Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
19 января 2017, четверг, 03:18
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Долетели до собственников

Дмитрий Каменщик
Дмитрий Каменщик
Фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ

Следственный комитет достаточно неожиданно вспомнил о произошедшем 24 января 2011 года теракте в аэропорту Домодедово. Главное следственное управление Следственного комитета возбуждено уголовное дело в отношении бывших топ-менеджеров аэропорта, а также прозрачно намекнуло на то, что скоро обвиняемыми могут стать собственники аэропорта, ими предположительно являются Дмитрий Каменщик и Валерий Коган.

Дело возбуждено за «выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц» (ч. 3 ст. 238 Уголовного кодекса). Пока что по нему проходят три человека: бывшая глава российского представительства компании Airport Management Company Limited (управляет аэропортом Домодедово) Светлана Тришина, бывший управляющий директор ЗАО «Домодедово эрпорт авиэйшен секьюрити» (обеспечивает в нем авиационную безопасность) Андрей Данилов и бывший директор аэропортового комплекса Вячеслав Некрасов. Кроме того, подозреваемыми являются «неустановленные лица из числа фактических владельцев предприятий аэропортового комплекса международного аэропорта Домодедово».

«В рамках уголовного дела следствием проверяется информация о том, что в число фактических владельцев аэровокзального комплекса входят Дмитрий Каменщик и Валерий Коган, состоящие в должности консультантов», — подчеркивается в пресс-релизе СКР. Формально они являются консультантами зарегистрированного на острове Мэн офшора Airport Management Company Limited, но по факту, вероятно, являются собственниками предприятия.

В Следственном комитете полагают, что действия подозреваемых привели к повышению уязвимости аэропорта, в результате чего не удалось обеспечить безопасность его пассажиров. «Это привело к тому, что в январе 2011 года Магомед Евлоев беспрепятственно прошел в здание аэровокзального комплекса международного аэропорта Домодедово со спрятанным под одеждой взрывным устройством и произвел его подрыв. В результате погибли 37 человек, более 170-ти причинен вред здоровью различной степени тяжести», — заявили в СКР.

 
Досмотр на входе в аэропорт

В постановлении о возбуждении уголовного дела, по данным «Коммерсанта», отмечается, что еще в 2007 году была введена «Технология досмотра на входах в аэровокзальный комплекс», в соответствии с которой все входящие в здание аэропорта должны были проходить через рамки металлоискателей, а в случае необходимости подвергаться досмотру с применением ручного металлоискателя с вызовом на мероприятие сотрудника ЛУВД. Также сотрудники службы безопасности, согласно документу, должны были выявлять пассажиров из так называемой группы риска (в том числе - выходцев из арабских стран, уроженцев Средней Азии и Северного Кавказа) и проводить с ними собеседования, для того чтобы выяснить цели их прибытия в аэропорт.

Но руководство аэропорта, по мнению следствия, было недовольно образовавшимися очередями и в 2009-2010 гг пошло по пути упрощения доступа пассажиров в здание аэровокзала. В соответствии с новой технологией досмотра, в Домодедово, как утверждется, на каждом входе в аэропорт находился лишь один сотрудник службы авиационной безопасности, который с помощью интроскопа досматривал багаж и личные вещи входящих. При этом через рамки металлоискателей пассажиров не пропускали и тем более не проводили беседы с теми из них, кто принадлежал к группе риска.

Именно изменение правил досмотра пассажиров, считают в СКР, привело к тому, что 24 января 2011 террорист-смертник смог попасть в здание аэропорта и подорвать там бомбу.

Характерно, что федеральное правительство ранее выступило на стороне собственников и руководства аэропорта. В ответ на жалобу Еленой Криволуцкой в Европейский суд по правам человека, которая в результате теракта стала инвалидом-колясочником, Белый дом указал, что «действия террористов являются в целом непредсказуемыми», поэтому власти не всегда могут эффективно им противостоять. В письме представители российского правительства привели в пример теракт в аэропорту Глазго в 2007 году — тогда злоумышленники въехали в здание аэровокзала на автомобиле с газовыми баллонами, после чего подорвали их. От действий террористов тогда, правда, погиб всего один человек — собственно, сам смертник, пятеро получили ранения. «Любые предупредительные меры на входе становятся полностью бесполезными, если террористы приняли решение осуществить террористический акт», — отмечается в письме российского правительства. Также в Белом доме указали, что в 2011 году ни российское, ни международное законодательство не предусматривало тотального досмотра на входе в аэропорты.

Ранее похожие обвинения в неисполнении требований транспортной безопасности (ч. 3 ст. 263-1 Уголовного кодекса) уже предъявлялись менеджерам Домодедово, а также начальнику управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу, экс-главе ЛОВД «Домодедово» и его заместителям. Однако это расследование Следственный комитет прекратил за отсутствием состава преступления в действиях фигурантов.

Уголовное дело было прекращено, в том числе, из-за решения Арбитражного суда Московской области, который установил, что в январе 2011 года законодательство не требовало тотального досмотра. Решение суда имеет значение в рамках преюдиции, которая была недавно введена в российское законодательство: это обязательность для всех судов принять без проверки доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением по другому делу, в котором участвуют те же лица.

Меньше удивлять будет появление нового уголовного дела если его рассматривать не в контексте беспокойства следственных органов по поводу безопасности пассажирской авиации, а как часть борьбы за аэропорт Домодедово.

 
Аэропорт Домодедово. Фото: fgupaad.ru

Дело в том, что Домодедово уже давно является раздражающим фактором для очень многих — фактически, это единственный крупный частный аэропорт Москвы.

Инфраструктура московского авиационного узла находится в ведении двух ФГУПов. В первую очередь — это созданное в 2002 году ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (ФГУП АГА), под управлением которого находится аэропорты Шереметьево и Внуково, а также еще десятки объектов по всей стране. Аэропорт Домодедово находится под управлением ФГУП «Администрация аэропорта Домодедово» (ФГУП ААД), которое еще в 1998 году подписало с ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» договор об аренде имущества на 75 лет. Шереметьево и Внуково управляются государственными структурами.

Домодедово стал первым аэропортом, который стал предоставлять пассажирам хоть что-то похожее на сервис: чистый зал прилетов и отлетов, относительно небольшие очереди на паспортном контроле. В какой-то момент пассажиропоток в Домодедово оказался больше, чем в Шереметьево — достаточно абсурдная ситуация, изначально задумывалось, что главным аэропортом столицы должен стать именно Шереметьево.

В Домодедово впервые в России попытались выстроить схему бизнеса, которая более всего походила на западную модель, где аэропорты получают всего около половины дохода от своей основной деятельности, а остальное — за счет арендной платы и сопутствующих источников дохода.

ФГУП ААД пыталось в судах оспорить контракт с коммерческой фирмой, в результате было заключено соглашение, согласно которому арендная плата за аэропорт должна пересматриваться раз в пять лет «по обоюдному согласию». Еще в 2012 году оператор аэропорта «Домодедово» платил за аренду имущества всего 92 миллиона рублей в год, однако, затем ставка была пересмотрена, и сейчас за аренду «Домодедово» ФГУП ААД получает более 410 миллионов рублей в год. Для сравнения, за аренду Шереметьево ФГУП АГА получает 210 миллионов, «Внуково» приносит около 120 миллионов.

При столь немалых доходах от аренды два ФГУПа являются глубоко убыточными предприятиями — федеральное правительство тратит десятки миллиардов рублей для поддержания работоспособности аэропортов и их развития.

За последние 25 лет столичные аэропорты развивались как независимые предприятия, и закономерным итогом стало появление конкурентного рынка, на котором каждый аэропорт пытается предложить авиакомпаниям лучшие условия, а пассажирам — наиболее широкую сеть маршрутов. Такая ситуация, по мнению государства, собственника всех трех аэропортов, хотя и позволила значительно улучшить сервис в аэропортах, но ведет к дополнительным затратам бюджета на поддержание и развитие инфраструктуры.

Под лозунгом построения единой схемы управления столичным авиаузлом часть госсструктур старается всеми силами вернуть себе контроль над аэропортом Домодедово. Так, например, собственникам Домодедово никак не позволят начать строить третью взлетно-посадочную полосу, под которую уже даже выкуплена земля — она должна решить проблему перегрузки терминала. В Шереметьево третью ВПП планируют строить за бюджетные деньги.

 

Сейчас Домодедово уже обладает технически самыми удобными полосами: они находятся достаточно далеко друг от друга, чтобы два самолета могли совершать взлет и посадку. Во Внуково две полосы пересекаются, что в принципе исключает их одновременное использование, а в «Шереметьево» полосы находятся слишком близко друг к другу, так что диспетчерам приходится выверять график взлетов и посадок с точностью до секунды. Но все равно 30 миллионов пассажиров в год, которые пользуются этим аэропортом сейчас, это фактически предел возможной нагрузки на терминал и две ВПП.

Уголовные дела в России, как известно, часто становятся продолжением политических или экономических споров — правда, до сих пор собственникам Домодедово удавалось отстаивать собственный бизнес.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

21:38 «Транснефть» не добилась отвода судьи в разбирательстве с «Роснефтью»
20:54 По факту покушения на бизнесмена в центре Москвы возбуждено дело
20:32 СМИ сообщили о деле о побоях на отца изъятых приемных детей с ВИЧ
20:04 Минфин решил сберечь доходы от подорожавшей нефти
19:46 Минздрав предложил ограничить на ТВ рекламу колбасы и газировки
19:38 Кадыров заявил о задержании пародирующих его мошенников
19:12 В центре Москвы киллер расстрелял бизнесмена
19:11 РФ и Турция начали первую совместную воздушную операцию в Сирии
18:46 Власти Петербурга отказались согласовать митинг после передачи РПЦ Исаакия
18:34 За опасное вождение предложили лишать прав
18:21 В Екатеринбурге возбудили дело из-за перепутавшего время ребенка
18:03 СМИ сообщили о сокращениях в Институте развития интернета Клименко
17:37 Суд оправдал йога из Петербурга по делу о миссионерстве
17:27 СМИ рассказали об отказе КПРФ от кандидатуры Зюганова на выборах президента
17:15 С родителями изъятых с ВИЧ детей расторгли договор опеки
17:13 Минздрав предложил открыть бесплатные столовые для бедных
16:42 Виталий Кличко в Давосе назвал жизнь борьбой
16:33 Американские журналисты направили Трампу открытое письмо с критикой
16:20 СМИ узнали о новом месте жительства семьи Обамы
15:57 В Раде пообещали «выгрызть» Крым вместо обмена на Донбасс
15:27 Лавров подтвердил согласие Москвы на вооружение наблюдателей ОБСЕ в Донбассе
15:21 Столичный полицейский из «танцующего» кортежа уволен из МВД
15:04 Матвиенко признала возможной отмену «закона Димы Яковлева»
15:02 Правительство предложило организовать выдачу паспортов в банках
14:53 Владимир Мау связал падение доходов россиян со «сдувшимся пузырем»
14:17 В Италии снова произошло мощное землетрясение
14:13 СМИ сообщили о возможном участии Ройзмана в губернаторской гонке
14:09 Физики из МФТИ научились точно предсказывать плазмонные шумы
14:06 Сенатора от Бурятии лишили мандата после избрания академиком РАН
14:04 СБУ в обход запрета разрешила Наташе Королевой приехать на похороны бабушки
13:45 Музеи Крыма оспорили передачу Украине золота скифов
13:28 Песков заявил о незаинтересованности Кремля в судьбе Сноудена
13:22 Депутат Баталина исключила возможный пересмотр «закона Димы Яковлева»
12:55 «Нафтогаз Украины» отказался заплатить 5,3 млрд долларов по счету «Газпрома»
12:54 Кремль заявил об отказе Киева от Донбасса
12:39 СМИ сообщили о завершении Джеком Николсоном карьеры актера
12:29 Помощники Голодец подрались с посетителями бара в Москве
12:20 Трамп попросил бойкотирующих его инаугурацию вернуть билеты
12:02 Союз ученых Петербурга выступил против передачи Исаакия РПЦ
11:49 МИД Австрии озвучил условия постепенного снятия санкций с России
11:25 СМИ сообщили о госпитализации в Техасе Джорджа Буша-старшего
11:23 ЦРУ выложило в открытый доступ миллионы рассекреченных документов
11:02 Телескоп ALMA начал наблюдения Солнца
11:00 ДНР и ЛНР назвали условия для начала переговоров с Савченко
10:52 Сбербанк и Alibaba Group создадут предприятие в сфере интернет-торговли
10:40 УЕФА не выявил фактов употребления допинга российскими футболистами
10:28 Миллиардер Гуцериев приобрел группу музыкальных каналов
10:06 ФАС завела дело в отношении губернатора Самарской области и «Газпрома»
09:58 ФСБ предложила операторам связи отложить деньги на «закон Яровой»
09:51 Бывшая участница реалити-шоу Трампа подала на него иск о домогательствах
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.