19 марта 2024, вторник, 09:14
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Конфиденциальный вброс

Обломок самолета Boeing-777, сбитого над Донбассом
Обломок самолета Boeing-777, сбитого над Донбассом
Фото: eer.ru

«Новая газета» опубликовала «строго конфиденциальный» доклад о крушении самолета Boeing-777 над Донбассом. Текст приписывается изданием неким российским инженерам с различных предприятий военно-промышленного комплекса, в том числе НПО, которое проектирует и выпускает ракеты типа «Бук». Доклад якобы сделан для отправки его голландским специалистам, которые ведут расследование крушения самолета.

Напомним, что пассажирский самолет Boeing 777 выполнял рейс из Амстердама в Куала-Лумпур. 17 июля 2014 года в небе над Донецкой областью близ поселка Глебова он потерпел крушение. В результате погибли 283 пассажира, главным образом граждане Нидерландов, и 15 членов экипажа. Первые победные отчеты сторонников самопровозглашенных республик о сбитом ими военном самолете сменились взаимными обвинениями. При ведущем участии Нидерландов работает международная комиссия по расследованию события.

В опубликованного «Новой газетой» докладе говорится, что эксперты, проанализировав характер повреждений самолета и внешнего вида поражающих элементов, изъятых из конструкции самолета, сделали вывод: наиболее вероятная причина разрешения самолета — «воздействие зенитной управляемой ракеты 9М38М1 из состава зенитного ракетного комплекса "Бук-М1"».

Второй этап анализа — определение условий, при которых ракета встретилась с самолетом. Опираясь на анализ повреждений внешней обшивки самолета и внутренних элементов конструкции лайнера авторы пишут, что подрыв боевой части ракеты повредил кабину экипажа, левый двигатель, левое крыло, левый стабилизатор, а также левую часть хвостового оперения. Основываясь на анализе направления движения поражающих элементов утверждается, что ракета двигалась на пересечение курса самолета.

 
Фото: twimg.com

По словам авторов текста, характер повреждений говорит, что вероятная точка подрыва боевой части ракеты находилась на расстоянии примерно 3-5 метров «спереди слева над передним гермошпангоутом (смещена к левой стороне, над остеклением кабины пилотов в районе окон командира экипажа)».

«Анализ местоположения точки подрыва боевой части позволяет сделать вывод, что ракета наводилась в носовую часть самолета, имеющую три "блестящих" точки: передний гермошпангоут кабины пилотов, антенну метео-РЛС и участок внешней обшивки носовой части фюзеляжа оживальной формы», — говорится в документе.

Авторы также заявили о своем выводе относительно места запуска ракеты. По их словам, пуск не мог быть произведен из района города Снежное. «Даже поверхностный анализ условий встречи ракеты с самолетом (при предельно возможных углах пересечения курса) показывает, что при пуске ракеты из любой точки в районе Снежное поражающими элементами была бы поражена только носовая часть самолета, и не могло быть повреждений крыла, двигателя и тем более стабилизатора и хвостового оперения».

Документ обосновывает точку зрения, что пуск был произведен из района населенного пункта Зарощенское. «При моделировании учитывались расчетные условия встречи ракеты с самолетом, а также максимально возможные ошибки, возникающие в процессе наведения ракеты. Моделирование процесса наведения ракеты 9М38М1 на «Боинг» МН17 в точку, где он был поражен, показало, что пересечение траекторий ракеты и самолета <…> реализуется только из ограниченного района — южнее населенного пункта Зарощенское».

Авторы заявляют, что согласно утверждениям космической разведки Минобороны России от 17 июля 2014 года близ Зарощенского располагались самоходные огневые установки «Бук» Вооруженных сил Украины.

 
Зенитно ракетный комплекс Бук-М1. Фото: ukraine-truth.com

Неподготовленного читателя «строго конфиденциальный» доклад вряд ли в чем-нибудь убедит. Множество профессиональных терминов, цифры, малопонятные схемы оставляют два варианта: верить или нет. Оппозиционный активист Руслан Левиев почти сразу после публикации статьи на сайте «Новой газеты» высказал те единственные две претензии, которые могут быть доступны не вовлеченному в тему человеку. Во-первых, он отметил, что Зарощенское находилось на момент катастрофы в тылу вооруженных сил самопровозглашенной ДНР. Во-вторых, он обратил внимание на общедоступные космические снимки в программе Google Earth. Ни 16, ни 20 июля 2014 в том месте, где, по утверждениям космической разведки Минобороны России находился украинский «Бук», не заметно следов гусеничной техники.

Конечно, можно предположить, что украинские военные умело «заметали» за собой следы, а также, что им удалось забросить «Бук» в тыл к противнику — учитывая отсутствие как таковой линии фронта сделать это теоретически было возможно. Однако это уже далеко не первая попытка хоть как-нибудь, хоть на время обосновать идею, что «Боинг» был сбит украинцами, причем доказывается это совершенно с разных позиций, а уровень «экспертов» не выдерживает никакой критики.

Можно вспомнить хотя бы показанный по «Первому каналу» снимок истребителя, который якобы выпускает по «Боингу» ракету, а также «умные» комментарии первого вице-президента «Российского союза инженеров» Ивана Андриевского. Позже, правда, оказалось, что снимок был получен в результате фотоколлажа: его авторы не потрудились даже соблюсти масштаб или поискать в интернете не самые популярные фотографии истребителя и «Боинга-777». Особенно неловко получилось с первым вице-президентом «Российского союза инженеров» Иваном Андриевским. Он, как оказалось, эксперт совсем не в области авиации и военного ракетостроения, а его диссертация на тему «Развитие корпоративной структуры оборонной промышленности России» была и вовсе содержит обильные некорректно оформленные заимствования.

Можно также вспомнить заявление «одного из лучших московских экспертов Юрия Антипова» «Комсомольской правде» о том, что сбитый над Донецкой областью «Боинг» и пропавший в марте над океаном «Боинг» той же модели и той же авиакомпании на самом деле — один самолет. Через некоторое время оказалось, что единственный эксперт Юрий Антипов, упоминания о котором возможно найти, ранее занимался анализом марок автомобилей.

Также отличился «анонимный источник в Росавиации», который предположил, что «Боинг» сбили украинцы по ошибке — целились они в борт российского президента, который в тот момент тоже был в небе, правда, совсем в другом районе — он подлетал к Москве.

Наконец, 21 июля была озвучена и официальная позиция Министерства обороны России: военные заметили не только украинские силы ПВО в районе крушения, но и полеты истребителей Су-25 Вооруженных сил Украины. То выступление российских военных тоже можно считать провальным: начальник главного штаба Военно-воздушных сил генерал-лейтенант Игорь Матушев говорит о неких самолетах «Боинг-772» и «Боинг-778», которых просто не существует в природе, судя по схеме сбитый самолет незадолго до трагедии совершал какие-то слабообъяснимые маневры, и вообще специалисты нашли в материалах того брифинга настолько много нестыковок, что об этом можно писать отдельную статью.

Теперь публике представлено новое обоснование вины Киева в крушении самолета, которое якобы предназначено для международной группы следователей, но уже без наиболее легко опровергаемой версии об атаке ракетой с другого самолета.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.