28 марта 2024, четверг, 16:38
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Декриминализация

Уголовная статья
Уголовная статья
Фото: antikiev.com

Верховный суд в пятницу одобрил внесение в парламент законопроекта, который выведет из Уголовного кодекса несколько статей. Если предложения будут одобрены парламентом и президентом, то скоро за некоторые проступки будет следовать не уголовное, а административное наказание — и хотя сами санкции могут сохраниться, отсутствие судимости по итогам упростит человеку жизнь.

Пленум Верховного суда, как передает портал «Право.ру», одобрил законопроект «О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс и по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» единогласно. Из УК в КоАП предлагается перевести четыре состава преступления небольшой тяжести: побои, использование заведомо подложного документа, уклонение от уплаты алиментов и угроза убийством.

Глава Верховного суда Вячеслав Лебедев также сообщил, что в будущем возможна декриминализация и других статей Уголовного кодекса, например, предусматривающих ответственность за невыплату заработной платы и непредоставление информации.

Кроме того, законопроектом предлагается впятеро, до 5 тысяч рублей, увеличить сумму хищения, за которое наступает уголовная ответственность. Значительным ущербом предлагается считать хищение не от 2,5, а от 10 тысяч рублей. При этом, например, карманные кражи продолжат считаться уголовным преступлением, поскольку в большинстве случаев совершаются группой лиц, то есть с отягчающими обстоятельствами.

Наказание за проступки предлагается оставить прежним: штраф, исправительные или обязательные работы. Разница лишь в том, что «здесь не будет судимости, не будет приговора», отметил Лебедев во время заседания Президиума ВС. Он уверен, что из-за получения «статуса уголовника» страдают не только сами осужденные, у которых возникают проблемы при устройстве на работу, выезде за границу и получении кредита, но и их родственники, которым оказывается закрыт путь в полицию, также они не могут стать, например, судьями.

Зампредседателя Верховного суда Владимир Давыдов, докладчик на заседании Президиума, особенно много внимания уделил исключению из УК статьи 157 «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей». «Возможно, наши оппоненты скажут, что это снизит защищенность детей и пожилых родителей, но это не так. Ответственность остается достаточно серьезной — обязательные работы и штраф до 200 000 рублей», — рассказал судья. Он также обратил внимание на то, что отбывание реального срока, а по этой статье можно получить до года лишения свободы, только уменьшает возможность взыскания с осужденного алиментов, а административное же наказание оставляет для этого больше возможностей.

По словам Вячеслава Лебедева декриминализация «не тяжелых» статей Уголовного кодекса, вопреки опасениям некоторых, не повлечет за собой роста преступности, вызванного тем, возможным ощущением безнаказанности. «Человека останавливает не то, что он станет уголовником, а осознание того, что совершенное им неправильно, неправомерно. Это даст человеку возможность более серьезно относиться к своим действиям, потому что повторение преступления в будущем повлечет уже уголовную ответственность», — заявил председатель Верховного суда.

Заместитель генпрокурора Сабир Кехлеров посмотрел на вопрос декриминализации с другой стороны. «Это не только освободит суды, но и даст следователям возможность заниматься важными делами, не прикрываясь большой нагрузкой», — сказал он на заседании.

Еще одна новация законопроекта — новый порядок освобождения от уголовной ответственности за преступления незначительной и средней тяжести. В случае принятия законопроекта следственные органы смогут не возбуждать уголовного дела, если человек впервые совершил преступление небольшой или средней тяжести и им возмещен нанесенный ущерб или иным образом заглажен причиненный преступлением вред. Вместо уголовного преследования следствие может назначить такому правонарушителю штраф, исправительные или обязательные работы, которые не могут превышать половину срока и размера соответствующего вида наказания за совершенное преступление.

Повторное освобождение от уголовной ответственности таким образом не допускается, а если нарушитель уклоняется от исполнения назначенных мер, против него все же будет возбуждено уголовное дело.

Ранее Вячеслав Лебедев уже представил законопроект президенту Владимиру Путину. Он обосновал необходимость декриминализации некоторых статей УК тем, что в последние годы количества дел по обвинению в совершении таких преступлений резко возросло.

Так, в 2000 году в российские суды поступили дела о преступлениях небольшой тяжести в отношении 184 тысяч человек, это было примерно 15% от общего количества дел, в 2014 году их число возросло до 330 тысяч и это уже 46% от всех рассмотренных судами дел. «Причем характер, степень общественной опасности этих дел не всегда адекватны совершенным деяниям, а последствия судимости негативны и неадекватны преступлениям небольшой тяжести», — сказал глава ВС.

По оценке Лебедева, принятие инициатив ВС позволит избавить суды от 300 тысяч уголовных дел.

Глава государства в целом инициативу Верховного суда одобрил — так что в ее будущем теперь мало кто сомневается. «У нас в местах лишения свободы находится достаточно большое количество людей, которые совершили незначительные по современным меркам правонарушения, но, тем не менее, вынуждены проходить печальную, скажем прямо, и далеко не всегда самую эффективную школу жизни», — сказал Путин.

В прошлый раз разговор о декриминализации в России велся во время правления Дмитрия Медведева. В 2010 году в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы был внесен целый пакет правок, который, в том числе, запрещал арест по «предпринимательским статьям» и убирал из УК такое преступление, как клевету. Впрочем, уже в 2012 году начался пересмотр «медведевской» либерализации, в Уголовный кодекс вернулось наказание за клевету, причем оно оказалось жестче, чем прежде.

Вообще же Уголовный кодекс — один из самых многострадальных российских законов. С момента его принятия в 1996 году в него было внесено около 200 правок, так что от изначальной версии документа мало что осталось.

Естественно, в юридической среде постоянно обсуждают вопрос реформы уголовного права, то есть, фактически, принятия нового Уголовного кодекса. В последнее время даже появилась конкуренция между различными структурами за то, кто будет сочинять новый документ.

В начале октября заместитель секретаря Общественной палаты и член Ассоциации юристов России Владислав Гриб заявил, что ОП намерена запустить всероссийскую общественную дискуссию о российском уголовном законодательстве, в ходе которой будут выработаны предложения для новых версий трех кодексов — Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного.

Между тем в Федеральном собрании начали собственные консультации по реформе уголовного законодательства. В феврале 2014 года была создана специальная рабочая группа, в которую вошли тогдашний вице-спикер Совета федерации Александр Торшин, глава комитета по конституционному законодательству СФ Андрей Клишас и глава одноименного комитета в Госдуме Владимир Плигин, представитель СФ в Конституционном суде Алексей Александров, глава думского комитета по безопасности Ирина Яровая и лидер фракции единороссов Владимир Васильев. С тех пор Александр Торшин перебрался на пост зампреда ЦБ и о работе группы ничего слышно не было — впрочем, каких-либо сроков окончания работы группы не было поставлено.

При этом глава думского комитета по уголовному и гражданскому законодательству Павел Крашенинников посоветовал ОП «получить одобрение на самом высоком уровне» перед тем, как начинать работать над новым УК — судя по всему, «на самом верху» решение еще не принято.

О принятии нового Уголовного кодекса уже довольно давно говорит и Михаил Барщевский, представитель правительства в судах высшей инстанции — даже ходили слухи, что именно он отвечает за написание документа, непонятно, правда, в каком статусе.

Если работа над новым Уголовном кодексом действительно ведется, то в Верховном суде, безусловно, о этом знают. Но раз в высшей судебной инстанции разрабатывают собственные правки, которые позволят разгрузить районные суды от сотен тысяч уголовных дел, значит вряд ли надеются на скорое обновление УК.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.