Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
8 декабря 2016, четверг, 08:58
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

03 июля 2015, 10:57

Рысь в древнем кургане

Детеныши рыжей рыси
Детеныши рыжей рыси
Wikimedia Commons

Около двух тысяч лет назад на западе современного штата Иллинойс местные жители с почетом похоронили в кургане рысь, всего нескольких месяцев от роду, украсив ее перед погребением ожерельем из медвежьих зубов и морских раковин. Это единственный случай индивидуальных похорон животного в подобных курганах и уникальное торжественное захоронение дикого представителя кошачьих в истории археологии.

О необычном захоронении стало известно только сейчас, хотя сами раскопки проходили давно. В 1980-х годах при строительстве шоссе археологи исследовали группу из 14 курганов возле реки Иллинойс в 80 километрах к северу от Сент-Луиса. В самом большом из них – 22 метров в диаметре и 2,5 метра высотой – они нашли захоронение 22 человек. Погребенные располагались кольцом вокруг центральной могилы, где находился скелет ребенка. В этом кольце был также скелет небольшого животного, которое археологи ошибочно посчитали щенком. Представители данной археологической культуры действительно хоронили домашних собак, только не в курганах, а прямо в деревнях (известно семь таких захоронений). Скелет «щенка» был помещен в Музей штата Иллинойс в Спрингфилде, где долгое время хранился, не привлекая особого внимания.

В 2011 информация о результатах этих раскопок попалась Анджеле Перри (Angela R. Perri), аспирантке из Университета Дарема (Великобритания), которая исследует захоронения собак. Они решила изучить находку из Иллинойса. Как только Перри увидела череп животного, она сразу поняла, что перед ней вовсе не щенок. Первыми ее словами были: «Это какой-то кот!». Действительно животное оказалось детенышем рыжей рыси (Lynx rufus) – североамериканского вида, близкого обыкновенной рыси из Старого света (Lynx lynx).

Перри исследовала скелет и определила, что возраст рыси был четыре – семь месяцев, на костях не обнаружилось никаких повреждений, указывающих на насильственную смерть. Перри также просмотрела фотографии, сделанные археологами во время раскопок. Она убедилась, что тело рыси было не просто брошено в яму, а помещено в могиле аккуратно, можно сказать, с почетом.

Анджела Перри, которая сейчас работает в Институте эволюционной антропологии Общества Макса Планка, поделилась своим открытием с Кеннетом Фарнсвортом (Kenneth B. Farnsworth) – археологом из Археологической службы штата Иллинойс. Он не скрывает, что был поражен. «Я участвовал в раскопках почти 70 курганов, - говорит Фарнсворт, - но никогда не встречал ничего подобного». Люди, сооружавшие эти курганы, всегда хоронили в них только людей, да и то, возможно, не всех, а лишь знатных. Кто-то достаточно влиятельный смог убедить соплеменников нарушить обычай ради захоронения детеныша рыси.

Перри, Фарнсворт и их коллега Терренс Мартин (Terrance J. Martin) из Музея штата Иллинойс описали находку в статье, вышедшей недавно в Journal of Midcontinental Archaeology. Ученые считают, что, возможно, детеныш рыси был взят людьми от убитой матери, и они пытались содержать его в селении. Такая практика отмечалась в различных народов в самых разных уголках мира и считается возможной предшественницей одомашнивания животных.

О необычном статусе детеныша рыси говорят и найденные рядом с ним украшения. Вокруг его шеи лежали зубы медведя и морские раковины, в которых были просверлены отверстия. Видимо, они были скреплены шнуром и составляли ожерелье.

Мелинда Зедер (Melinda Zeder), зооархеолог из Наионального музея естественной истории Смитсоновского института, комментируя эту находку, не исключает стремления древних жителей Иллинойса одомашнить рысь. Однако она полагает, что возможны и другие объяснения. Рысь могла иметь сакральный статус в местной религии. Как косвенное подтверждение этого Мелинда Зедер приводит тот факт, что, если бы они намеревались просто приручить рысь, то похоронили бы ее не в кургане, а в селении, где обычно хоронили домашних собак.

Жан-Дени Винь (Jean-Denis Vigne) из Национального музея естественной истории в Париже говорит, что находка напомнила ему некоторые общества индейцев Южной Америке, где люди приносят детенышей обезьян и других диких животных в свои дома, выращивают их, даже порой выкармливают грудью, в знак благодарности за обилие дичи в лесах. Но Жан-Дени Винь также отмечает, что у этих племен неизвестны случаи погребения содержавшихся дома животных вместе с людьми.

Курганы, в одном из которых был найден скелет рыси, принадлежат к так называемой традиции хоупвелл, существовавшей на северо-востоке и среднем западе современных США со II века до н. э. по V век нашей эры. Представители хоупвелл не были этнически едины, она представляла собой совокупность разных народов, говоривших на различных языках, но связанных между собой цепочками товарных обменов, доходившими до Великих озер на севере и побережья Мексиканского залива на юге. Считается, что центром образования культуры Хоупвелл был юг Огайо или Иллинойс. Наиболее известны курганы хоупвелл (название культуры тоже дано по одному из курганов). Они бывали длинной до 150 и высотой 10 метров. В курганах располагались захоронения как кремированных, так и погребенных в земле людей. В некоторых случаях курганы были центром большого поселения, а других располагались отдельно, и только для проведения церемоний к ним собирались жители ближайших деревень.

В обществе хоупвелл существовало социальное расслоение. Так, большую часть умерших они подвергали кремации и лишь особо выдающихся личностей хоронили в курганах (что еще раз подчеркивает всю необычность захоронения там рыси).

От традиции хоупвелл сохранилось немало памятников материальной культуры. В курганах найдены предметы и камня, самородной меди, золотой и серебряной фольги, метеоритного железа. Среди них есть весьма натуралистичные и выразительные фигурки животных, стеатитовые курительные трубки в виде человеческих голов или животных, вырезанные из слюды свастики, гравировки по костям животных и человека, фрагменты расписных тканей, обсидиановые лезвия, керамические сосуды с геометрическим или зооморфным орнаментом. В качестве эквивалента денег, возможно, использовались ожерелья из раковин.

К сожалению, дальнейшая работа ученых со скелетом рыси натолкнулась на препятствие. Музей, где хранятся кости, закрывается из-за сокращения бюджетных ассигнований, и Анджела Перри говорит, что она теперь не может получить доступ к образцам. Сейчас местные активисты и работники музея борются за его сохранение.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Facebook Google GPS IBM iPhone PRO SCIENCE видео ProScience Театр Wi-Fi альтернативная энергетика «Ангара» античность археология архитектура астероиды астрофизика Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса визуальная антропология вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология глобальное потепление грибы грипп демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии коронавирус космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. открытия палеолит палеонтология память педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы ракета растения РБК РВК регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы Сингапур смертность Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа эволюция эволюция человека экология эпидемии этнические конфликты этология ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.