28 марта 2024, четверг, 17:38
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

09 июня 2015, 09:45

Наутро. 8 июня

Заправка бензином
Заправка бензином
Фото: matiz-club.com
 

В понедельник газета «Ведомости» сообщила, что в правительстве приняли решение не продлевать на год оборот топлива стандарта «Евро-4», и уже с начала 2016 года на всей территории России будет реализовываться только бензин «Евро-5». Крупнейшие вертикально-интегированные компании гарантировали, что недостатка топлива на рынке не возникнет, и они будут поставлять на внутренний рынок необходимый объем топлива.

Идею продления оборота «Евро-4» озвучивало Минэнерго, однако против этой инициативы оказались многие вертикально-интегрированные компании, вложившие большое количество средств в модернизацию, которую необходимо было провести в сильно ограниченные сроки.

Директор по развитию бизнеса Независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов считает, что отказ от «Евро-4» негативно отразится на рынке: «Скорее всего, это решение не принесет ничего хорошего ни топливному рынку, ни потребителям нефтепродуктов. В принципе это очевидно, потому что на текущий момент, если посмотреть структуру производства бензина, то есть примерно 9% товара, который производится, но экспортируется, так как его нельзя продавать на внутреннем рынке. Это бензин «Евро-3» и ниже», — говорит Турукалов.

По его словам, также ощутимая доля приходится на бензин «Евро-4», она составляет около 10%. «Получается, что всего «Евро-5» в структуре производства бензина где-то порядка 80%. Соответственно, если эта ситуация никак не поменяется, и в следующем году на внутреннем рынке будет разрешено продавать только бензин «Евро-5», то учитывая, что мы вряд ли увидим какое-то значительное падение внутреннего потребления бензина, это может привести к тяжелым последствиям для российского рынка», — считает эксперт.

Турукалов предполагает, что это может в определенный момент обернуться недостатком товара. Не обязательно сразу, возможно, что бензина станет не хватать спустя несколько месяцев, например к лету следующего года.

«Чем замещать выпадающие объемы бензина? Идут постоянные разговоры об импорте из Белоруссии, но факт в том, что в этом году белорусам стало невыгодно поставлять свой бензин в Россию, и они резко снизили поставки. Что будет в следующем году: будет ли им выгодно поставлять, можем ли мы рассчитывать на поддержку нашего рынка белорусским ресурсом — это трудно предсказуемые вещи», — рассуждает специалист «Аналитики товарных рынков». Он замечает, что такое положение дел может привести и к росту стоимости бензина. 

«Если брать нефтяные компании, то здесь будут выигравшие и проигравшие. Проиграют компании, которые хотели бы отложить запрет «Евро-4» на год, потому что они не успевают ввести новые установки на НПЗ. Выиграют нефтяные компаний, которые уже модернизировали свои заводы и готовы увеличить объемы производства бензина «Евро-5»», —говорит Михаил Турукалов. 

«Оптовые цены вырастут из-за запрета бензина «Евро-4», и выигравшие компании будут продавать более дорогой бензин частным сетям заправок и другим нефтяным компаниям. Например, запрет бензина «Евро-4» с 2016 года положительно скажется на ЛУКОЙЛе, который в середине этого года собирается вводить на Нижегородском НПЗ второй комплекс каткрекинга, и в результате сможет увеличить объем производства бензина «Евро-5» более чем на 1 миллион тонн», — поясняет эксперт.

Действительно, прогнозы Минэнерго также не самые оптимистичные, по подсчетам ведомства, в следующем году спрос на бензин может существенно превысить предложение. По примерным оценкам, дефицит может составить 2,3 миллиона тонн. При этом источник «Ведомостей» озвучивает другую цифру — 900 тысяч тонн, что хоть и более чем в 2 раза меньше, но тоже очень серьезная проблема для страны.

Профессор кафедры государственного регулирования экономики Института государственной службы и управления РАНХиГС Ольга Маликова считает, что, с экологической точки зрения, переход на более высокий стандарт бензина вполне оправдан: «Если говорить о крупных мегаполисах, таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, то, конечно, ужесточение экологических требований к автомобилям и к используемому топливу исключительно актуально. На сегодняшний день в Москве более 90% загрязнения атмосферы вызвано именно эксплуатацией автотранспортных средств. С этой точки зрения, установление более жестких экологических требований к качеству моторного топлива можно считать обоснованным решением», — говорит Ольга Маликова. 

Экостандарт «Евро» предназначен для контроля над содержанием вредных веществ в выхлопных газах автотранспортных средств. Более высокий номер этого стандарта говорит о том, что он чище всех предыдущих, что соответственно, лучше для экологии. «Евро-5» отличается тем, что в нем в пять раз меньше серы, бензола и некоторых других вредных веществ, пагубно воздействующих на окружающую среду. В Европейском союзе «Евро-5» еще в 2008 году ввели для дизельных грузовых автомобилей, год спустя эта норма коснулась и легковых машин. Напомним, что в России лишь с начала 2014 года был введен единый стандарт для реализуемого в стране бензина — «Евро-4».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.