Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
23 июля 2016, суббота, 14:06
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

Тим Хант: «Я и не подозревал, что Нобелевку дают за везение!»

Тим Хант и Наталия Демина, Сеул (Корея)
Тим Хант и Наталия Демина, Сеул (Корея)

Мы публикуем интервью с биологом, лауреатом Нобелевской премии 2001 года Тимом Хантом. Если попытаться объяснить его главный научный вклад в одном предложении, то он таков: клеточный цикл (от рождения до смерти каждой клетки)  регулируется специальными ферментами-киназами (целым семейством CDK, англ. cyclin-dependent kinases). Концентрация этих ферментов не зависит от фазы клеточного цикла, а их задача –  поставить регуляторную «фосфорную метку» на другие белки-мишени и, таким образом, запустить ряд важных процессов.

Но если концентрации CDK не меняются, то как же работает этот механизм? Что запускает клеточный цикл в действие? Оказалось, что циклины. Timothy Hunt (1943 г.р.) был награжден Нобелевкой за свое открытие циклинов – белков, которые как раз и регулируют циклин-зависимую протеинкиназу (CDK). Он показал, что концентрация циклинов меняется в зависимости от фазы клеточного цикла, при этом различные циклины специфически связываются со «своими» CDK-киназами. В результате мы узнали, что именно циклины – главные регуляторы, запускающие всю машину. Хант нашел «недостающее» звено в регуляции клеточного цикла. 

Беседа с Хантом была сделана во время Международной конференции научных журналистов в Сеуле (#WCSJ2015) за несколько часов до обеда, на котором ученый произнес ставший печально знаменитым тост о том, как мужчины и женщины влюбляются в друг друга в лабораториях и это мешаем им заниматься наукой. Из-за этого тоста, который ряд журналистов и ученых сочли сексизмом, ученому пришлось уйти с почетной позиции в University College London (UCL), а также с других почетных позиций. 

Однако в настоящее время конфликт только разгорается: ряд ученых начали бойкотировать UCL за то, как он обошелся с Хантом. Ряд лауреатов Нобелевской премии, включая Андрея Гейма, также выступили в поддержку Ханта и на защиту свободы слова. В британских таблоидах появились статьи, где ставится под сомнение добросовестность Конни Сент-Луис (Connie St. Louis) – одной из тех журналисток, которая опубликовала свой пост в Твиттере с обвинениями в адрес Нобелевского лауреата в сексизме. О том, что Тим Хант сказал до своего знаменитого тоста, читайте в беседе с Наталией Деминой. Благодарим математика Валерия Аджиева за помощь в переводе интервью, а биолога Нину Опарину за консультацию.  

Почему вы решили стать ученым? Почему выбор пал в пользу биологии? 

Когда мне было около 11-12 лет, у меня в школе был отличный учитель естествознания (science teacher) (Ред. в своей автобиографии на сайте Нобелевской премии Хант упоминает его имя – немец Gerd Sommerhoff). Я не мог дождаться занятий по естествознанию. Мне не нравились уроки латинского и греческого языков, им мы посвящали слишком много времени. И мне плохо давалась математика. Но мне нравился английский и естествознание, и, на самом деле, не нравилось всё остальное. Я в рейтинге был первой верхушке, где-то 13-м во всей школе, и однажды у нас был экзамен по биологии. Оказалось, что я его отлично сдал, хотя и не готовился, ответы были для меня очевидными. 

Сработала ваша интуиция? 

Я как будто чувствовал, как надо отвечать. Может быть, я бы и хотел стать радиоинженером, потому что они такие клёвые. У меня есть друг, ставший физиком-лазерщиком, он был настолько лучше меня по физике, что я понял, что не надо пробовать того, что тебе не дается. Иди туда, где ты лучше всего сможешь проявить свои способности. 

Я без проблем сдал экзамены и поступил в университет. И мне там нравилось учиться. Я сейчас говорю о начале 1960-х годов... Тогда все хотели заниматься исследованиями (do the research). Я помню своего первого научного руководителя по зоологии, он нас спросил: «Чем вы хотите заниматься?» и мы ответили: «Исследованиями» и это именно то, что мы и делали. Сейчас же, мне кажется, для молодых ребят это не является самым главным. Не знаю почему, но мы тогда совершенно не думали о деньгах, у нас была некая уверенность, что и с ними всё будет хорошо, и мы не останемся голодными. Откуда эта уверенность бралась? Я не знаю. 

Ваши родители имели отношение к науке или вы – первый в семье? 

Да, я первый, кто пошел по научной стезе. Моя мама была физиотерапевтом. Она утверждала, что никогда серьезно не училась, но уже после ее смерти я выяснил, что это не совсем так. Она сдала специальные экзамены, и это в какой-то мере имело отношение к науке. Мой дедушка был доктором, так что в семье были врачи. Мой отец был специалистом по древнему рукописному письму (палеографом), он был библиотекарем, своего рода историком-медиевистом. Но он не был ученым, и его работа не была исследовательской. И то, что я пошел в науку, был необычным для семьи. 

Были ли какие-то книги, которые оказали влияние на выбор вашего пути в жизни? 

Мне всегда нравились книги типа «сделай сам». Когда мне на Рождество дарили подарочную карту (ваучер) в книжный магазин, то я немедленно бежал (рядом был замечательный детский книжный магазин) на поиски американской книги о том, как сделать что-то из доступных материалов. Мне они очень нравились. 

Среди этих книг не было научно-популярных? 

Пожалуй, нет. Но где-то в 15 лет я выиграл премию за успехи в учебе, и в качестве приза я выбрал биографию Александра Флеминга, открывателя пенициллина. Мне это было интересно, и к тому времени он уже был для меня в некотором смысле кумиром. Я помню, что в довольно юном возрасте читал также биографию Марии Кюри. И позднее я читал книги Питера Медавара, которого я упомянул в своей лекции, который мастерски и ясно писал о том, как надо заниматься наукой, в чем собственно состоится работа ученого.   

(Ред. Peter Medawar, 1915-1987 – лауреат Нобелевской премии 1960 года. На лекции Тим Хант использовал, в частности, такую его цитату: «Если политика – искусство возможного, то исследования, несомненно, это искусство решаемого. Ни одному ученому не нравится проигрывать в попытке решить проблему, которая находится вне пределов его компетенции» / “If politics is the art the possible, research is surely the art of the soluble. No scientist is admired for failing in the attempt to solve problems that lie beyond his competence)”. 

Фрагмент из лекции Тима Хайна на Международной конференции научных журналистов в Сеуле. Видеозапись Н. Деминой

И я всегда был скорее экспериментатором (doer), чем теоретиком (thinker). Мой друг мне как-то напомнил, как однажды в саду мы обнаружили ставшую ненужной свинцовую трубу, по которой раньше подавалась вода. И для нас эта труба стала свинцовым «рудником», мы отрезали от нее кусочки и плавили в специальной печи, которую мы построили сами. Мы делали из свинца пресс-папье и дарили родным, вышедшие только что из печи они выглядели прекрасно, а когда остывали, то смотрелись уже совсем не так красиво. 

В своей лекции вы отметили, что бюрократия может убить творчество в науке. Каково, на Ваш взгляд, идеальное соотношение бюрократии и науки? Идеальный научный администратор – каков он? 

Это очень просто. Идеальный администратор – тот, кто помогает ученым, организует его поездки и для кого сама по себе бюрократия – вторична. Но некоторые европейские бюрократы – ужасны, более того несут вред. И даже если это тривиально и неважно для науки, они все равно требуют это сделать. 

Во время правления Тэтчер было решено, что университеты будут оценивать работу преподавателей. Но что это означало на практике? Что после каждой отдельной лекции студентам раздавали специальную анкету, им надо было ее заполнить и вернуть. И вы можете себе представить количество анкет, количество бумаги! И оказалось, что на факультете должен быть специальный сотрудник только для сбора этих анкет. 

Понятно, что когда вы спрашиваете людей о том, какой была лекция, одна половина скажет: «О, это была по-настоящему вдохновляющая лекция, никогда раньше такой не слышал», а другая: «Это было самой скучной и плохой лекцией в моей жизни». Тогда какой смысл спрашивать их об этом, если всегда получится такое распределение в ответах? Так что это было только тратой времени и совершенно бессмысленным делом. 

Что меня поражает, что люди соглашаются это делать, им надо было сказать: «Это совершенно бессмысленное дело, мы не собираемся этого делать». 

Было время, когда в Европейском совете не поддерживали фундаментальные исследования как таковые, это было связано, кажется, с форматом финансирования, что это были субсидии. Но ученые находили выход получить финансирование через программу поддержки мобильности в ЕС. Ты мог получить деньги на фундаментальные исследования, если создавал консорциум, если в проекте участвовали, скажем, один ученый из Германии, другой – из Великобритании, а еще – из Португалии, Греции, Кипра или какой-то другой научно не очень продвинутой страны.

На эту программу было потрачено немало денег, но оказалось, что собственно научный контент этой программы был для чиновников не так важен, что им было важно – это наличие киприота или грека или португальца. И пока ты имел возможность показать, что у тебя в группе есть такой исследователь, то бюрократов не очень интересовали научные результаты этого сотрудничества, они даже не следили за тем, были ли опубликованы статьи и где. Это удивительно! 

И частично как реакция на такие несуразности и был создан Европейский исследовательский совет (European Research Council). А также как результат работы Европейского научного фонда (ESF), который начал удачные пилотные проекты, в некоторых из которых я был задействован. Понадобилось много усилий по перевоспитанию, по преодолению образа мысли бюрократов. Это было очень-очень сложным делом, шла жесткая борьба, но мы, в конце концов, преуспели. Но все время видишь, как чиновники пытаются править научным народом. Чиновники часто не могут вынести того, что ученые получают от своей работы удовольствие (fun) на деньги налогоплательщиков. Они не доверяют ученым, что те, сами решая, чем заниматься, делают что-то полезное для общества.

Тоже самое в России. Я поразилась, что вы, рассказывая о проблемах и трудностях в науке стран ЕС, тем самым говорите о том, что крайне актуально и для российских ученых. 

Российская наука, особенно биология, была в большой степени разгромлена Сталиным и его ставленником Лысенко. И от этого российская биология до сих пор не оклемалась. Это было по-настоящему ужасной потерей талантов. Мы знаем, насколько фантастически талантливы был ряд российских ученых и российских инженеров. Ваша страна многое потеряла от такого нерачительного отношения к человеческому капиталу. Я слышал, что многие талантливые люди стремятся уехать из России, потому что условия для их работы – плохи. 

Есть ли какой-то секрет в том, как повысить вероятность получения Нобелевки. Есть два известных тезиса о премии – что ты должен жить долго, чтобы ее получить и что ученый не должен думать о Нобелевке, чтобы ее получить. Вы были удивлены, когда узнали, что вам присуждена эта премия? 

Да! Я был очень удивлен. 

Что вы делали, когда Вам позвонили? 

Я был единственным, до кого они дозвонились, потому что они не знали номера домашнего телефона Леланда, а Пол был на совещании (Ред. Leland H. Hartwell и Paul Nurse разделили премию с Хантом). А я сидел в своем офисе, и вдруг раздался звонок. (Смеется). 

Мужчина со шведским акцентом сказал мне, что я – лауреат премии. Поначалу было трудно в это поверить. Во-первых, из-за того, что есть много гораздо более талантливых ученых. Мой научный вклад – чистая удача. Мне повезло в том, что я оказался со своими исследованиями в правильном месте и в правильное время. Я – счастливый парень. Я и не подозревал, что Нобелевку дают за везение! (смеется). По крайней мере, в биологии. 

Над какими научными проблемами вы сейчас работаете? 

Я уже не являюсь активным ученым. Я на пенсии, мне 72 года. Мне кажется, что люди должны во время уходить на пенсию. Есть слишком много тех, кто во время не ушел. Возможно, что когда ты получаешь Нобелевку, то пора уходить. 

Науке нужны свежие мозги? 

Да, это так. Это дело молодых мужчин и женщин. У нас уже много стереотипов, мы во многом устремлены в прошлое и надо дать дорогу молодым. 

А какой возраст был самым продуктивным для вас в науке? 

Это интересный вопрос… Я получил свою Ph.D. в 1968, и мне понадобилось некоторое время, чтобы найти свое место в науке. И, пожалуй, самым продуктивными и важными были 1970-е годы и, возможно, начало 1980-х. Но после этого… Я не всегда был хорош в руководстве лабораторией. Все-таки эксперименты надо проводить самому. Конечно, ты должен доверять людям, но иногда поражаешься, как они пропускают какие-то важные вещи. У меня бывали периоды отсутствия  в лаборатории, когда приходилось уезжать или работать над книгой; по возвращении я иной раз удивлялся, что аспиранты за это время не очень-то преуспевали в работе, как будто натыкались на какое-то препятствие....

По-видимому, мне не очень удавалось руководить людьми, создать команду и распределить задачи. Я думаю, что это большое искусство, которому я так и не научился. Свои самые счастливые годы я провел в компании 1-2-3 сотрудников, когда все мы концентрировались на одной задаче, делясь радостями и печалями от работы. 

Я делала интервью с академиком А.С. Спириным (так и не опубликовано, т.к. не было завизировано - Н.Д.), не знаю, знаком ли он вам, он называл 1960-е годы – золотым веком в биологии. Что никто ни у кого не воровал идей, ты мог смело рассказывать о новых, еще не опубликованных идеях и что теперь время поменялось… Для вас эти годы тоже были золотым веком? 

Да, я с этим согласен, одна из причин была в том, что мы знали так мало и что почти под каждым камнем, который ты переворачивал, было что-то интересное. Ты задавал вопросы и получал интересные ответы. Я согласен с тем, что сейчас крайне высок уровень паранойи. Она особенно заметна у восточноевропейцев. Они более подозрительны, может быть, из-за последствий изоляции и жизни за закрытым занавесом. Я пытаюсь их убедить, что люди не любят воровать идеи. Если я узнаю об идее кого-то, я не буду над ней работать, потому что она – не моя. Но делиться с людьми идеями и обсуждать их – огромное удовольствие и преимущество. 

Мне кажется, что если кто-то не любит делиться идеями, то он обычно не очень активный ученый. Потому что так сложно двигаться вперед, тебе нужно получить все ключи к разгадке (clues). А самый лучший способ получить эти ключи, обмениваться с людьми своими мыслями. Ты им что-то скажешь, они – тебе, и в голове рождаются новые идеи. И ты никогда не знаешь наперед, что именно в вашем разговоре окажется важным для вас или для других. Поэтому научное неформальное и формальное общение так важно, я ненавижу скрытность в науке (secrecy) и не очень в ней хорош. 

А в чем ваш секрет – как вам удалось сохранить креативность и способность относиться к науке как игре? 

Не принимая ее слишком серьезно. Я недавно был в Индии, и там молодые ученые жаловались на то, что у них нет денег на исследования. И я недавно подумал, что сделал свои лучшие работы, когда у меня не было денег. На хорошие исследования не нужно много денег. Может быть, времена меняются, не знаю, но большие деньги требуют большой ответственности, и ты начинаешь беспокоиться, нервничать и это ограничивает креативность. Лучше все же не иметь много денег. Наукой не стоит заниматься с серьезным лицом, если только ты не делаешь атомную бомбу. Но многие из нас не занимаются проектами такого рода, и мы занимаемся тем, чем хотим заниматься, потому что нам интересно. Я думаю, что это самый лучший способ сохранить креативность. 

А что бы вы сказали молодому человеку, который раздумывает, идти в науку или нет. 

О Боже… Я думаю, что я бы им сказал, что занимайся тем, чем ты считаешь нужным, делай то, что у тебя лучше всего получается – будь то балет, наука, живописью, комедия. Очень важно найти в молодости свой самый главный талант, в чем ты сильнее других, потому что иначе ты будешь соревноваться с людьми, которые талантливее тебя, а это не очень приятное чувство. Я восхищаюсь теми, кто умело заведует рестораном. Это фантастика, как у них это получается, это же так трудно! 

Спасибо за интервью.   

Обсудите в соцсетях


ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ: Наталия Демина
Система Orphus

Главные новости

13:30 Обама рассмешил журналистов во время комментария стрельбы в Мюнхене
12:58 В стрельбе в Мюнхене заподозрили 18-летнего иранца с двойным гражданством
12:20 Савченко заявила о необходимости установления диктатуры на Украине
11:58 Обладатель мирового рекорда Федор Конюхов приземлился в Австралии
11:28 Захватившие отдел полиции в Ереване отпустили двух заложников
10:56 ФСБ начала проверку дел арестованного замначальника ГСУ СК
10:31 Журналист «Эхо Москвы» Пионтковский сообщил об обысках сотрудниками ФСБ
09:59 СМИ сообщили об отработке командиром MH370 целенаправленного уничтожения самолета
09:39 Федор Конюхов установил мировой рекорд кругосветного путешествия на воздушном шаре
09:09 В Минобороны сообщили подробности гибели российского военного в Сирии
22.07 21:01 Медики сообщили об 11 жертвах стрельбы в ТЦ в Мюнхене
22.07 20:51 Российских паралимпийцев обвинили в подмене проб на Играх в Сочи
22.07 20:46 СМИ сообщили о втором эпизоде со стрельбой в Мюнхене
22.07 20:37 Глава ЛНР назвал мечтами призыв Савченко к украинцам по поводу Донбасса
22.07 20:23 Полиция подтвердила гибель людей при стрельбе в ТЦ в Мюнхене
22.07 20:05 Американский эсминец Ross вошел в Черное море
22.07 20:03 Полиция Мюнхена констатировала прекращение стрельбы в ТЦ
22.07 19:38 В торговом центре в Мюнхене началась стрельба
22.07 19:33 В Санкт-Петербурге взорвался автобус
22.07 19:25 Журналист поймал покемона в Кремле
22.07 19:18 На Украине выбрали тройку претендующих на проведение «Евровидения» городов
22.07 19:04 ВФЛА проведет турнир для отстраненных от Олимпиады легкоатлетов
22.07 19:00 Володин назвал пять принципов проведения выборов
22.07 18:53 Россия восстановит торгово-экономические отношения с Турцией
22.07 18:39 84-летний водитель врезался в толпу на турецком пляже
22.07 18:38 Горбачев написал главе МОК письмо в защиту России
22.07 18:28 Экспертиза «Полит.ру»: Спрос на отдых в Турции, Тунисе и Болгарии не изменился
22.07 18:20 Журналистов «17 канала» допросят по делу об убийстве Шеремета
22.07 18:00 Пранкеры Вован и Лексус разыграли глав WADA и USADA
22.07 17:55 В ФПК назвали причину расцепки вагонов в Подмосковье
22.07 17:40 Староверы обучат российский спецназ выживанию в тайге
22.07 17:35 Лавров назвал решение CAS покушением на олимпийские идеалы
22.07 17:24 Киев простился с Павлом Шереметом
22.07 17:17 Саудовский министр предложил России инвестиции за отказ от поддержки Асада
22.07 16:54 Путин предложил ОКР создать независимую антидопинговую комиссию
22.07 16:37 Ходорковский рассказал о праве россиян на пенсии по 100 тысяч долларов
22.07 16:25 ВЦИОМ договорился о покупке TNS
22.07 16:05 В Москве подтвердили удар ВКС РФ по американской базе в Сирии
22.07 15:53 Олланд отправит в Ирак артиллерию после теракта в Ницце
22.07 15:33 В Китае технология редактирования генома будет испытана на людях
22.07 15:31 Поезд Самара-Москва на ходу потерял вагоны с пассажирами
22.07 15:28 СМИ назвали киллером Павла Шеремета женщину
22.07 15:08 Лавров рассказал об условиях США сотрудничества по Сирии
22.07 15:05 В СКР отметили рост коррупции в ВС РФ на 40%
22.07 14:47 Открыто 24 новых вида хищных клопов
22.07 14:47 Власти Крыма рассмотрят предложение Дурова об «информационном офшоре»
22.07 14:35 Баффет выбыл из тройки богатейших людей мира
22.07 14:33 СМИ обсуждают кандидатов на пост детского омбудсмена
22.07 14:32 МОК выявил еще 45 случаев допинга на ОИ в Пекине и Лондоне
22.07 14:20 Порошенко попросил понять и простить за Волынь
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Камчатка Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия Париж пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша похищение правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совбез ООН Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина ФАС Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.