к себе некое неприятие), осознается же им нечто совсем другое – то, что «они» – «другие» – никуда не годятся. Но что это, если не выключение себя из единственно существующей, наличной среды? А если это самоисключение действительно осуществляется, то, давайте уже признаемся себе в этом, субъект фактически множит себя на ноль. О каком приятии или неприятии себя вообще может идти речь, если я полностью лишен фактического контекста, если я «фигура» без «фона»? Возможна ли вообще такая «фигура»? Нет.

Не принимая «других» (окружающих), человек сам исключает себя из социальной среды, в которой, отмечу это специально, только и возможна вообще какая-либо его продуктивная деятельность (как социального агента, социального производного и т.д., и т.п.). То  есть, речь в данном случае идет не о том, нравлюсь я себе или не нравлюсь (право, это же блажь какая-то!), речь идет о том, что я исключаю себя из контекста, и уже в таком, исключенном виде представляю собой нечто действительно совершенно никчемное, ну, я не знаю – рыбу какую-нибудь, выброшенную на берег, или что-нибудь технологичное – компьютер без программного обеспечения, – в общем, какая-то полная бессмыслица.

Иными словами, проблема противопоставления себя социуму (при том, что фактически, по гамбургскому счету, противопоставить мне им нечего) – это проблема невозможности действия, проблема утраты среды, в которой мое действие в принципе было бы возможно. Конечно, это не значит, что я не могу чего-нибудь такого отчебучить – раздеться, например, средь бела дня, натянуть на физиономию намордник и лаять на прохожих как Олег Кулик. Нет, могу. И резонанс у этой акции будет – огромный, социальный, но это же внесредовое действие, это артефакт, факт вне времени, в котором живет (или которое генерит) общество вокруг меня. Литературный Клим Самгин, например, которого я очень полюбил именно в Нахимовском училище, как раз такой артефакт – исключенный из общества (самоисключившийся), он идет как бы сквозь время, бурлящее вокруг него, не соприкасаясь с ним. Возможно, ему кажется, что он «Другой», но в действительности он – никакой, в этом его драма – он «в складке».  

 



[1] Джулиан Роттер – выдающийся когнитивный бихевиарист, разработавший концепцию «локуса контроля», согласно которой «интерналы» видят причину событий в себе, а «экстерналы» во внешнем мире.



[i] Витгенштейн Л. Логико-философский тракта / Л. Витгенштейн. Сер. Памятники философской мысли. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2008. – 288 с.

[ii] Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / Пер. с франц.; отв. ред. перевода, сост. и послесл. Н.А. Шматко. – М. Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. С. 272 - 285 

[iii] Лосев А.Ф. Миф – Число – Сущность / Сост. А.А. Тахо-Годи; Общ. Ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. – М.: Мысль, 1994. – 919 с.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

13:33 В «Лужниках» нашли угрозу системе фиксации гола
13:27 Божественный Агнец с Гентского алтаря утратил два уха из четырех
13:15 Медведев объявил о стабилизации рынка бензина
12:55 Возобновление чартеров на курорты Египта привязали к ЧМ-2018
12:32 СМИ рассказали об отставке главы Росприроднадзора
12:22 МИД Румынии потребовал объяснить арест Цуркан
12:03 Москвичей бесплатно проверят на игроманию и селфиманию
11:47 Силуанов пообещал индексацию пенсий на 7% в 2019 году
11:46 На костях североамериканских динозавров найдены отметины зубов
11:39 КНДР пообещала уничтожить полигон для испытаний своей суперракеты
11:22 СМИ узнали о попытках мигрантов попасть в ЕС по Fun ID
11:10 «Росгосстрах» обвалил статистику выплат по ОСАГО
10:54 Дума окончательно приняла поправки в бюджет
10:37 Британский парламент утвердил закон о Brexit
10:28 «Мегафон» и «Вымпелком» решили заморозить бренд «Евросеть»
10:06 Верховный суд РФ сузит круг причин для переноса митингов
09:53 Трамп выразил желание поладить с Россией
09:52 Вейпы и электронные сигареты в России приравняют к обычным
09:44 Признаки скорби об умерших отмечены у 20 видов китообразных
09:35 Минздрав поддержал запрет на спиртное в пластиковой таре более 0,5 литра
09:31 СМИ назвали претендентов на кресла в Совете Федерации
09:16 Минтруд предложил изменить систему доплат малоимущим пенсионерам
20.06 21:01 Немецкий партнер «Газпрома» признал угрозу санкций «Северному потоку — 2»
20.06 20:59 Адвокаты саентологов нашли на делах стикеры ФСБ о применении пыток
20.06 20:49 Трамп подпишет закон против разлучения семей нелегалов
20.06 20:18 Большой десантный корабль «Иван Грен» приняли в состав ВМФ
20.06 20:14 Верховная Рада поддержала переименование Днепропетровской и Кировоградской областей
20.06 20:00 Сборная России впервые в истории вышла в плей-офф ЧМ
20.06 19:55 Румыния признала арестованную сотрудницу «Интер РАО» своей гражданкой
20.06 19:41 ВС обязал вернуть часть денег за страховку автокредита после утери смысла страхования
20.06 19:18 Цена акций Facebook перешагнула рубеж в 200 долларов
20.06 19:12 Вытрезвитель для болельщиков в Калининграде полностью себя оправдал
20.06 18:43 Российского посла Коронелли перевели из Аргентины в Мексику
20.06 18:31 Президент Македонии призвал к началу своего импичмента
20.06 18:09 Санаториям начали присваивать категории «стандарт» и «премиум»
20.06 18:00 В России исчезнут магазины под брендом Media Markt
20.06 17:52 Тимошенко объявила об участии в президентских выборах в 2019 году
20.06 17:30 Благодаря поправкам в УК срок заключения сократится у 100 тысяч человек
20.06 17:08 Португалия всухую обыграла Марокко на ЧМ-2018
20.06 17:06 Ростех выпустил в продажу компактные шубохранилища
20.06 17:04 Члена правления «Интер РАО» обвинили в шпионаже на Румынию
20.06 16:46 Минфин опроверг планы по повышению цен на алкоголь
20.06 16:35 Активисты устроили погром в горсовете Харькова
20.06 16:16 Люди употребляли табак более трех тысяч лет назад
20.06 16:13 Партия власти предложит Медведеву дать гарантии работы людям старше 50
20.06 16:08 Китай признал убыточной скоростную магистраль в Россию и Европу
20.06 15:49 Задержан подозреваемый в причастности к взрыву в метро Лондона
20.06 15:42 ЕС ввел ответные пошлины на американские товары
20.06 15:17 Экс-замдиректора Эрмитажа признал вину и вернул 30 млн рублей
20.06 14:56 ООН сообщила о 3 тысячах погибших мирных жителей в Донбассе
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.