Адрес: https://polit.ru/article/2015/04/22/utro_21_04/


22 апреля 2015, 09:09

Наутро. 21 апреля

Россияне дали самую высокую оценку положению дел в стране за последние пять лет. Согласно опросу ВЦИОМ, в конце марта этого года индекс социальных настроений достиг отметки 70 пунктов. Это самый высокий показатель с момента начала подсчета индекса в 2010 году, тогда он составил только 22 пункта, и с тех пор постепенно рос. Так, в 2014 году он был выше уже в два раза, а к началу текущего года достиг 64 пунктов. 

В пресс-релизе отмечается, что самую высокую оценку положению дел в государстве дают мужчины средних лет (от 35 до 44). Индексы социальных настроений отражают то, как россияне оценивают ситуацию в стране и в своей личной жизни. В последнем опросе приняли участие 1600 человек из 46 регионов и 132 населенных пунктов России, им задавали вопросы «Как Вы в целом оцениваете ситуацию, сложившуюся в стране/ личной жизни?». Индексы рассчитывались как разность между ответами «все нормально», «все отлично», «все хорошо» и «все плохо», «все ужасно». Индекс может принимать значение от -100 до 100 пунктов. Чем выше значение индекса, тем лучше положение дел в перечисленных сферах, с точки зрения опрошенных россиян, говорится в сообщении Центра.

Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров связал высокие показатели индекса социальных настроений с тем, что «экономический кризис не так глубок, ожидания были гораздо хуже», сообщает РБК. События прошлого года, в числе которых и присоединение Крыма к России, по словам Федорова, представляют собой «анестезию» для россиян, которая сдерживает эффект от проблем в экономике.

Директор Центра социологических исследований РАНХиГС при президенте РФ, социолог  Виктор Вахштайн считает, что позитивная динамика действительно наблюдается: «Мы как раз сейчас работаем с данными нашего исследования — Евробарометра. Конечно, для того, чтобы сделать какое-то сравнение, нужно знать их методологию расчета индексов, чтобы понять, что это за 70 пунктов и какие показатели в него входят. В принципе, если взять два наших Индекса — политической удовлетворенности и экономической удовлетворенности, то они действительно значительно растут. За пять лет трудно сказать, но с начала 2012 года абсолютно точно есть позитивная динамика. Что интересно, это кто те люди, которые недовольны и менее удовлетворены ситуацией, которые по Индексам экономического и политического оптимизма оказываются на последних позициях», — говорит Вахштайн.

Он отмечает основное различие в динамике социальных настроений: «Довольно серьезно сменилась группа недовольных. На примере эмиграционных настроений: раньше, как ни странно, больше всего хотели уезжать те, кто больше зарабатывал и считал, что здесь у них недостаточно возможностей для развития. То есть уезжали те, кому было не плохо, но хотелось, чтобы было еще лучше. Сейчас эта группа недовольных, тех, кто демонстрирует наиболее резкие настроения, контрастирующие с мнением молчаливого большинства. Это как раз люди, которые предпочитают свободу порядку, это те, кто больше зарабатывают, чаще работают на себя и так далее. То есть здесь скорее нужно смотреть не среднюю температуру по больнице, а конкретные социальные группы, в которых доминируют те или иные социальные настроения», — объясняет эксперт РАНХиГС.

Социолог отметил, что такие негативные экономические факторы, как падение курса рубля, рост безработицы и прочее никак не сказывается на социальных настроениях: «Действительно, мы видим, что при падении доходов на 10% в конце 2014 года и при сильной инфляции в этот же период экономический оптимизм россиян вырос на 10%. Возьмем еще один любопытны факт: если раньше, в 2012 году экономические ожидания людей сильнее всего коррелировали с их экономическими доходами и показателями благосостояния семьи, типом занятости и так далее, то сейчас они более всего коррелируются с политическими ожиданиями. Условно говоря, политические ожидания более определяют, чего вы ждете от экономики, чем экономические»,— говорит Виктор Вахштайн.

При этом он поясняет, что объективный доход и, например, экономический оптимизм  никак не связаны: «Экономический оптимизм — это не экономический параметр. Он определяется в нашей исследовательской модели прежде всего тем, сколько у вас друзей, знакомых, общения, активных телефонных контактов. Поэтому растет социальный капитал, вместе с ним растет и экономический оптимизм и, кстати, уровень субъективной удовлетворенности — так называемый Индекс счастья. Вот он действительно достиг максимума за последние годы», — замечает эксперт.

Директор Центра независимых социологических исследований Виктор Воронков рассказал в беседе с «Полит.ру», что профессионалы крайне скептически относятся к подобным опросам и их результатам: «Социологи достаточно осторожно относятся к интерпретации результатов массовых опросов. Мы не знаем, почему разные люди по-разному воспринимают этот вопрос и по-разному на него отвечают. Мы не можем интерпретировать, что именно они отвечают», — сказал Воронков.

По его мнению, есть несколько объяснений тому, как отвечали люди в ходе опроса: «Я предполагаю, что когда такой вопрос задают, то некоторые люди соотносят это со своей личной повседневной жизнью, а некоторые — с гордостью за то, что они живут в такой могучей державе. Для некоторых социальное настроение связано с первой программой телевидения, которая заставляет людей ощущать приступы патриотизма, например, «Крым наш». Другие говорят о том, что продукты стали вдвое дороже, возникли социальные трудности, вот-вот можно потерять работу и т.д», — рассуждает глава ЦНСИ, подчеркивая, что неизвестно, как именно отвечал каждый из опрошенных.

В целом, он связывает результаты опросов с информационной политикой, проводимой на центральных телеканалах: «Поэтому я бы сказал так: у тех из них, кто зависим от телевидения, наверное, отличное настроение, возможно они даже не верят своим глазам и тому, что говорят по телевизору. А другие, которые не смотрят телевизоры, возможно, не зависят от этой общей болезни страны — болезни патриотизма. И они это оценивают совершенно честно и откровенно, что настроение действительно улучшилось», — говорит эксперт ЦНСИ.

«Вполне возможно, что успехи информационной пропаганды в совершенно немыслимых масштабах дали свои результаты — это да. Но повторюсь, что говорить об этом серьезно нельзя. Массовые опросы не относятся к науке, а общественные настроения — это то, что может меняться в зависимости от ситуации», — считает Владимир Воронков.