Мартовский шедевр Минкульта

История с "Тангейзером" в Новосибирской опере дополнена официальной (и волшебной) Позицией Минкульта. Но в данном случае нельзя говорить о заслугах исключительно министерства, тут совместное творчество всех групп лиц, взбудораженных данным актом искусства.

Предыстория известная: "прокуратура Новосибирска возбудила в отношении Тимофея Кулябина, поставившего в Новосибирском театре оперы и балета оперу Рихарда Вагнера "Тангейзер", а также в отношении директора этого театра Бориса Мездрича дело по ч.2 ст.5.26 КоАП (умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики)". 

Проверка началась после письма митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, усмотревших в постановке оскорбление религиозных чувств. В версии Кулябина Христос представлен в качестве героя эротического фильма "Грот Венеры", который по ходу действия снимает Тангейзер. В изложении "Коммерсанта" так:
"Премьера "Тангейзера" состоялась в Новосибирском театре оперы и балета в декабре прошлого года. Режиссер Тимофей Кулябин внес в либретто оперы Вагнера некоторые изменения. В оригинале главный герой, рыцарь Генрих Тангейзер, покидает грот Венеры, куда он попал до того, добившись расположения богини любви, и возвращается в мир смертных. В версии господина Кулябина Тангейзер — кинорежиссер, снимающий фильм о не описанных в Евангелии годах жизни Иисуса, которые тот на самом деле провел в наслаждениях в чертогах Венеры. В одной из сцен новосибирской постановки на сцену спускается огромный постер воображаемого фильма, на котором Иисус изображен на фоне бедер Венеры".

Собственно, данный постер (нет проблем найти его искалкой) не был постером к спектаклю (а это тоже утверждалось оскорбленными), он там вообще ненадолго появляется, свисая с колосников, но и не в этом дело – судя по всему, это намеренный (скорее всего) копипаст постера к фильму "Народ против Ларри Флинта". Но этот момент общественность не осознала. Ну и да, как сообщил "Интерфакс", теперь "из постановки убрали постер, представляющий собой декорацию с изображением распятого Христа на фоне обнаженной женщины. Вместо него на сцене в соответствующем эпизоде появляется белый лист, на котором ничего не изображено. В таком виде постановка прошла 14 и 15 марта". Так что получилось даже круче.

Понятно, что спектакли 14 и 15-го не могли бы пройти, если бы Мировой суд Центрального района Новосибирска 10 марта не прекратил административные дела в отношении Кулябина и Мездрича, "за отсутствием состава правонарушения". Но прокуратура это решение обжалует, не зря же они проводили проверку и официально сформулировали претензии: "По словам заместителя прокурора города Игоря Стасюлиса, в заключении привлеченного эксперта доктора богословия протоиерея Бориса Пивоварова "сделан однозначный вывод о том, что в результате использования в постановке "Тангейзера" христианских образов, которых не было в оригинале оперы Вагнера, допущено осквернение христианских ценностей". Короче, ч.2 ст.5.26 КоАП. Ну а теперь к новосибирским защитникам Р.Вагнера добавился и Минкульт.

Вообще, контекст, в котором Минкульт формулировал свою Позицию (сейчас, вот-вот появится и она) был разнообразным. Особенно разнообразным было это: в заявлении, подписанном митрополитом Новосибирским и Бердским Тихоном, имам-хатыбом соборной мечети Новосибирска Салимом Шакирзяновым и главным раввином региона Шнером Залманом Заклосом сказано так:
"Мы призываем представителей органов власти не допускать событий, таких как: новосибирская постановка оперы "Тангейзер", оскверняющая образ Иисуса Христа; карикатуры на пророка Мухаммеда, распространявшиеся в Бельгии и Франции; оскорбляющая память миллионов жертв Холокоста польская выставка, проходившая в Эстонии; разрушение в Афганистане буддийских святынь".
Еще раз - искажение мысли Вагнера приравнивалось к оскорблениям "памяти миллионов жертв Холокоста" (причем, это подписал и раввин – ну, кто в курсе, в чем тут нюанс, тот в курсе).

Итак, "Позиция Минкультуры по итогам общественных слушаний по поводу конфликта вокруг оперы «Тангейзер»" (полностью – на сайте Минкульта):
"Минкультуры России считает недопустимым вольное или невольное выражение неуважения к традиционным ценностям, проявленное руководством театра и режиссером-постановщиком, и указывает директору театра Б.М.Мездричу на недостаточность контроля за возглавляемым им учреждением...
Не покушаясь на свободу творчества, мы, безусловно, полагаем возможными самые смелые трактовки театральной классики на экспериментальных сценах. Однако государственные академические театры должны не только предупреждать своих зрителей о нестандартных прочтениях классических произведений, но и стараться объяснить замысел авторов и происходящее на сцене, проявлять уважение ко всем категориям своих зрителей; при этом избегать постановок, способных спровоцировать раскол в нашем многонациональном и многоконфессиональном обществе".

Прикинем, "вольное или невольное выражение неуважения" - это ж копипаст "прегрешения вольные и невольные", не так ли? Словом, Минкульт в теме. Ну и да, это красивая идея – "стараться объяснить замысел авторов и происходящее на сцене". Есть же на балетах и операх листочки с либретто? Вот просто надо делать такие же листочки с описанием того, что имел в виду режиссер. Это еще и новый жанр создаст, причем — будет продвигать культуру правильно, то есть в русле Основ государственной культурной политики.

А вот и о них: "Минкультуры считает правильным внести в постановку необходимые изменения, а также принести публичные извинения всем, чьи религиозные чувства были задеты. Не считая цензуру допустимой, мы напоминаем о нашем праве, более того — обязанности в рамках реализации Основ государственной культурной политики принимать в крайних случаях административные и финансовые меры в отношении государственных учреждений культуры, в том числе — лишать финансирования подобные постановки.
В связи с большим количеством запросов о суммах финансирования постановки оперы «Тангейзер», гонорарах режиссера и актеров, Минкультуры России организует проверку финансово-хозяйственной деятельности Новосибирского государственного академического театра оперы и балета".

Тут, между прочим, есть и новость – об Основах госкультполитики говорили так много, что как-то мимо прошел сам факт их принятия. Так вот, Основы приняты. Еще в конце года. Официальный текст есть на сайте Кремля. Заканчивается он разделом "VIII. Ожидаемые результаты реализации государственной культурной политики", первый пункт в котором такой: "Результатами реализации государственной культурной политики должны стать повышение интеллектуального потенциала российского общества". Ну типа, это оно вот уже и происходит.

Еще любопытно, что Позиция Минкульта показалась ее авторам не вполне, что ли, убедительной. Потому что ниже нее в документе следуют комментарии представителей общественности (представить только, что и прочие министерства сопровождают свои решения – и на официальном сайте – высказываниями заинтересованных лиц). Комментарии.

Легойда Владимир, председатель Синодального информационного центра РПЦ: "Все-таки очевидно, что это не Вагнер, а «по мотивам» Вагнера. Ну, давайте так честно и будем говорить и писать. В том числе на афишах. Чтобы зритель понимал, куда он идет… Кроме того — вопрос гражданина — поддерживаю то, что сегодня звучало: насколько вот этот «как бы Вагнер» должен финансироваться государством?"
То есть тема поддержки Вагнера закрыта: он должен финансироваться государством, но - только настоящий Вагнер, а кто определит, он "как бы" или оригинал? Получается, что Синодальный информцентр. 

Урин Владимир, генеральный директор Большого театра: "Не могу не согласиться с тем, что театр должен доносить до зрителя информацию о спектаклях. Особенно если речь идет о современных, экспериментальных постановках классики. Убежден: зритель должен знать, на какой спектакль он приходит".
Вот-вот, совершенно необходимы листочки с пояснением того, что именно сейчас покажут и в каких местах кому именно не следует оскорбляться.

Шаргунов Сергей, писатель: "Здесь не должно быть охоты на ведьм! Но действительно отвратительный, оскорбительный постер, вот действительно разжигает рознь. И это, на мой взгляд, недопустимо, тем более при поддержке государства".
Совершенно логично, кто ж не знает, какой С.Шаргунов нежный, духовный и трепетный. И государственнический тоже.

Кехман Владимир, генеральный директор Михайловского театра: "То, что было сделано в Новосибирском оперном театре, — это кощунство. Я, как человек верующий, крещеный, православный, как еврей, воспринимаю это как оскорбление. Это демонстрация внутреннего нечестия в стиле и духе союза воинствующих безбожников. Не скрою, я разговаривал сегодня с Мездричем, и он мне сказал, что спектакль этот не отдаст и пойдет до конца. Считаю, что он обязан подать в отставку, а спектакль нужно снять с репертуара".
Конечно, не хватает слов "как отец и как мужчина", но в целом все в порядке – традиционные ценности в виде норматива саморепрезентации налицо.

Но вот — для того и нужны будоражащие акты искусства, чтобы традиционные ценности получали возможность воспроизвести себя. Как бы иначе общественность могла себя осознать, если бы у нее не оказалось повода к чувствам, которые ее будоражат? Причем, это понимает даже Минкульт - производя такие веселые документы.