Москва-Казань-по-китайски: дешево и быстро

Китай готов инвестировать 300 млрд рублей в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва—Казань. Как ранее сообщило РИА Новости, из них 250 млрд рублей китайская сторона готова предоставить в виде кредитов от китайских банков на 20 лет, а еще 50 млрд рублей — в виде взноса в уставный капитал специально созданной проектной компании, в которой китайцы просят взамен 50%.

Эти предложения прозвучали на российско-китайском деловом форуме, который проходит на острове Хайнань. В переговорах, в частности, принимает участие первый вице-президент РЖД Александр Мишарин, который отвечает за развитие скоростного движения. 

«Мишарин на встрече сказал, что поступило предложение от китайской стороны создать СП по ВСМ 50 на 50. Китай предлагает вложить 50 млрд рублей и предоставить России кредит на 250 млрд рублей на 20 лет», — рассказал источник агентства, знакомый с предложениями китайской стороны.

Источник добавил, что около 50 млрд рублей китайцы готовы вложить в капитал SPV (специальная компания, созданная для реализации проекта), а еще 250 млрд рублей — это кредитная линия от консорциума китайских банков. «Пока это первое предложение, которое есть, и отправная точка для дальнейших переговоров», - отметил собеседник агентства.

Ранее первый вице-президент РЖД Александр Мишарин заявил, что российская монополия получила предложения от китайских партнеров. По его словам, финансировать проект предлагалось в двух валютах — рублях и юанях.

Мишарин отмечал, что соотношение будет зависеть от того, как компания может в дальнейшем задействовать полученные юани, однако для финансирования проекта в юанях необходимо принять также ряд решений на уровне центральных банков двух стран.

В октябре прошлого года на форуме в Сочи Мишарин также говорил о том, что в проекте строительства ВСМ возможно участие China Investment Corporation (СIC), но в каком объеме и на каких условиях, не раскрывал. Близкий к РЖД источник и федеральный чиновник сообщил тогда Forbes, что China Railway Construction Corporation (CRCC)  совместно с СIC могут вложить в проект до 10 млрд долларов.

«Коммерсантъ» еще в феврале писал о том, что президент РЖД Владимир Якунин пригрозил отказаться от проекта в случае, если компания не получит от правительства 6 млрд рублей в первом квартале 2015 года. В ответ глава Минэкономики Алексей Улюкаев предложил РЖД принять участие в финансировании проекта и разделить расходы «примерно пополам». Впоследствии стало известно, что в монополии согласились пойти навстречу и найти 3 млрд рублей.

Высокоскоростной считается специализированная электрифицированная двухпутная железнодорожная линия, предназначенная для эксплуатации поездов со скоростями от 200 до 400 километров в час. Сейчас в России нет таких дорог. Пилотный проект по строительству ВСМ как раз и планируется реализовать на участке Москва-Казань.

Данный проект обсуждается с 2012 года. В октябре 2014 года РЖД, российский Минтранс, Госкомитет КНР по развитию и реформе и корпорация «Китайские железные дороги» подписали Российско-китайский меморандум о развитии высокоскоростного железнодорожного сообщения, согласно которому они разработают проект Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва — Пекин. В качестве части этой линии как раз и рассматривается участок Москва — Казань, протяженность которого составит 770 км. Дальнейшая трасса может пойти либо через Казахстан, либо через Алтай.

Цель строительства магистрали — сократить время в пути между Москвой и Казанью с нынешних 11,5 часа до 3,5 часа. Стоит весь проект, по оценке РЖД, 1,068 трлн рублей. Магистраль пройдет по территории семи регионов России и будет иметь 15 остановок: пять в крупных городах (Москва, Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань) и десять в региональных, сообщает РБК. Ежегодный пассажиропоток в первые годы эксплуатации линии оценивается в 10,5 миллиона человек.

В середине марта РЖД объявили конкурс на инженерные изыскания, разработку проекта планировки и проекта межевания территорий для скоростной трассы общей стоимостью почти 21 млрд рублей. Госкомпания планирует подвести итоги конкурса 16 апреля.

По последнему плану магистраль планировали построить в четыре этапа: первый участок Москва-Владимир должна построить российская монополия, а участки Владимир-Нижний Новгород, Нижний Новгород-Чебоксары и Чебоксары-Казань — концессионеры. При этом большую часть проекта должно профинансировать государство. Линию изначально планировалось запустить к чемпионату мира по футболу 2018 года, но в последнем варианте графика строительства указано, что срок ввода магистрали в эксплуатацию состоится лишь в декабре 2020 года.

По данным РИА Новости, партнером Китая по производству высокоскоростных поездов в России может стать группа «Синара» или группа «Трансмашхолдинг». «Либо "Синара", либо ТМХ. Хотя по тому объему, который существует, обе компании могут быть партнерами", — добавил источник агентства.

Тем временем российский банк ВТБ также оценивает возможность участия в строительстве ВСМ Москва-Казань. Как пояснил глава банка Андрей Костин, окончательное решение будет зависеть от уровня рисков и доходности проекта.

«Проект очень сложный, мы его неплохо знаем. Сейчас рано пока говорить об участии ВТБ в проекте. Там должны быть четкие параметры, для нас нужна коммерческая целесообразность», — пояснил он.

Костин напомнил, что проект длинный по окупаемости и сильно затратный, при этом пока не принято окончательного политического решения относительно того, что как он будет реализовываться.

«Китай умеет строить дешево и быстро. Те цифры, которые сейчас задекларированы как взнос в уставной капитал, и как кредитный ресурс — это рассчитанные цифры», - заявил, в свою очередь, в беседе с «Коммерсантъ FM» первый зампред комитета по транспорту Михаил Брячак.

Он добавил, что предложение китайское стороны крайне выгодно для России: «Этот проект нам даст возможность развить транспортную инфраструктуру, это позволит нам получить высокие технологии, до 400 км скорость на этих магистралях может развиваться, и Казань — это первый этап. Далее идет следующий этап — более триллиона рублей предполагается капиталовложений по маршрутам до Пекина. Это, естественно, нам выгодно для развития нашей инфраструктуры, и надо всячески поддерживать этот контракт».