Прецедент имени ЮКОСа

18 июня власти Бельгии, Франции и Австрии по решению Гаагского арбитражного суда наложили арест на госимущество России в этих странах. Как сообщает BBC со ссылкой на директора компании Group Menotep Limited (GML) Тима Осборна, которая является представителем бывших акционеров компании, в ближайшее время активы России могут арестовать также США и Великобритания.

Позднее СМИ сообщили об аресте имущества телеканала Russia Today во Франции. Эту информацию опровергла глава телеканала Маргарита Симоньян. По ее словам, ни RT, ни дочерние структуры RT не владеют собственностью во Франции, передает Forbes. Французские приставы наложили арест на счет представительства МИА «Россия сегодня», а не телеканала RT, пояснила она изданию. Помимо этого, в рамках дела ЮКОСа были арестованы активы ТАСС.

Ограничения также коснулись российского банка ВТБ. Как сообщил РБК глава ВТБ Андрей Костин, судебные приставы Франции наложили арест на счета российских компаний во французской «дочке» банка.

Российские власти, как и следовало ожидать, восприняли данное решение крайне негативно. В МИД РФ охарактеризовали действия бельгийских властей как «откровенно недружественный акт». В дипведомстве пригрозили, что Россия может принять ответные меры в отношении Бельгии, и арестовать российское имущество страны, в том числе собственность бельгийского посольства в Москве.  

Глава РЖД Владимир Якунин и вовсе назвал ответственных за арест активов РФ бельгийских чиновников идиотами, исключив возможную угрозу для зарубежного имущества компании. Он пояснил, что РЖД является коммерческой структурой, в которой  государству принадлежат только акции, все остальное имущество принадлежит бизнес-структурам.  

При этом глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев исключил возможность выплат по иску бывших акционеров ЮКОСа. Он уточнил, что сумма замороженных российских госсредств за рубежом довольно незначительна. 

Помощник президента РФ Андрей Белоусов назвал арест российского имущества за рубежом незаконным, заявив, что решение будет обжаловано. Как заявил глава Минфина Антон Силуанов, апелляционный иск России на решение Гаагского арбитража может быть рассмотрен в ноябре этого года.

Стоит отметить, что речь идет не об исполнении решения Европейского суда по правам человека, который в июле 2014 года обязал Россию выплатить акционерам ЮКОСА 1,8 млрд евро. Арест связан со с вторым делом ЮКОСА – вердиктом Гаагского трибунала по иску по иску «ЮКОС Юниверсал Лимитед». В июле прошлого года суд счел, что Россия нарушила Энергетическую хартию и фактически экспроприировала ЮКОС, обязав российские власти выплатить истцам 50 млрд долларов.

Как отмечает бывший юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов в эфире «Русской службы BBC», российские активы не могут быть арестованы по решению ЕСПЧ, поскольку оно может быть исполнено только по желанию России.   

По некоторым данным, общая стоимость российских активов по всему миру оценивается примерно в 3 млрд долларов, при этом большая их часть, по всей вероятности, защищена иммунитетом. Юрист также напомнил, что при отсрочке выплат на сумму компенсации начисляются почти 2% ежегодно, что в данном случае составляет  миллиард долларов. 

«GML - это очень богатые люди, которые имеют большой опыт разборок с РФ. Они долго к этому готовились, их представляют серьезнейшие юридические фирмы, и они принципиально заинтересованы не столько получить деньги, сколько поставить Россию на колени», - уверен Гололобов.

По прогнозу Гололобова, у истцов почти нет шансов взыскать компенсацию в полном объеме, только если не будет принято решение о взыскании с крупный российских компаний. При этом юрист отмечает, что зарубежные активы частных компаний, в том числе «Роснефти» и «Газпрома», вряд ли будут арестованы, так как для этого требуется предоставить весомые доказательства того, что такая компания фактически полностью контролируется государством. Пока речь идет об аресте очень небольшого количества активов, которые государство использует в коммерческих целях, добавил он. 

Экс-глава ЮКОСА Михаил Ходорковский позитивно оценил арест российского имущества за рубежом, заявив, что искренне рад происходящему. «Рад арестам имущества нашей бюрократии в Бельгии. Ожидаю, что вырученные деньги пойдут на проекты, полезные российскому обществу», - написал он в своем твиттере.

По словам Ходорковского, арест активов РФ является «знаковым моментом» для страны, а также сигналом, что «грабеж не останется безнаказанным». Он также подчеркнул, что не получит никакой выгоды от этого решения, так как  продал партнерам свою долю в компании еще в 2004 году.

На арест активов отреагировал и бывший вице-президент ЮКОСа Борис Невзлин, интересы которого представляет GML. «Позитивный итог работы группы во главе с Тимом Осборном. Они этим занимаются уже более 9 лет. И сейчас пошли первые результаты. Но и юристы, и группа готова работать еще столько, сколько надо, чтобы получить все, что нам полагается получить», - рассказал он в интервью телеканалу «Дождь».

При этом Невзлин подчеркнул, что интересы ЮКОСА будут удовлетворены только тогда, когда акционеры получат все, что им полагается за то, что сделала Россия с «лучшей, крупнейшей, прекрасной нефтяной компанией». Он отметил, что в ближайшее время примеру Бельгии, Франции и Австрии могут последовать другие европейские страны, а также США, Китай и Индия.

Ранее добиться компенсации от российских властей пыталась швейцарская компания Noga, которая обвиняла Россию в невыполнении обязательств, сначала оценив нанесенный ей ущерб в 300 млрд долларов. В 1993 году суд Люксембурга арестовал по требованию компании российские активы в ряде западных банков, однако позднее российской стороне удалось добиться отмены решения суда.