Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
4 декабря 2016, воскресенье, 15:14
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Долетели до собственников

Дмитрий Каменщик
Дмитрий Каменщик
Фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ

Следственный комитет достаточно неожиданно вспомнил о произошедшем 24 января 2011 года теракте в аэропорту Домодедово. Главное следственное управление Следственного комитета возбуждено уголовное дело в отношении бывших топ-менеджеров аэропорта, а также прозрачно намекнуло на то, что скоро обвиняемыми могут стать собственники аэропорта, ими предположительно являются Дмитрий Каменщик и Валерий Коган.

Дело возбуждено за «выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц» (ч. 3 ст. 238 Уголовного кодекса). Пока что по нему проходят три человека: бывшая глава российского представительства компании Airport Management Company Limited (управляет аэропортом Домодедово) Светлана Тришина, бывший управляющий директор ЗАО «Домодедово эрпорт авиэйшен секьюрити» (обеспечивает в нем авиационную безопасность) Андрей Данилов и бывший директор аэропортового комплекса Вячеслав Некрасов. Кроме того, подозреваемыми являются «неустановленные лица из числа фактических владельцев предприятий аэропортового комплекса международного аэропорта Домодедово».

«В рамках уголовного дела следствием проверяется информация о том, что в число фактических владельцев аэровокзального комплекса входят Дмитрий Каменщик и Валерий Коган, состоящие в должности консультантов», — подчеркивается в пресс-релизе СКР. Формально они являются консультантами зарегистрированного на острове Мэн офшора Airport Management Company Limited, но по факту, вероятно, являются собственниками предприятия.

В Следственном комитете полагают, что действия подозреваемых привели к повышению уязвимости аэропорта, в результате чего не удалось обеспечить безопасность его пассажиров. «Это привело к тому, что в январе 2011 года Магомед Евлоев беспрепятственно прошел в здание аэровокзального комплекса международного аэропорта Домодедово со спрятанным под одеждой взрывным устройством и произвел его подрыв. В результате погибли 37 человек, более 170-ти причинен вред здоровью различной степени тяжести», — заявили в СКР.

 
Досмотр на входе в аэропорт

В постановлении о возбуждении уголовного дела, по данным «Коммерсанта», отмечается, что еще в 2007 году была введена «Технология досмотра на входах в аэровокзальный комплекс», в соответствии с которой все входящие в здание аэропорта должны были проходить через рамки металлоискателей, а в случае необходимости подвергаться досмотру с применением ручного металлоискателя с вызовом на мероприятие сотрудника ЛУВД. Также сотрудники службы безопасности, согласно документу, должны были выявлять пассажиров из так называемой группы риска (в том числе - выходцев из арабских стран, уроженцев Средней Азии и Северного Кавказа) и проводить с ними собеседования, для того чтобы выяснить цели их прибытия в аэропорт.

Но руководство аэропорта, по мнению следствия, было недовольно образовавшимися очередями и в 2009-2010 гг пошло по пути упрощения доступа пассажиров в здание аэровокзала. В соответствии с новой технологией досмотра, в Домодедово, как утверждется, на каждом входе в аэропорт находился лишь один сотрудник службы авиационной безопасности, который с помощью интроскопа досматривал багаж и личные вещи входящих. При этом через рамки металлоискателей пассажиров не пропускали и тем более не проводили беседы с теми из них, кто принадлежал к группе риска.

Именно изменение правил досмотра пассажиров, считают в СКР, привело к тому, что 24 января 2011 террорист-смертник смог попасть в здание аэропорта и подорвать там бомбу.

Характерно, что федеральное правительство ранее выступило на стороне собственников и руководства аэропорта. В ответ на жалобу Еленой Криволуцкой в Европейский суд по правам человека, которая в результате теракта стала инвалидом-колясочником, Белый дом указал, что «действия террористов являются в целом непредсказуемыми», поэтому власти не всегда могут эффективно им противостоять. В письме представители российского правительства привели в пример теракт в аэропорту Глазго в 2007 году — тогда злоумышленники въехали в здание аэровокзала на автомобиле с газовыми баллонами, после чего подорвали их. От действий террористов тогда, правда, погиб всего один человек — собственно, сам смертник, пятеро получили ранения. «Любые предупредительные меры на входе становятся полностью бесполезными, если террористы приняли решение осуществить террористический акт», — отмечается в письме российского правительства. Также в Белом доме указали, что в 2011 году ни российское, ни международное законодательство не предусматривало тотального досмотра на входе в аэропорты.

Ранее похожие обвинения в неисполнении требований транспортной безопасности (ч. 3 ст. 263-1 Уголовного кодекса) уже предъявлялись менеджерам Домодедово, а также начальнику управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу, экс-главе ЛОВД «Домодедово» и его заместителям. Однако это расследование Следственный комитет прекратил за отсутствием состава преступления в действиях фигурантов.

Уголовное дело было прекращено, в том числе, из-за решения Арбитражного суда Московской области, который установил, что в январе 2011 года законодательство не требовало тотального досмотра. Решение суда имеет значение в рамках преюдиции, которая была недавно введена в российское законодательство: это обязательность для всех судов принять без проверки доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением по другому делу, в котором участвуют те же лица.

Меньше удивлять будет появление нового уголовного дела если его рассматривать не в контексте беспокойства следственных органов по поводу безопасности пассажирской авиации, а как часть борьбы за аэропорт Домодедово.

 
Аэропорт Домодедово. Фото: fgupaad.ru

Дело в том, что Домодедово уже давно является раздражающим фактором для очень многих — фактически, это единственный крупный частный аэропорт Москвы.

Инфраструктура московского авиационного узла находится в ведении двух ФГУПов. В первую очередь — это созданное в 2002 году ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (ФГУП АГА), под управлением которого находится аэропорты Шереметьево и Внуково, а также еще десятки объектов по всей стране. Аэропорт Домодедово находится под управлением ФГУП «Администрация аэропорта Домодедово» (ФГУП ААД), которое еще в 1998 году подписало с ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» договор об аренде имущества на 75 лет. Шереметьево и Внуково управляются государственными структурами.

Домодедово стал первым аэропортом, который стал предоставлять пассажирам хоть что-то похожее на сервис: чистый зал прилетов и отлетов, относительно небольшие очереди на паспортном контроле. В какой-то момент пассажиропоток в Домодедово оказался больше, чем в Шереметьево — достаточно абсурдная ситуация, изначально задумывалось, что главным аэропортом столицы должен стать именно Шереметьево.

В Домодедово впервые в России попытались выстроить схему бизнеса, которая более всего походила на западную модель, где аэропорты получают всего около половины дохода от своей основной деятельности, а остальное — за счет арендной платы и сопутствующих источников дохода.

ФГУП ААД пыталось в судах оспорить контракт с коммерческой фирмой, в результате было заключено соглашение, согласно которому арендная плата за аэропорт должна пересматриваться раз в пять лет «по обоюдному согласию». Еще в 2012 году оператор аэропорта «Домодедово» платил за аренду имущества всего 92 миллиона рублей в год, однако, затем ставка была пересмотрена, и сейчас за аренду «Домодедово» ФГУП ААД получает более 410 миллионов рублей в год. Для сравнения, за аренду Шереметьево ФГУП АГА получает 210 миллионов, «Внуково» приносит около 120 миллионов.

При столь немалых доходах от аренды два ФГУПа являются глубоко убыточными предприятиями — федеральное правительство тратит десятки миллиардов рублей для поддержания работоспособности аэропортов и их развития.

За последние 25 лет столичные аэропорты развивались как независимые предприятия, и закономерным итогом стало появление конкурентного рынка, на котором каждый аэропорт пытается предложить авиакомпаниям лучшие условия, а пассажирам — наиболее широкую сеть маршрутов. Такая ситуация, по мнению государства, собственника всех трех аэропортов, хотя и позволила значительно улучшить сервис в аэропортах, но ведет к дополнительным затратам бюджета на поддержание и развитие инфраструктуры.

Под лозунгом построения единой схемы управления столичным авиаузлом часть госсструктур старается всеми силами вернуть себе контроль над аэропортом Домодедово. Так, например, собственникам Домодедово никак не позволят начать строить третью взлетно-посадочную полосу, под которую уже даже выкуплена земля — она должна решить проблему перегрузки терминала. В Шереметьево третью ВПП планируют строить за бюджетные деньги.

 

Сейчас Домодедово уже обладает технически самыми удобными полосами: они находятся достаточно далеко друг от друга, чтобы два самолета могли совершать взлет и посадку. Во Внуково две полосы пересекаются, что в принципе исключает их одновременное использование, а в «Шереметьево» полосы находятся слишком близко друг к другу, так что диспетчерам приходится выверять график взлетов и посадок с точностью до секунды. Но все равно 30 миллионов пассажиров в год, которые пользуются этим аэропортом сейчас, это фактически предел возможной нагрузки на терминал и две ВПП.

Уголовные дела в России, как известно, часто становятся продолжением политических или экономических споров — правда, до сих пор собственникам Домодедово удавалось отстаивать собственный бизнес.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

15:07 В перестрелке между сотрудниками МВД под Киевом погибли пятеро
14:49 «Шапекоэнсе» признали победителем Южноамериканского кубка
14:39 Четыре государства призвали собрать ГА ООН по Алеппо
14:11 СМИ рассказали о подготовке плана «серого» Brexit
13:47 Борис Гребенщиков написал Дадину в колонию
13:23 В Крыму допустили обрушение украинской телевышки
13:07 Путин рассказал о провале попыток создать однополярный мир
12:36 Путин отметил осознание Трампом уровня ответственности
12:23 На Кубе запретят называть улицы именем Фиделя Кастро
12:10 Президент Ирана предостерег Обаму от продления санкций
11:51 Экс-главу спецслужбы Абхазии задержали при попытке въехать в Россию
11:35 Саратовская область перешла на новое время
11:20 Десятки жителей Краснодара госпитализированы с отравлением
11:00 Эрдоган предложил Путину перейти на расчеты в национальных валютах
10:43 На месте крушения самолета в Индонезии нашли фрагменты тел
10:38 Экс-кандидат в президенты США отказалась требовать пересчета голосов
10:19 СМИ назвали еще одного претендента на пост госсекретаря США
10:05 Денис Лебедев уступил чемпионский пояс по версии IBF
09:47 Выборы президента Узбекистана признаны состоявшимися
09:40 В Дагестане ликвидирован организатор терактов в Волгограде
09:27 СМИ анонсировали сближение умеренной оппозиции в Сирии с «Аль-Каидой»
09:18 В Пентагоне выразили готовность к длительному соперничеству с Россией
09:08 СМИ рассказали о переговорах по переносу «Евровидения-2017» в Москву
08:57 При стрельбе на финско-российской границе убиты трое
03.12 21:03 Савченко обвинила Россию в намерении «дойти до Британии»
03.12 20:45 В Крыму прокомментировали арест золота скифов судом Киева
03.12 20:26 Появилось видео визита Грефа в Сбербанк в костюме инвалида
03.12 20:17 Пожар на вечеринке в Калифорнии привел к гибели девяти человек
03.12 19:57 В Махачкале убиты пять предполагаемых боевиков
03.12 19:45 Ураган сорвал крышу многоэтажки в Сочи
03.12 19:14 В районе Алеппо сбит самолет сирийских ВВС
03.12 19:02 Гонщик Виталий Петров вызвался заменить Нико Росберга
03.12 18:46 В Баку мужчина попытался подорваться у ТЦ
03.12 17:14 Группа калининградских школьников отравилась после экскурсии по Москве
03.12 16:57 Читатели «Полит.ру» выбрали человека недели
03.12 16:47 В Коми самолет с пассажирами застрял в сугробе
03.12 16:23 Около тысячи человек остались без газа из-за падения дерева в Сочи
03.12 15:59 В Крыму пообещали глушить украинские телеканалы
03.12 15:37 Лавров получил от Керри предложения по Алеппо
03.12 15:18 Лавров призвал Японию заключить мирный договор
03.12 15:01 Отмену христианской рок-оперы в Омске объяснили низкими продажами
03.12 14:39 В Индонезии рухнул самолет с полицейскими
03.12 14:18 В Вирджинии школьникам запретили читать «Приключения Гекльберри Финна»
03.12 14:06 Источник рассказал об исправности ракеты-носителя «Прогресса»
03.12 13:53 Взрыв на угольной шахте в Китае привел к гибели 21 человека
03.12 13:37 Московских арестантов будут перевозить на освященных автозаках
03.12 13:20 Медведев предложил платить долги по зарплате раньше налогов
03.12 12:56 В Норвегии нашли украденные ворота немецкого концлагеря
03.12 12:36 Роналду заподозрили в сокрытии 150 млн евро налогов
03.12 12:15 Белый дом и МИД Китая прокомментировали разговор Трампа с главой Тайваня
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.