2 декабря 2016, пятница, 22:55
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

ТЕАТР

25 июля 2015, 21:36

Австралийский след в Америке

Жители острова Эфате (Республика Вануату)

На прошедшей неделе были опубликованы две статьи с результатами двух независимых популяционно-генетических исследований, направленных на уточнение истории заселения американского континента. Особенно интересно, что обе группы ученых обнаружили небольшой генетический след австрало-меланезийцев в генах жителей Америки. Но различие состоит во взглядах на то, как и когда этот след появился. Согласно ученым, опубликовавшим статью в журнале Nature, австралийцы участвовали в одной из двух ранних волн миграций на американский континент. Авторы статьи в Science Express полагают, что австралийские гены были занесены намного позже и не связаны с первоначальным заселением.

Статья в Science Express описывает исследование, в котором приняли участие сто авторов из разных стран, включая Россию. В течение четырех лет ученые секвенировали геномы жителей Северной и Южной Америки, Сибири и Океании. Всего был использован 31 полный и 79 частичных геномов. Также в работе были учтены генетические данные, извлеченные из останков древних людей: мужчины из поселка Саккак в Гренландии (4000 лет), мальчика с палеолитической стоянки в Мальте в Сибири (24 000 лет) и мальчика со стоянки Анзик в Монтане (12 000 лет). Также были использованы генетические данные из предшествующих публикаций. Всего исследование охватывает геномы 3053 человек из 169 популяций.

Генетические различия между исследованными образцами позволили определить примерное время расхождения популяций, к которым они относятся. В результате ученые пришли к заключению, что все жители Америки произошли от одной популяции в Сибири примерно 23 тысячи лет назад. Около 8 тысяч лет они оставались в Беринги, существовавшей на месте нынешнего Берингова пролива, не проникая вглубь североамериканской территории. Затем они единой волной заселили Америку, разделившись приблизительно 13 тысяч лет назад на североамериканскую и южноамериканскую популяции.

Заселение Америки по данным авторов статьи в Science Express (Rhagavan et al.)

Картина в целом получилась вполне знакомая по предыдущим исследованиям, примечательно, что по хронологии она гораздо точнее согласуется с антропологическими и археологическими данными. Однако ученые также нашли австралийские элементы ДНК у жителей как Северной Америки (Алеутские острова), так и Южной (народ пайтер (суруи) в Амазонии).

Антропологи и ранее находили у индейцев отдельные австралоидные черты. Они отмечали у некоторых вымерших популяций индейцев вытянутые, узкие черепа, похожие на черепа австралийцев и меланезийцев и отличающиеся от распространенных у большинства индейских народов широких округлых черепов. Согласно так называемой «палеоамериканской модели», предложенной Уолтером Невесом (Walter Neves) из Университета Сан-Паулу и Марком Хаббе (Mark Hubbe) из Университета штата Огайо, представители этих, ныне исчезнувших, народов произошли от более ранней волны мигрантов, отличной от той, что дала начало современным американским индейцам.

Авторы статьи в Science Express не поддерживают эту гипотезу. Они выделили ДНК из 17 черепов австралоидными чертами, но не нашли в ней никаких следов австралийского происхождения. Остается предположить, что такая вариация формы черепа независимо возникла у каких-то групп населения уже в Америке.

Один из авторов статьи Эске Виллерслев (Eske Willerslev) из Университета Копенгагена говорит, что наличие австралийских генов у отдельных популяций, возможно, объясняется более поздними миграциями. При этом он не думает, что какие-то люди пересекали Тихий океан, чтобы попасть из Австралии в Южную Америку. Австрало-меланезийские гены попали туда кружным путем, через посредство азиатских популяций и переход через Берингов пролив. Не случайно среди тех, у кого нашлись австралийские следы в геноме, есть и североамериканские инуиты.

Один из авторов палеоамериканской модели Марк Хаббе уже успел возразить авторам этого исследования, сказав, что размер их выборки крайне мал и генетический материал древних популяций вполне мог быть просто пропущен. С этим согласны и авторы другой вышедшей недавно статьи, которую опубликовал журнал Nature. Дэвид Райх (David Reich) из Гарвардской медицинской школы в Бостоне и его соавторы прямо назвали свою статью «Генетические свидетельства двух основных популяций Америки».

Исследователи проанализировали частичные геномные последовательности 106 представителей индейских народов из 25 популяций в Центральной и Южной Америке и сравнили их с данными ДНК 197 популяций других континентов. Они обнаружили, что у некоторых народов Амазонии, в том числе у уже упоминавшегося народа пайтер, имеется от одного до двух процентов общих генов с аборигенами Австралии, Новой Гвинеи и Андаманских островов.

Генетические связи между жителями Южной Америки и Австралии (Skoglund et al.)

Различия в ДНК не позволяют считать эти народы прямыми предками южноамериканских индейцев. Исследователи предположили, что была некая популяция посредник, которую они называют «популяция Y». Она должна была существовать где-то в Восточной Азии и через нее австралийские гены попали при ранней волне заселения в Америку. Вторая волна, согласно этой концепции, давшая начало большинству других индейских народов, австралийских генов уже не имела. В этом отличие новой концепции от предшествующей палеоамериканской модели, предполагавшей более прямые связи.