Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
10 декабря 2016, суббота, 17:38
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Полуденный закат

«Вид на Нёрребро из Доссерингена возле озера Сортедам»
«Вид на Нёрребро из Доссерингена возле озера Сортедам»

В декабре 2014 года эксперты-искусствоведы пришли к выводу, что на картине датского художника Кристена Кёбке «Вид на Нёрребро из Доссерингена возле озера Сортедам» изображен не романтический закат, а яркий полдень. Это факт оказался для них неожиданным и заставил изменить предлагавшиеся ранее интерпретации картины.

Сейчас Кристен Кёбке считается одним из крупнейших художников так называемого «Золотого века датского искусства», пришедшегося на первую половину XIX столетия. Некоторые даже считают концом золотого века именно 1848 год, когда умерли Кристен Кёбке и еще один выдающийся датский художник Иохан Лундби. При жизни же этот художник не снискал громкой славы.

 

Кристен Кёбке. Автопортрет (около 1833 года)

Родился Кристен Кёбке в 1810 году и был одним из 11 детей копенгагенского пекаря Петера Берендта Кёбке. Во время продолжительной болезни прикованный к постели мальчик много рисовал и в результате решил, что станет художником. В 12 лет Кристен Кёбке стал учиться в Королевской датской академии художеств, сначала в классе рисования, затем в классе живописи. В течение четырех лет его наставником был знаменитый датский художник Кристоффер Вильхельм Эккерсберг, занимавший в те годы пост директора академии. За свои работы Кёбке получил от академии в 1831 году малую серебряную медаль, а в 1833 году – большую серебряную медаль. Кёбке писал портреты, городские и сельские пейзажи, деля мастерскую со своим другом художником Фредериком Сёдрингом. В 1834 году он вместе с родителями переезжает из Копенгагена в пригород, в район озера Сортедам (в первой трети XX века эти места вошли в состав датской столицы). Там он продолжает работать, все большее внимание уделяя пейзажам.

Кёбке, как и другие его современники, испытал сильное влияние художественного критика и историка искусства Нильса Хёйена, выступавшего за создание национальной школы живописи. Хёйен призывал художников искать сюжеты для работ в народной жизни Дании, а не заимствовать темы полотен, посвященных другим странам. Романтические пейзажи Кёбке стали воплощением этой программы: дворец Фредериксборг, церковь святого Николая в Накскове, морское побережье, окрестности Копенгагена, сад возле мастерской художника.

В 1838 году, получив стипендию от академии, Кристен Кёбке отправился через Дрезден и Мюнхен в Италию. В Риме в те годы жила небольшая группа датских художников, среди которых был и шурин Кёбке – скульптор и гравер Фредерик Кристофер Крон. Эта «римская колония» датских художников также сыграла важную роль в развитии национального искусства. В том же 1838 году ее покинул долгое время работавший в Италии выдающийся скульптор Бертельс Торвальдсен, решивший на склоне лет вернуться на родину. А за несколько лет до Кёбке Рим посетил датский писатель Ханс кристиан Андерсен, впечатления которого о жизни художников в Риме отразились в повести «Импровизатор».

Кёбке работал в Риме, а также с Константином Хансеном посетил Неаполь, Помпеи, Сорренто и Капри, где сделал много эскизов с натуры. Увы, итальянские пейзажи Кёбке на родине не имели большого успеха. Отказ от романтической национальной тематики в пользу тоже романтизма, но уже итальянского был явно шагом против течения. Вернувшись в Данию в 1840 году, Кёбке даже был вынужден работать в качестве художника-оформителя: вместе с другими художниками он оформлял залы Музея Торвальдсена. Художник переезжает в Копенгаген и пытается стал действительным членом Академии художеств, представив один из своих итальянских пейзажей. Но кандидатура Кёбке была отклонена. В 1848 году Кристен Кёбке умер от пневмонии в возрасте 37 лет.

Картина «Вид на Нёрребро из Доссерингена возле озера Сортедам» («Вид озера Сортедам») была написана Кёбке в 1838 году для участия в ежегодной выставке Королевской академии художеств в Копенгагене. Художников, стремившихся выставить там свои работы, дополнительно стимулировали слухи, что король Кристиан IX планирует отобрать несколько картин, чтобы приобрести их для Королевской картинной галереи. Слухи подтвердились. После того, как прошла выставка 1839 года, некоторые картины, в том числе и «Вид озера Сортедам» были куплены королем. Это был первый и единственный такой успех в карьере Кристена Кёбке.

 

«Вид на Нёрребро из Доссерингена возле озера Сортедам»

В 1841 году король перевез эту картину в свою резиденцию во дворце Кристанборг, где она находилась в течение почти четверти века. Лишь в 1864 году она вновь оказалась доступна публике, вернувшись в Королевскую галерею. В 1896 году коллекция картин из Королевской галереи, включая и «Вид озера Сортедам», была передана в основанный тогда Государственный музей искусств. Но и в этом музее пейзаж Кристена Кёбке занял скромное положение: до 1970-х годов он висел над дверью и был малозаметен.

Лишь в 1980-е годы искусствоведы обратили на нее внимание и посчитали одной из лучших картин Кристена Кёбке и знаковой работой «золотого века датской живописи». Картина стала часто выставляться в Дании и за границей. Одновременно исследователи стали пристально ее изучать.

«Вид озера Сортедам» казался задумчивым, меланхолическим пейзажем. Летний вечер. Лучи заходящего солнца придают водам озера красноватый оттенок. На пристани стоят две женщины, которые провожают отплывшую лодку. Но исследователей удивлял контраст красной цвета озерной воды и бледно-голубым небом. Они долго спорили, возможно ли в действительности такое сочетание цветов. Необычным было и положение солнца, не попавшего на картину и определяемого по положению теней. При сопоставлении с реальным положением озера Сортедам выходило, что солнце на картине Кёбке заходит на юге. Это старались объяснить тем, что художник работал над эскизами к пейзажу днем, а потом забыл изменить положение солнца. Именно такую историю рассказывали экскурсоводы посетителям музея.

Но возникла гипотеза, что художник не ошибался, а цвета картины изменились со временем из-за действия солнечных лучей на слой краски. Чтобы проверить это предположение, сотрудники Государственного музея искусств взяли пробы краски с участков картины открытых солнечным лучам и скрытых рамой. Химический состав краски удалось определить с помощью рентгенофлуоресцентного анализа и рамановской спектроскопии. Оказалось, что цвета картины действительно изменились в результате химических реакций, происходивших под действием солнечных лучей. Основным виновником оказался пигмент, известный под названием «берлинская лазурь». В итоге небо стало значительно бледнее и светлее, чем изначально. Изменился и цвет озерной воды, где художник использовал смесь синих, белых и красных красок. При создании картины озеро было серо-голубым, а красно-фиолетовый оттенок приобрело значительно позднее.

 

«Вид озера Сортедам». Что было и что стало

 

На увеличенном снимке видны участки красочного слоя, скрытые рамой и поэтому изменившие свой цвет в минимальной степени (А – воды озера, первоначальный цвет виден внизу, B – небо, первоначальный цвет виден в верхней части).

Как отметил старший научный сотрудник музей Каспер Монрад, один из авторов исследования, это открытие полностью меняет наше восприятие картины. Вместо романтического заката перед нами летний полдень. Стоит заметить, что «Вид озера Сортедам» не единственная картина с такой судьбой. Гораздо более знаменитый «Ночной дозор» Рембрандта получил такое название лишь из-за того, что картина потемнела со временем. И только в конце 1940-х годов исследователи смогли установить, что нидерландский художник изобразил группу стрелков при свете дня.

Подробнее об исследовании картины «Вид озера Сотедам» можно узнать из статьи, выложенной на сайте музея.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Facebook Google GPS IBM iPhone PRO SCIENCE видео ProScience Театр Wi-Fi альтернативная энергетика «Ангара» античность археология архитектура астероиды астрофизика Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса визуальная антропология вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология глобальное потепление грибы грипп демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии коронавирус космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. открытия палеолит палеонтология память педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы ракета растения РБК РВК регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы Сингапур смертность Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа эволюция эволюция человека экология эпидемии этнические конфликты этология ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.