29 марта 2024, пятница, 14:28
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Жизнь Якова Бельского

Э.Г. Багрицкий, В.П. Катаев, Я.М. Бельский
Э.Г. Багрицкий, В.П. Катаев, Я.М. Бельский
Wikimedia Commons
 
 

9 апреля в библиотеке-читальне имени Ивана Тургенева прошла очередная лекция из цикла «Публичные лекции Полит.ру». Ее прочитали Оксана Ивановна Киянская и Давид Маркович Фельдман. Оба лектора работают на кафедре литературной критики РГГУ. Тема их лекции: «Советская журналистика сталинской эпохи: Яков Бельский».

История жизни героя лекции – журналиста и художника Якова Бельского – дает возможность увидеть многие моменты в истории советской журналистики 20-х и 30-х годов и почувствовать их более осознанно, чем просто прочитав о них на страницах учебника. Но долгое время Яков Бельский оставался человеком неизвестным, более того, загадочным. Сохранилась фотография, подаренная писателем Валентином Катаевым, литературному музею в Одессе. На ней изображены сам Катаев, Эдуард Багрицкий и еще один человек. По словам Катаева, звали этого человека Яков Бельский. Кто это, никто из историков, занимавшихся Катаевым, не знал, и в некоторых публикациях Якова Бельского даже вовсе отрезали с этой фотографии. Лишь в ходе долгих поисков в архивах Оксане Киянской и Давиду Фельдману удалось выяснить его биографию.

В воспоминаниях сына писателя, Павла Катаева, опубликованных в 2006 году нашлось упоминание о Якове Бельском при рассказе о том, как в 1920 году Валентин Катаев был арестован одесской ЧК:

Итак, двадцатые годы, тюрьма, и отец, ждущий своей участи.

Собственно говоря, спасти заключенного может только чудо.

И чудо происходит.

На очередном допросе его узнает один из чекистов (фамилия известна), завсегдатай поэтических вечеров, в которых в числе прочих одесских знаменитостей (их имена так же хорошо известны) всегда участвовал молодой и революционно настроенный поэт Валентин Катаев.

Это не враг, его можно не расстреливать.

И отец оказывается на свободе.

Чекист, спасший жизнь молодого одесского поэта, Яков Бельский.

Он сам - талантливый художник. Так же как и отец, и многие другие художники и литераторы, он перебирается в Москву, работает (не отвечаю за точность этих данных) в газете "Вечерняя Москва".

Дружба с отцом и другими одесситами в Москве продолжается.

Действительно, Яков Бельский был одесситом, он родился 8 августа 1897 года. Его настоящая фамилия – Биленкин, Бельский – это литературный псевдоним, который позднее он сделал официальной фамилией. В 1917 году он окончил художественное училище, успел немного повоевать на румынском фронте, но был распропагандирован большевиками, дезертировал и вернулся в Одессу. Там в 1918 году он участвовал в установлении советской власти, был художником при одесском исполкоме, рисовал плакаты и занимался агитационным оформлением городских улиц. Видимо, тогда же он начал работать в военной контрразведке. После взятия Одессы Деникиным ему пришлось уйти в подполье. С возвращением власти большевиков он работает в ЧК, где и произошла история со спасением от расстрела Валентина Катаева. После нее Бельский и Катаев подружились и добрые отношения между ними сохранялись многие годы.

Яков Бельский был начальником разведки в одесской ЧК и выполнял функции специалиста по внедрению. Он или его агентура разоблачали отнюдь не только антибольшевистские заговоры. В те годы в городе было немало криминальных группировок, с которыми приходилось бороться чекистам. Некоторое представление об одесском преступном мире начала 1920-х можно почерпнуть из повести Александра Козачинского «Зеленый фургон». В частности, Яков Бельский руководил операцией против банды атамана Семена Заболотного.

Но вскоре Яков Бельский уходит из ЧК («не по нутру была охота на людей, даже когда они этого заслуживали») и перебирается в Николаев, где начинает работать в газете «Красный Николаев» и литературно-сатирическом журнале «Бурав». Бельский был единственным художником газеты, ему регулярно приходилось создавать большое количество рисунков и карикатур, также он пишет статьи и фельетоны. Интересно, что именно Бельский стал иллюстратором публиковавшихся тогда в «Красном Николаеве» бабелевских рассказов из «Конармии».

В это же время Яков Бельский и сам пишет художественные произведения. Его приключенческий роман «В пламени борьбы» публикуется в «Красном Николаеве». Этот увлекательный авантюрный роман больше никогда не печатали, так как основные события в нем разворачиваются вокруг советской делегации в Киеве во время правления гетмана Скоропадского. Эта делегация действительно приезжала в Киев для переговоров с правительством Скоропадского, возглавлял ее Сталин, но из-за разногласий по вопросам о границе договор между Скоропадским и советским правительством так и не был подписан. Впоследствии о неудачной дипломатической миссии Сталина упоминать в советской литературе было невозможно, да и Украинская держава Скоропадского оценивалась исключительно как враждебное большевикам правительство, ни о каких переговорах с ним лучше было не вспоминать.

Однако период спокойной жизни Бельского в Николаеве быстро завершился. В конце 1924 года начался судебный процесс, названный «Дымовским делом». Дело об убийстве в селе Дымовка недалеко от Николаева селькора Григория Малиновского было очень громким. Его упоминал в одной из речей Сталин, о нем написал статью под названием «Каленым утюгом» Троцкий, ему посвятил стихотворение Демьян Бедный, об этой истории был даже по горячим следам снят фильм. Лишь много лет спустя выяснилось, что процесс был сфальсифицирован прокуратурой, даже убитый Григорий Малиновский вовсе не был селькором (зато этот статус жертвы позволял придать делу политическую окраску), в 1969 году все осужденные по этому делу были реабилитированы. Но Яков Бельский пытался добиться справедливости не в 1969 году, а в 1925, когда шел судебный процесс. Это ему не удалось, и он опубликовал рассказ «Почтовым в Москву», где описывалось, какими методами работают советские следователи. После этого рассказа ему пришлось покинуть Николаев.

Оказался Яков Бельский в Харькове, тогдашней столице Украины. Он работал в разных изданиях («Пролетарий», «Гаврило», «Червоний перець», «Коммунист», «Пламя», «Рабочий»), опять и в качестве художника, и в качестве журналиста. Среди его друзей и знакомых много действующих сотрудников ЧК, что позволяет Бельскому заступаться за несправедливо обвиненных. В мемуарах историка театра Александра Мацкина, в 1920-х – харьковского студента и журналиста, дружившего с Бельским, рассказывается история о группе арестованных студентов. «Я рассказал ему о деле моих товарищей по институту и о подлеце-следователе – пишет Мацкин. – Он внимательно выслушал меня и сказал: “Напиши на одной странице суть, я попробую. Может, выйдет”. Реакция была быстрая, незамедлительная. Тот шанс, на который я надеялся, не подвел. Через две недели ребят выпустили».

В 1930 году Яков Бельский переезжает в Москву, где становится заместителем главного редактора журнала «Крокодил». В Москве он реже выступает в качестве художника, но написанные им статьи, заметки и фельетоны появляются на страницах журнала часто. И снова он стремится заступиться за несправедливо обиженных: обвиненных во «вредительстве» или уволенных за дворянское происхождение.

История редакции «Крокодила» в 1930 – 1934 годах, до того, как его возглавил Михаил Кольцов, малоизвестна. В эти годы в журнале сложился круг людей, которые частенько сочиняли сатирические стихи и рассказывали анекдоты, которые вряд ли могли понравиться власти. Хотя все эти антисоветские шутки рассказывались в своем кругу, всегда находились и те, кто сообщал о них в НКВД. В 1933 году были арестованы сотрудники «Крокодила» Михаил Вольпин и Эмиль Кроткий, тогда же были осуждены за сочинения антисоветских басен Николай Эрдман и Владимир Масс, не работавшие в «Крокодиле», но близкие к этому кругу. Все это привело к разгрому редакции. 21 марта 1934 года было принято постановление оргбюро ЦК ВКП(б) о журнале «Крокодил», в котором работала редакции признавалась неудовлетворительной. Вскоре большинство сотрудников были уволены, а журнал был передан «Правде», став приложением к ней.

Уволен был и Яков Бельский. Через некоторое время он стал сотрудником газеты «Вечерняя Москва», а также публиковался в журнале «СССР на стройке». В 1936 году его привлекают в качестве свидетеля по делу другого бывшего «крокодильца» – Михаила Глушкова, который обвинялся в том, что прочитал антисоветскую басню Вольпина на квартире Бельского. Бельский не подтвердил обвинение, но Глушкова все равно осудили на три года (позднее он был расстрелян в лагере).

Вскоре после этого Яков Бельский уволился из «Вечерней Москвы» и последний год жизни нигде не работал, публикуя отдельные заметки. 26 июля 1937 года он был арестован и обвинен по статьям 58-8 («террористические акты, направленные против представителей советской власти») и 58-11 (создание антисоветской организации). Следствие вел будущий министр государственной безопасности, а в то время оперуполномоченный  НКВД Виктор Абакумов. 5 ноября 1937 года Яков Бельский был расстрелян.

Подробнее о жизни Якова Бельского можно узнать в книге Оксаны Киянской и Давида Фельдмана «Очерки истории русской советской журналистики».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.