Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
7 декабря 2016, среда, 21:21
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

На стенах древней Афродисиады

Руины храма Афродиты в Афродисиаде
Руины храма Афродиты в Афродисиаде

Несколько сотен античных граффити обнаружены в последнее время на стенах города Афродисиада на территории современной Турции. Обзор находок недавно представил профессор Института передовых исследований в Принстоне Ангелос Ханиотис в лекции, прочитанной в Королевском музее Онтарио в Торонто. По словам Ханиотиса, теперь количество граффити из Афродисиады превосходит число известных образцов из всех других городов Римского Востока.

Афродисиада (Ἀφροδισιάς) была сравнительно небольшим городом в Карии, исторической области  юго-западном побережье Малой Азии. Сейчас руины Афродисиады находятся возле современной деревни Гейре, в 100 километрах от побережья Эгейского моря и в 230 километрах к юго-востоку от Измира. В древности город был известен также под названиями Ниноэ (Νινόη) и Город Лелегов (Λελέγων πόλις) – по одному из догреческих народов, живших на анатолийском побережье. Со временем Афродисиада вошла в состав Римской империи, где во время гражданских войн ее жители поддержали победителя – будущего императора Октавиана, за что их город получили привилегии. Описание жизни города можно встретить в романе «Херей и Каллироя» его самого знаменитого уроженца – писателя Харитона Афродисийского.

Прославили город две вещи: мрамор и культ богини Афродиты. Местный мрамор был белым или серо-голубым, он на протяжении эллинистического, римского и византийского периодов истории города активно добывался в окрестных карьерах. Наличие мрамора вызвало расцвет искусства скульптуры. Произведения скульпторов Афродисиады не только украшали их родной город, но развозили по самым далеким пределам Римской империи. Они были найдены даже в далеком городе Пакс Юлия в Лузитании (современный португальский город Бежа). Одна из известных скульптур – статуя кулачного бойца («Боец из Сорренто»), которую изваял скульптор Коблан из Афродисиады, ныне находится в Национальном археологическом музее в Неаполе.

Тетрапилон. Главный вход на территорию святилища Афродиты

Центром города был храм Афродиты. Изначально местный культ относился к локальному женскому божеству, которое позднее греки отождествили с Афродитой. Судя по статуям богини она была близка к той богине, которую почитали в Эфесе под именем Артемиды. Подобно Артемиде Эфесской Афродита Афродисийская облачена в толстую, скрывающую формы тунику, делающую стоящее тело похожим на колонну. Богиня стоит прямо, ее руки протянуты вперед. На тунике в четыре ряда помещаются рельефные изображения. Там мы видим постоянных спутниц богини – трех харит, в ставших классическими позах, которые много веков спустя увековечил Рафаэль на картине «Три грации». Также там изображена супружеская пара, которую современные исследователи считают Геей и Ураном. Ниже вырезаны Гелиос и Селена, разделенные колонной, морская богиня на чудовище, группа эротов. Под туникой надет доходящий до земли хитон. Афродита носила корону, венок из мирта, ожерелье на шее.

 

Статуя Афродиты из Афродисиады

Большинство надписей и рисунков, обнаруженных археологами на камнях Афродисиады, были сделаны между 350 и 500 годами. Порой случалось, что камень с граффити после разрушения постройки использовался для возведения другой. Среди граффити Ангелос Ханиотис выделил три обширные группы, связанные с гладиаторскими боями, гонками колесниц и конкуренцией разных религий.

Гладиаторские бои появились в Афродисиаде в римскую эпоху. Горожане изображали на сценах эпизоды боев, увиденных ими на арене. Чаще всего на картинках сражаются гладиаторы-ретиарии, вооруженные трезубцем и сетью, с гладиаторами-секуторами, носящими щит и меч.

 

Изображение сражающихся гладиаторов

Не было чуждо жителям Афродисиады и другой популярное античное зрелище – гонки колесниц. В городе был стадион длиной около 270 и шириной 60 метров с 30 рядами сидений, на которых умещалось до 30 тысяч зрителей. В городе имелось три постоянных команды колесничих, которые соперничали друг с другом. Назывались они по античной традиции цветами: красные, зеленые и синие. У каждой команды был многочисленный фан-клуб. Болельщики любили собираться в районе рынка на юге города, где находились общественный парк и портики. Возможно, там находились и особые здания, принадлежавшие болельщицким объединениям. На память о страстях, разгоравшихся вокруг гонок, остались многочисленные надписи: «Победа красным», «Плохие годы для зеленых», «Удача синих преобладает» и так далее.

 

Стадион в Афродисиаде

В городе было три основных религиозных группы: приверженцы многобожия и идей греческой философии, христиане и иудеи. На статуях осталось немало официальных посвящений греческим богам. Христиане изображали, где могли, символ креста и аббревиатуру из букв хи, мю и гамма, означавших фразу «Христос Марией рожден». Иногда эти три буквы писали прямо на статуях должностных лиц, поддерживавших политеизм. Язычники в ответ рисовали свой символ – двойную секиру. Она считалась атрибутом Зевса Карийского и изображалась также на городских монетах.

 

Надпись ХМГ на голове статуи

Еврейская община Афродисиады, как и в других городах Малой Азии, была довольно многочисленна. В заброшенном к IV веку храмовом комплексе, известном под названием Себастейон, еврейские торговцы оборудовали склады. Сохранилось множество надписей, где перечислялись приношения, сделанные людьми, которых называли θεοσεβής «боящиеся бога». Сопоставляя их с надписями из синагоги в Сардах и упоминаниями этого термина в Новом завете (например, глава 13 Деяний апостолов), ученые довольно давно пришли к выводу, что речь идет об иноверцах, разделявших иудейскую веру. В определенной период Римской империи иудаизм стал довольно популярен, и многие греки и римляне начинали почитать иудейского бога, следовать обрядам, делать пожертвования, но не делали при этом последнего шага – формального принятия иудаизма с совершением обрезания. Таким человеком был, например, центурион Корнилий, с которым встречался апостол Петр. Их и называли «боящимися бога». Видимо, таких людей было немало и в Афродисиаде.

Также Ангелос Ханиотис упомянул вырезанное на камне изображение ханукального светильника, возможно, самое древнее известное нам.

 

Ханукальный светильник из Афродисиады

Часть рисунков, возможно, была связана с магическими практиками. К ним относится, например, изображение головы человека с обвившейся вокруг нее змеей. Были в Афродисиаде и настенные рисунки на популярную в течение веков тему: на одной из плит, встроенных в стену, можно увидеть большое количество вырезанных фаллосов разных размеров.

 

Голова человека со змеей

Число граффити начинает снижать в период императора Юстиниана (с 527 года). Юстиниан также запретил политеистические и иудейские культы, а сам город вместо названия Афродисиада получил имя Ставруполис (Σταυρούπολις «Город Креста»). В VII веке город был сильно разрушен землетрясением, после которого пришел в упадок.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Facebook Google GPS IBM iPhone PRO SCIENCE видео ProScience Театр Wi-Fi альтернативная энергетика «Ангара» античность археология архитектура астероиды астрофизика Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса визуальная антропология вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология глобальное потепление грибы грипп демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии коронавирус космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. открытия палеолит палеонтология память педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы ракета растения РБК РВК регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы Сингапур смертность Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа эволюция эволюция человека экология эпидемии этнические конфликты этология ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.