К Победе — без коммунизма

На прошедшей неделе Верховная Рада Украины приняла в первом чтении ряд законов, связанных с исторической памятью. Среди них - закон «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов» и «запрещении пропаганды их символики». Документу предстоит пройти следующие чтения и подписание президентом, но не исключено, что к 9 мая он вступит в силу.

Российские СМИ мгновенно отреагировали на решение украинского парламента: у телезрителей легко могло сложиться впечатление, что вслед за «ленинопадом» будут уничтожены все памятники советским воинам, ветеранам запретят выходить на улицы со своими наградами, а за «георгиевскую ленточку» вообще можно будет сесть в тюрьму.

Между тем, разобраться в новом законе не сложно — достаточно его просто прочитать. Украинские депутаты вполне резонно сочли, что символика коммунистического режима — это флаги, гербы и прочие символы СССР и его составляющих, а также государств так называемой «народной демократии». Особо отмечается, что действующие флаги и гербы под требования закона не подпадают. Также под запрет попали любые сочетания серпа и молота, изображения и памятники и т. д.

Про памятники есть отдельный пункт: запрещены любые скульптуры, которые посвящены событиям, связанным с деятельностью коммунистической партии, с установлением советской власти на территории Украины, борьбой против сторонников независимость Украины в XX веке. Исключение — памятники и памятные знаки, которые посвящены сопротивлению и изгнанию нацистской армии с Украины, а также развитию украинской науки и культуры.

Закон запрещает пропаганду коммунистического режима, но определяет это понятие достаточно узко. Пропаганда, по мнению законодателей, — это публичное отрицание, в том числе через СМИ, преступного характера режима, распространение информации, которая оправдывает его преступных характер, а также изготовление, распространение и публичное использование продукции, содержащей символику тоталитарных режимов.

В законе прямо не обговаривается, можно ли людям носить ордена и медали СССР, которые почти всегда включают в себя ту или иную символику, которая вскоре окажется под запретом (уже готовится поправка, которая будет предусматривать это исключение). Законодатель оговорил, что изготовление, распространение, а также публичное использование символики СССР и нацистской Германии допускается в научных и образовательных целях (при условии, что «это не приводит к отрицанию преступного характера коммунистического тоталитарного режима 1917 - 1991 годов, преступного характера национал-социалистического (нацистского) тоталитарного режима»), на надгробиях, памятниках и памятных знаках, расположенных на территории кладбищ, а также в случае коллекционирования такой символики.

Таким образом, основания для сноса памятников советским воинам-освободителям нет, зато четко узаконивается тот самый «ленинопад», который начался 8 декабря 2013 г. с разрушения памятника вождю мирового пролетариата напротив Бессарабского рынка.

Интересно, что действующие депутаты Верховной Рады — далеко не первые, кто занялись юридическим оформлением сноса советских памятников. Например, та самая статуя Ленина в Киеве изначально была под защитой государства как культурная ценность — перед тем, как установить ее на бульваре Тараса Шевченко, ее свозили в Нью-Йорк на Всемирную выставку, а сделан монумент был из редкого материала — карельского кварцита. Однако еще в августе 2009 года премьер Юлия Тимошенко исключила монумент из реестра памятников национального значения, наряду с другими памятниками людям, которые причастны к организации массового голода и политическим репрессиям. Таким образом на момент разрушения он уже не охранялся государством.

Намного менее броские части закона «Об осуждении тоталитарных режимов» могут иметь, тем не менее, очень важные последствия.

Во-первых, Верховная Рада распорядилась открыть доступ к архивам спецслужб Украины, которые связаны с «политическими репрессиями, голодомором, другими преступлениями», а также раскрыть прочую архивную информацию, не имеющую грифа ограниченного доступа. Одновременно депутаты приняли закон «О доступе к архивам репрессивных органов коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов», который предусматривает передачу архива из ведения спецслужб в Институт национальной памяти, его раскрытие, оцифровку и публикацию.

Во-вторых, в законе прописана необходимость тотального отказа от советской топонимики - необходимо переименовывать переулки, улицы, районы, города и целые области. Сейчас в стране есть два крупных города, которые несут в своих названиях след советского времени: это Кировоград (назван в честь Сергея Кирова, главы ленинградских коммунистов в 1926 — 1934 гг. ) и Днепропетровск (вторая часть названия отсылает к фамилии Григория Петровского, председателя Всеукраинского ЦИК в 1920 — 1938 гг., сопредседателя ВЦИК СССР от Украины в 1922-38 гг).

Проблема переименований в альтернативе либо возвращать старые «имперские» названия, Елисаветград и Екатеринослав (недолго - Новороссийск) соответственно, либо придумывать что-то новые. И если у Днепропетровска еще есть простые варианты переименования — просто Днепр или Днепровск, а также Сичеслав (как его чуть не назвали в 1918 г.), то по поводу возвращения Кировограду названия Елисаветград в 2000 году был даже проведен референдум — впрочем, провалившийся.

Вполне вероятно, что именно нежелание делать выбор в пользу неочевидных вариантов долгое время заставляла украинское руководство «терпеть» на карте страны упоминание Кирова, а также многочисленных Лениных, Луначарских и пр. на улицах многих городов Украины. Теперь же, после принятия закона, придется не только памятники сносить, но и думать над новыми названиями — вполне вероятно, что и гражданам тоже, поскольку в каких-то случаях вопросы могут выноситься на местные референдумы.