Прямая речь

Почти половина россиян, как выяснилось, достаточно прохладно относятся к проведению «прямых линий» президента. Согласно данным опроса Фонда «Общественное мнение», которые вечером опубликовал «Коммерсантъ», 46% россиян не желают задавать президенту вопросов, поскольку считают прямую линию с ним «показухой», которая все равно не изменит ничего к лучшему.

Телевизионные рейтинги пока не опубликованы, и мы не можем узнать, какая доля россиян все-таки отдали несколько часов своей жизни просмотру «прямой линии», однако, как обычно, СМИ и многие политики уже комментируют и анализируют выступление главы государства.

Всего, как подсчитали журналисты «Ведомостей», тринадцатая «прямая линия» длилась 3 часа 57 минут. За это время президенту задали 74 вопроса, но более четверти из них были скорее просьбами, например, восстановить электрички, помочь с лекарствами и т. п., 17 вопросов касались экономики, 9 — ситуации на Украине.

Один из первых комментариев появился сразу после окончания эфира — бывший министр финансов Алексей Кудрин в своем твиттере описал впечатления от своей небольшой дискуссии с президентом и от «прямой линии» в целом.

Кудрин заметил, что президент видит проблемы существующей пенсионной системы и готов к их широкому общественному обсуждению. Минусов, впрочем, тоже хватает. «Тема поддержки бизнеса вообще была широко обсуждена. Не в первый раз. А изменений к лучшему почти нет», — язвительно написал Кудрин, который, видимо, относится к числу россиян не ждущих никаких перемен от речи президента. Также Кудрин пожаловался на ручное управление, гимном которого, фактически, и является «прямая линия». «Многие вопросы, которые надо решать на местах, адресуется напрямую президенту. Избыточное ручное управление», — отметил бывший министр финансов.

Позже журналистам Кудрин дал более развернутый комментарий: все усилия президента, по его словам, «направлены на предстоящие два года, во время которых он считает необходимым добиться выхода из кризиса». По мнению экс-министра финансов, президент уверен, что эта его политика приведет не только к выходу из кризиса, но и к выходу из сложного положения в стране в целом. Сам Кудрин уверен, что Россия может выйти из кризиса, однако стагнацию при нынешней экономической политике преодолеть невозможно.

На то, что Владимир Путин не стал на корню отвергать идею повышения пенсионного возраста, обратила внимание и газета «Ведомости». Ранее о пенсионном возрасте не раз говорили в Минфине, глава ведомства Антон Силуанов недавно заявил, что проблема требует срочного решения, иначе не удастся снизить нагрузку на бюджет и сгладить последствия текущей демографической ситуации. Министр сослался на экспертов, которые рекомендуют сравнять пенсионный возраст у мужчин и женщин и поднять его до 65 лет.

Владимир Путин согласился, что в теории это верно: пенсионную систему приходится постоянно подпитывать из бюджета, а это мешает развитию. Но если для экономической политики нужна голова, то, чтобы не потерять доверие людей, требуется еще и сердце, подчеркнул глава государства. Так что резкого повышения в ближайшее время ожидать не стоит.

Заместитель главного редактора газеты «Коммерсантъ» Дмитрий Бутрин обратил внимание, что на этот раз Владимир Путин выглядел чуть ли главным «голубем» в студии. Обычно следить за президентом на «прямых линиях» интересно уже хотя бы потому, что он иногда выдает экспромт или неожиданно резко высказывается на различные темы. «Главной сенсацией нынешнего четырехчасового сеанса было то, что впервые президенту РФ удалось полностью от этого удержаться», — заметил Бутрин.

Действительно, не каждый день президент Путин прямо осуждает «мерзость» сталинской национальной и даже в целом внутренней политики. Глава государства, отмечает Бутрин, также показал готовность обсуждать некоторые второстепенные темы, которые оппозиционно настроенная часть общества традиционно считает частью своей повестки — от действий ФСКН и Минздрава, осложняющих получение наркотических обезболивающих безнадежно больными, до отказа менеджмента госкорпораций публиковать сведения о своих доходах.

По мнению Николая Эппле, автора сегодняшней редакционной колонки в «Ведомостях», подчеркнутая мягкость позиции президента как во внешней, так и во внутренней политике — обязательный в последние годы «закон жанра» «прямых линий». И на этот раз на фоне антиукраинской риторики по государственным каналам, резких заявлений министров и депутатов, небывалой активности силовиков Путин говорит о том, что Украина — партнер и братское государство, внешнеполитических врагов у России нет, несистемная оппозиция нужна в парламенте, цветы на месте убийства Бориса Немцова никому не мешают, а послевоенная политика СССР в Восточной Европе была ошибочной.

Оппозиции не слишком понравилась «прямая линия». Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов счел эфир скучным, поскольку все пропагандистские ходы уже выдохлись. «Все то же самое: сначала бояре напугают народ, потом явится царь и защитит всех от плохих бояр», – казал коммунист. От рекорда в 3 млн звонков скорее нужно плакать, считает Обухов: это торжество ручного управления страной, чтобы что-то решить, нужно непременно дозвониться Путину.

Главный редактор газеты «6 соток» Андрей Туманов, который в свое время постоянно задавал вопросы президенту на больших пресс-конференциях, а сейчас является депутатом Государственной Думы от «Справедливой России», заметил, что раньше «прямая линия» могла исправить что-то важное, а сейчас она превратилась в пародию, в челобитную президенту. «Президент не должен решать эти проблемы, это за него должны делать суды, местное правительство, чиновники», – уверен он.

Илья Яшин, член бюро Федерального политсовета партии «РПР-Парнас», не видит принципиальных отличий этой линии от предыдущих — они по-прежнему напоминают ему «рекламные ролики для поддержания рейтинга Путина».