Катастрофа Airbus А320 во Франции

24 марта во французских Альпах разбился самолет Airbus А320, принадлежавший бюджетной германской авиакомпании Germanwings – «дочке» Lufthansa. Лайнер следовал по маршруту Барселона-Дюссельдорф. Известно, что на его борту могли находились 150 человек – 144 пассажира и шесть членов экипажа. Президент Франции Франсуа Олланд уже заявил, что все пассажиры и члены экипажа, скорее всего, погибли. «Это "черный день" для Lufthansa», - сообщил представитель немецкой авиакомпании

Крушение самолета произошло в районе крайне труднодоступного горного массива Труа-Эвевше в Альпах Верхнего Прованса. По имеющимся на данный момент сведениям, в 10:39 (12:47 по московскому времени) самолет исчез с экранов радаров. В этот момент он находился на высоте около 2500 метров и двигался со скоростью 1090 км в час. Спустя несколько минут - в 10:47 (12:47 по Москве) с его борта поступил сигнал SOS. Более на связь с диспетчерами экипаж самолета не выходил.

Как сообщили источники телеканала TF1 со ссылкой на местных экспертов, разбившийся Airbus A320 перед катастрофой на протяжении довольно длительного периода терял высоту. По данным источников, авиалайнер начал быстро снижаться практически сразу после вхождения во французское воздушное пространство.

В свою очередь, издание Le Point пишет, что самолет не только дал сигнал бедствия, но и попросил об экстренном снижении (диспетчер в таком случае должен расчистить воздушные коридоры под самолетом). Этот сигнал, предполагает издание, может свидетельствовать о разгерметизации окна или двери. 

Известно также, что разбившийся самолет перед взлетом был задержан в аэропорту. Рейс 4U9525 должен был вылететь в 9:35 по местному времени (11:35 мск), однако начал полет только в 10.01 (12:01 мск). Причины задержки не уточняются.

Как сообщил ранее премьер-министр Франции Манюэль Вальс, власти республики создали экстренный межведомственный штаб для выяснения подробностей случившегося. В район катастрофы срочно вылетел глава МВД Франции Бернар Казнев. Туда же сейчас направляются несколько бригад спасательной службы.

По оценкам специалистов, из-за особенностей горного рельефа местности поисковая операция может оказаться весьма трудоемкой. Французская полиция попросила туристов не пытаться пробраться к месту происшествия и не занимать близлежащие дороги. Вообще уже несколько источников сообщили о том, что спасательная операция с земли невозможна и тела погибших, скорее всего, будут с помощью вертолетов. Очевидцы передают из Франции, что спасателям не удается добраться до места крушения Airbus A320, так как дороги, по которым пытаются добраться врачи и пожарные, занесены снегом.

Французское издание Metro сообщает, что рядом с местом крушения Airbus создали морг для размещения тел погибших. Морг организован в спортивном зале в Альпах. По словам спасателей, облетающих на вертолете место крушения, на месте очень много обломков и тел.

Авиастроительная компания Airbus также начала собственное расследование, сообщает ТАСС. В штаб-квартире производителя в Тулузе создан кризисный штаб, который сейчас собирает всю доступную информацию о самолете, о сроке и истории его эксплуатации. В компании отметили, что речь идет об очень распространенном аппарате.

По последним данным, разбившийся самолет эксплуатировался с ноября 1990 года. Впрочем, бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов пояснил «Газете.Ru», что возраст в 25 лет для самолета не критичен. «К примеру, у американского президента 30-летний самолет — и ничего, — говорит эксперт. — Безопасность полета зависит от эксплуатации и от того, насколько тщательно проводились все технические регламенты».

Также Романов прокомментировал ситуацию со снижением самолета перед крушением: «В принципе, скорость снижения (3000–4000 футов в секунду) — это практически экстренное снижение. Причины могли быть различные: к примеру, пожар на судне, разгерметизация или техническая поломка».

По словам экспертов, расследовать крушение Airbus будут ФРГ, Франция и Испания. «Главным расследующим органом будет управление гражданской авиации Германии Luftfahrt-Bundesamt (LBA), так как разбившийся самолет принадлежал авиакомпании в Германии и, скорее всего, имел немецкую регистрацию. Безусловно, будут привлечены авиационные власти Испании как страны вылета лайнера. Видимо, для расследования обстоятельств катастрофы будет привлечена и французская сторона, так как все произошло на территории Франции. Представители Airbus как представители самолета также будут задействованы в расследовании», - сообщил РИА Новости главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий.

Отметим, что значительная часть погибших – 45 человек – были гражданами Испании, однако больше всего на борту разбившегося самолета находилось немецких граждан, а также граждане Турции. По данным немецких СМИ, родственники пассажиров разбившегося самолета, которые пришли встречать своих близких в аэропорту Дюссельдорфа, взяты под дополнительную охрану. Сотрудники аэропорта вывели их из зала прилета в зону, недоступную для обычных посетителей, где организовано дежурство экстренных служб психологической и медицинской помощи.

В свою очередь, метеорологи уже сообщили о том, что в районе падения лайнера А320 на юго-востоке Франции были практически идеальные погодные условия – небо было чистое, а ветра практически не было, поэтому метеоусловия можно исключить из возможных причин катастрофы. Тем не менее, по прогнозам специалистов, во второй половине дня погода в районе авиакатастрофы резко ухудшится, что значительно осложнит поисково-спасательную операцию. 

В связи с крушением самолета канцлер Германии Ангела Меркель отменила все мероприятия, запланированные на ближайшее время – она отправится на место аварии, а король Испании прервал свой визит во Францию. Президент России Владимир Путин выразил канцлеру Германии свои соболезнования, а МЧС России предложило помощь Франции в поисковой операции на месте крушения.

Российское ведомство готово выслать на помощь французам 50 спасателей. «Все они обладают огромным опытом в проведении операций подобного рода, в том числе они участвовали в поисково-спасательных работах в Яванском море в Индонезии в районе крушения малайзийского боинга, а также в поисках российского лайнера Sukhoi Superjet в горах Индонезии», — заявили в МЧС.

Кроме того, французские авиадиспетчеры после крушения Airbus A320 отказались от проведения запланированной 25 марта забастовки. «В связи с катастрофой мы приостанавливаем запланированную забастовку в знак соучастия», - заявил пресс-секретарь профсоюза авиадиспетчеров Франции Роже Руссо.

Отметим, что после сообщений об авиакатастрофе акции Lufthansa 24 марта подешевели более чем на 4%, а котировки Airbus упали на 4,9%.

СМИ уже отмечают, что катастрофа Airbus А320 стала самой масштабной во Франции с начала века. Прежней столь же масштабной авиакатастрофой было крушение самолета Concorde в столичном регионе Франции, вскоре после взлета из аэропорта имени Шарля де Голля — Руасси в июле 2000 года.

Тогда при крушении самолета погибло 109 человек — пассажиров и членов экипажа, а также четыре человека, находившиеся на земле, куда упало воздушное судно