7 декабря 2016, среда, 23:12
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

ТЕАТР

Из истории туберкулеза

Доминиканская церковь в городе Вац (Венгрия)

В 1994 году в венгерском городе Вац была вновь открыта крипта Доминиканской церкви с захоронениями более чем двухсотлетней давности. Некоторое время спустя стало понятно, что, по крайней мере, некоторые из похороненных там людей болели туберкулезом и, вероятно, от него и умерли. Многие тела мумифицировались, это позволяло надеяться на сохранные образцы ДНК. И вот недавно английские и венгерские авторы опубликовали в журнале Nature Communications статью с результатами чтения геномов возбудителей туберкулеза.

Люди стали болеть туберкулезом очень давно, но никто точно не знает, когда. Правдоподобные оценки разнятся на порядок: от 6 до 70 тысяч лет назад, хотя, вероятно, истина ближе к первому числу. Древнейший случай, подтвержденный молекулярно-биологическими методами, датируется примерно 6-7 тысячелетием до нашей эры. В более ранних (и некоторых более поздних) случаях приходится опираться, в основном, на морфологические методы, которые не очень точны.

Почти у каждой древней цивилизации, от которой сохранились письменные источники, можно обнаружить законы, регламентирующие положение больных туберкулезом. У египетских мумий обнаруживаются и остатки ДНК возбудителей, и очевидные морфологические признаки.

Примечательно обстоят дела с туберкулезом в доколумбовой Америке. Молекулярные исследования показывают, что американская микобактерия рассталась со своими европейскими товарками около 4 тысяч лет назад, больные туберкулезом обнаруживаются в Америке в захоронениях примерно трехтысячелетней давности. В целом, это исключает возможность того, что микобактерию принесли с собой люди, пришедшие не менее 14 тысяч лет назад через Берингов пролив (перешеек) заселять Америку. С другой стороны, для контактов с викингами это очень рано. На сегодняшний день основная гипотеза сводится к тому, что туберкулез из Старого Света в Новый переправили через Атлантику морские львы и тюлени.

С ростом плотности населения в Европе, в особенности, в городах, проблема туберкулеза стала огромной. Свою лепту вносили антисанитарные условия и низкий уровень жизни, полуголодное состояние. Еще в Древнем Египте заметили, что туберкулезом чаще болеют рабы, чем состоятельные люди. Однако, в зависимости от состояния организма общение с больным человеком может вообще не привести к заражению, привести к заражению и медленному (на протяжении десятков лет) развитию легочной формы или заражению и стремительному развитию какой-нибудь тяжелой внелегочной формы. Спектр непрерывен, возможны и другие варианты, все зависит от состояния организма.

Микобактерия – на первых стадиях болезни не самый агрессивный патоген. Она медленно делится, иммунная система имеет возможность среагировать и уничтожить ее. Медленное деление, впрочем, скорее выгодно бактерии. С ним связан длительный бессимптомный период болезни и длительный период возможности вести относительно активный образ жизни после появления симптомов. Все это позволяло бактерии заражать много народу. Примечательно, что сейчас особенности медленного метаболизма бактерии сильно мешают разработке эффективных антибиотиков.

Когда в 1882 году Роберт Кох открыл возбудителя туберкулеза, он считал, что каждый седьмой из его соотечественников умирает от туберкулеза. Примерно половина похороненных в крипте в городе Ваце оказалась заражена туберкулезом. Предварительные исследования показали, что ДНК сохранилась достаточно хорошо, чтобы попробовать прочитать бактериальные геномы.

Генетически венгерские микобактерии двухсотлетней давности оказались похожи на современные и на те, которые находились в Европе ранее. Это означает, что европейский туберкулез развивался постепенно. С американским, например все было не так: после «открытия» Америки и колонизации европейские штаммы полностью вытеснили доколумбовы.

Примечательно, что 200 лет назад многие были инфицированы двумя штаммами бактерии одновременно, а в одной из мумий нашлось одновременно три штамма. Сейчас такого не бывает. Две из найденных мумий оказались принадлежащими матери и дочери. Генетически их бактерии оказались идентичны.

Исследование подтверждает самые смелые оценки масштаба проблемы туберкулеза в конце XVIII – начале XIX века в Европе и проливает свет на некоторые особенности совместной эволюции людей и бактерий.