Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
8 декабря 2016, четверг, 05:12
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

12 апреля 2015, 16:05

«Спаситель мира» и дела земные

«Спаситель мира», Леонардо да Винчи, ок. 1499 / Дмитрий Рыболовлев
«Спаситель мира», Леонардо да Винчи, ок. 1499 / Дмитрий Рыболовлев
Wikimedia Commons

Благодаря скандальной истории, начавшейся в феврале этого года в сфере торговли произведениями искусства, стало известно имя коллекционера, который в 2013 году приобрел картину Леонардо да Винчи «Спаситель мира». Ее владельцем оказался известный российский предприниматель Дмитрий Рыболовлев. Но по поводу заплаченных за картину денег у покупателя и швейцарского арт-дилера Ива Бувье возникли некоторые разногласия. Искусствоведам и любителям живописи в любом случае можно вздохнуть с облегчением: по крайней мере, сейчас точно известно, у кого находится картина. Ранее это произведение Леонардо порой исчезало очень надолго.

Тип изображения Иисуса Христа под названием Спаситель мира (Salvator mundi): по пояс, лицом к зрителю, с поднятой в благословляющем жесте правой рукой – в искусстве Возрождения встречается довольно часто. О том, что такую работу писал Леонардо да Винчи, известно по свидетельствам современников. Также подтверждением этому служат два наброска художника, хранящихся сейчас в Королевской библиотеке в Виндзоре. Точная дата работы над картиной неясна. Одни специалисты считают, что «Спаситель мира» был написан в 1490-х годах в Милане, другие полагают, что картина была написана позднее во Флоренции, куда художник переехал в 1500 году, и предназначалась для французского короля Людовика XII. В следующем столетии картина оказалась в собрании Карла I Английского. Сохранилась гравюра XVII века, выполненная с нее Вацлавом Холларом в 1650 году. После казни Карла I картина была продана, но вскоре вернулась в королевскую собственность при его сыне Карле II. Затем она оказалась в коллекции герцога Бекингема, наследники которого продали ее с аукциона в 1763 году. С тех пор местонахождение картины было неизвестно более ста лет.

Следует заметить, что существует около двадцати картин на этот сюжет, написанных в Милане учениками и последователями Леонардо да Винчи, которые более или менее точно воспроизводили его стиль. Не раз одну из этих картин готовы были посчитать работой самого Леонардо, но эти предположения не оправдывались.

Когда в 1900 году известный коллекционер сэр Фрэнсис Кук приобрел картину «Спаситель мира» (66 × 47 см, масло на панели из грецкого ореха), он полагал, что покупает одну из таких работа подражателей Леонардо. В каталоге она была обозначена, как принадлежащая неизвестному миланскому художнику. В 1958 году наследники Кука выставили ее на аукцион как работу Джованни Больтраффио (1467 – 1516), одного из учеников Леонардо да Винчи. Картина была продана всего за 45 фунтов стерлингов.

До 2004 года картина находилась в частной коллекции в США. Затем ее купила группа арт-дилеров, которая поручила нью-йоркскому историку искусства Роберту Саймону исследовать картину. К этому времени на холсте было много следов грубых вмешательств, неудачной лакировки, повреждений и попыток реставрации. В конце XVI – начале XVII века, в соответствии со вкусами эпохи, Иисусу пририсовали усы и бороду. Такой облик картины отражен на гравюре Холлара.

 

Гравюра Вацлава Холлара (1650). Иисус изображен с усами и бородой. Надпись «Leonardus da Vinci pinxit. Wenceslaus Hollar fecit Aqua forti, secundum originale. Ao 1650.» («Леонардо да Винчи нарисовал. Вацлав Холлар сделал офорт согласно оригиналу. Год 1650»).

Часть искажений первоначального облика картины была убрана при реставрации в начале XX века, но далеко не все.

 

Вид картины в 1912 году.

В результате исследований Саймона была предпринята новая реставрация «Спасителя мира». После удаления поздних слоев, картину изучил ряд специалистов, которые признали в ней произведение Леонардо да Винчи. С 2007 по 2010 году ее изучали Мина Грегори (Университет Флоренции), Николас Пенни (Национальная галерея в Лондоне), Кармен Бамбах, Андреа Байер, Кит Кристиансен, Эверетт Фаи и Майкл Галлахер (Метрополитен-музей), Дэвид Алан Браун (Национальная галерея искусства, Вашингтон), Мария Тереза Фьорио (Raccolta Vinciana, Милан), Мартин Кемп (Оксфордский университет), Дэвид Экзердджиан (Университет Лестера). Среди фактов, которые приняли во внимание эксперты, были не только особенности манеры художника, техники сфумато, тонко прописанные детали одеяния и стеклянная сфера в левой руке Иисуса, но и соответствие изображения с набросками из библиотеки в Виндзоре, химический анализ красок «Спасителя мира» в сравнении с картиной «Мадонна в скалах». Также аргументом стало обнаружение под слоем живописи первичных набросков (pentimenti), позднее закрашенных художником при изменении замысла. На копиях они отсутствуют.

Правда, особое мнение высказал итальянский специалист по художникам миланской школы Карло Педретти. Он считает, что кисти Леонардо принадлежит другой «Спаситель мира» – из коллекции маркиза де Гане. Эта картина была выставлена в 1982 году в городе Винчи, в экспозиции, куратором которой был Педретти. По мнению искусствоведа, картину из коллекции Кука объявляют работой Леонардо да Винчи со спекулятивными целями. Но большинство искусствоведов сейчас считает, что картина из собрания де Гане написана Джованни Больтраффио или другим учеником Леонардо – Марко д’Оджоно.

В результате консенсус экспертов был достигнут, и на выставке в лондонской Национальной галерее «Леонардо да Винчи: художник при миланском дворе» картина «Спаситель мира» экспонировалась уже как произведение Леонардо.

В мае 2013 года картина была продана анонимному покупателю при посредничестве аукционного дома «Сотби’с». Только сейчас стало известно, что картина находится в коллекции Дмитрия Рыболовлева. Причиной разглашения этого стали обвинения, которые Рыболовлев выдвинул в адрес известного арт-дилера Ива Бувье, владельца компании Natural Le Coultre, занимающейся перевозками и хранением произведений искусства.

 
Ив Бувье

Бувье оказывал Рыболовлеву услуги по приобретению картины для его коллекции. При посредничестве Бувье было куплено около сорока произведений, в том числе работы Пикассо, Тулуз-Лотрека, Модильяни, Магритта, Гогена и Дега. Однако в январе Дмитрий Рыболовлев узнал, что цены, которые он платил за картины, были значительно выше, чем те, по которым Бувье покупал их у владельцев. Например, за картину Модильяни «Обнаженная на голубой подушке» было заплачено 118 млн. долларов, хотя у владельца она была куплена за 93,5 млн. Аналогичная история произошла и со «Спасителем мира» Леонардо да Винчи. В данном случае Рыболовлев заплатил за нее 127,5 млн., хотя продана она была за 75 – 80 млн. (точная сумма не называется). Так как Бувье получал вознаграждение в сумме 2 % от сделки, его обязанностью в качестве агента была покупка картин за максимально низкую цену, какая была возможна. Поэтому Рыболовлев обратился в полицию Монако с обвинениями Бувье в мошенничестве и подделке документов.

Такие конфликты между арт-дилерами и коллекционерами – событие вовсе не уникальное. В июне 2014 года был арестован известный немецкий арт-дилер Хельге Ахебах. Наследники миллионера Бертольда Альбрехта обвинили Ахебаха в том, что он, выступая агентом Альбрехта, завышал стоимость купленных произведений искусства и старинных автомобилей, подделывая для этого счета. Ахебах совершил по заказу Альбрехта покупки на общую сумму около 120 млн. евро, получая от 3 до 5 % комиссионных. Суд признал его виновным в мошенничестве и приговорил к выплате ущерба в 19,36 млн. евро и шести годам заключения.

По выдвинутому Рыболовлевым обвинению Бувье был арестован 25 февраля в Монако, когда прибыл в офис Рыболовлева для переговоров по продаже картины Марка Ротко. Спустя три дня он был отпущен под залог в 10 млн. евро. Юристы Рыболовлева добились в суде Сингапура ареста принадлежащих Бувье активов на сумму 500 млн. долларов. В швейцарском офисе Natural Le Coultre прошел обыск и изъяты документы по продаже «Обнаженной на голубой подушке» и «Спасителя мира».

Бувье в свою очередь отрицает свою вину и говорит, что он не агент, а независимый продавец. Он честно покупал картины у владельцев и продавал Рыболовлеву по той цене, которую тот был готов заплатить. Он отрицает обвинения в подделке счетов. Бувье полагает, что обвинения против него были сфабрикованы и что Рыболовлев угрожает «отправить его в ГУЛАГ», чтобы не платить десятки миллионов евро, которые еще должен ему за картину Ротко. В ответ Рыболовлев говорит, что выплата за картину Ротко проходит согласно договору в несколько этапов, а также выражает готовность доказать, что Бувье был не продавцом, а агентом, предъявив переписку, где обсуждались условия сделок.

Чем бы не кончилось разбирательство, мы теперь точно знаем, кто стал владельцем картины «Спаситель мира». Правда, неизвестно, будет ли в ближайшем будущем возможность увидеть ее на выставке.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Facebook Google GPS IBM iPhone PRO SCIENCE видео ProScience Театр Wi-Fi альтернативная энергетика «Ангара» античность археология архитектура астероиды астрофизика Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса визуальная антропология вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология глобальное потепление грибы грипп демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии коронавирус космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. открытия палеолит палеонтология память педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы ракета растения РБК РВК регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы Сингапур смертность Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа эволюция эволюция человека экология эпидемии этнические конфликты этология ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.