Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
26 февраля 2017, воскресенье, 03:56
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

06 августа 2015, 21:36

Таксопарки против агрегаторов. ФАС присматривается

Международный евразийский форум ТАКСИ
Международный евразийский форум ТАКСИ

Федеральная антимонопольная служба начала проверку работы крупнейших он-лайн сервисов по вызовоу такси: Uber, GetTaxi и Яндекс.Такси. Об этом журналистам, как передает ТАСС, сообщил заместитель начальника управления контроля транспорта и связи ФАС Алексей Горлинский.

«В данное время наша служба проводит расследование по большому количеству запросов в отношении Uber, GetTaxi и Яндекс.Такси на предмет наличия в действиях данных компаний возможных признаков нарушения антимонопольного законодательства. На данном этапе мы направили запросы с просьбой разъяснить механизмы компенсаций, которые выплачиваются водителям, схему взаимодействия с таксопарками», — сказал он. Процесс, как уточнил Горлинский, находится сейчас «в стадии рассмотрения».

Агрегаторы такси появились в начале 2010-х годов. Для потребителя основная «фишка» новых компаний в том, что они позволяют вызвать такси не через диспетчера, а используя приложение на смартфоне. При этом, например, Яндекс.Такси или GetTaxi с таксистами напрямую не связываются — они заключают договор с таксопарками, таким образом, расширяя их клиентуру, а взамен беря процент с каждого заказа. Uber, напротив, заключает договор с таксистами. Российский офис заявляет, что имеет отношения только с теми, кто получил государственную лицензию на перевозки, хотя многие обвиняют компанию в том, что она нанимает «нелегалов», то есть нарушает закон.

Как бы то ни было, деятельность агрегаторов приводит к слому традиционной бизнес-модели, хотя в России она и не устоялась окончательно. Например в Москве в последние годы легальные такси стали перевозить, по некоторым оценкам, вдесятеро больше пассажиров. Иными словами, еще недавно легальные такси занимали лишь небольшой сегмент рынка.

В России борьба «традиционных» такси с агрегаторами пока не зашла так далеко, как в Европе и Америке. Причина, скорее всего, как раз в том, что в России рынок легального массового такси стал оформляться незадолго до того, как собственно появились и стали популярны агрегаторы.

И сейчас во многих городах нормой является работа «бомбил» — автомобилистов, которые занимаются извозом без лицензии, они подбирают пассажиров на улицах и обочинах дорог, а также дежурят в людных местах. Своеобразным символом нелегальных перевозок стали смурные мужчины, которые встречают прибывающих в аэропорты и на вокзалы страны пассажиров словами «такси, такси недорого, такси». Цены у них, естественно, намного выше, чем у легальных извозчиков.

Получается, что и частным таксистам, и традиционным таксопаркам выгодней сотрудничать, а не сражаться с новыми компаниями — в России привычки доверять легальным такси и пользоваться интернет-сервисами появились практически одновременно.

Хотя есть, конечно, и недовольные. Агрегаторы устанавливают для своих партнеров предельные тарифы исходя из своих представлений о балансе спроса и предложения на рынке, а также ориентируясь на затраты таскопарков. Благодаря такому порядку, конечно, удается привлечь клиентов — так, в Москве, зачастую, дешевле пользоваться несколько раз в неделю такси, чем покупать собственный автомобиль. Благодаря этому не только имеется стабильный поток клиентов у таксопарков, но и не ухудшается ситуация с заторами на дорогах.

Но таксопарки упирают на то, что агрегаторы получают деньги, но не несут никакой ответственности — в случае жалоб на работу водителя, например, Яндекс.Такси в большинстве случаев просто переадресовывает их таксопаркам, не сильно вникая в суть дела.

Вполне вероятно, что если заставить агрегаторов «делиться», то их доходы, на которые поддерживаются работоспособность и развитие приложений, сократятся, в результате чего клиенты начнут отказываться от такси в пользу общественного транспорта, частного автомобиля или вовсе сокращая собственную мобильность в рамках города. Но таксопарки такая длительная перспектива мало волнует, им важнее рост доходов уже сейчас.

В феврале 2015 года была даже объявлена «тихая забастовка» таксистов — водители обещали в течение трех дней не принимать заказы от агрегаторов. Сколько водителей действительно принимали участие в забастовке неизвестно, но она прошла совершенно незаметно.

В июле активизировались общественные организации. 2 июля таксисты Санкт-Петербурга обратились к губернатору города Георгию Полтавченко с просьбой запретить сервисы «Яндекс.Такси», Uber и GetTaxi. По мнению объединенных в некоммерческое партнерство «Петербургское такси» извозчиков, ситуация на рынке перевозок в Северной столице приближается к критической. Устанавливаемые операторами минимальные тарифы близки к стоимости проезда на общественном транспорте, при этом комиссия за услуги сервисов может достигать 30%. «Бездействие властей приведет к неминуемому банкротству таксомоторных компаний и исчезновению легального петербургского такси как отдельного вида транспорта по экономическим причинам», — говорится в заявлении организации.

24 июля к критикам агрегаторов такси присоединилась Федерация автовладельцев России. ФАР составила обращение в Генпрокуратуру с просьбой проверить деятельность Uber, Gettaxi и Яндекс.Такси.

В жалобе говорится, что перечисленные компании проявляют открытое пренебрежение к организационным и техническим основам, а также традициям безопасности легковых перевозок пассажиров, при этом устанавливая демпинговые тарифы, так что добросовестные перевозчики вытесняются с рынка.

По мнению ФАР, комиссия таксистам, которую иногда выплачивают агрегаторы, является формой коммерческого подкупа, а значит должна преследоваться по уголовной статье.

Критики агрегаторов нашлись также и в Общественной палате. Там прошел круглый стол, участники которого решили, что деятельность агрегаторов необходимо срочно отрегулировать и поставить на контроль, а в случае невозможности — запретить.

Надо сказать, что некоторые агрегаторы прислушиваются к критике. Так, Яндекс.Такси недавно устроил проверку водителей на знание Москвы, умение общаться с клиентами и выходить из сложных ситуаций, также Яндекс регулярно проверяет внешний вид автомобилей. О сотрудничестве с нелегальными таксистами вообще, по мнению Яндекса, речи быть не может — компания сотрудничает с легальными таксопарками, которые могут нанимать только водителей с лицензией.

В конце концов за дело взялись государственные органы, пока что в лице ФАС, хотя еще недавно никаких претензий к агрегаторам они не имели.

Яндекс решил выступить превентивно. По мнению компании существующие правовые нормы вполне удовлетворяют требованиям рынка. Если же необходимо будет внести поправки в действующее законодательство, то юристы Яндекс.Такси предложили разграничить ответственность «диспетчерской компании», которая должна просто передавать заказ обладающим соответствующей лицензией компаниям или водителям, и таксопарков, которые должны следить за состоянием автомобилей.

Спор о законодательном регулировании деятельности агрегаторов такси, судя по всему, только начинается — но, как известно, отечественные депутаты отличаются скоростью принятия решений, так что рынок под влиянием государства может измениться до неузнаваемости практически в любую секунду.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

20:28 В Германии автомобиль протаранил толпу
20:03 СМИ сообщили имя четвертого фигуранта дела о госизмене
19:42 СБУ рассказала о финансировании Россией ЛНР
19:11 Друг Ле Пен обвинен в мошенничестве при финансировании предвыборных кампаний
18:35 Фонд Баффета заработал 1,6 млрд долларов на акциях Apple
18:06 Недалеко от Мосула найдено крупнейшее захоронение ИГ
17:36 Обама появился на нью-йоркских улицах
17:30 Россиянин Устюгов пришел первым в мужском скиатлоне на 30 км
16:49 Глава МИД Украины опроверг невключение США в «нормандскую четверку»
16:37 Норвежка Бьорген побила рекорд по золотым медалям на ЧМ по скиатлону
15:57 Поклонская пожаловалась на блокирование указов Аксенова крымскими чиновниками
15:33 Супруга Дадина пожаловалась в прокуратуру на задержку в его освобождении
15:06 ДНР заявила о захвате украинской армией фильтровальной станции
14:11 На Сахалине с дрейфующей льдины сняли около 20 рыбаков
13:46 Шойгу призвал забыть о «показных воинских частях»
13:37 Вице-президент США в обращении к Израилю перепутал флаг страны с Никарагуа
13:20 Россия и Иран одобрили совместное производство ядерного топлива
12:48 СМИ назвали размер гонорара подозреваемой в убийстве Ким Чон Нама
12:30 Штаб Навального в Екатеринбурге атаковали активисты НОД
12:17 Белый дом попросил чиновников США подтвердить отсутствие связи Трампа с РФ
11:57 ВАДА признало несостоятельность обвинений в докладе Макларена
11:31 В Хомсе при теракте погибли 42 человека
11:05 ООН заявила о способах обхода санкций властями КНДР
10:45 Обладателем кинопремии «Сезар» стала картина «Она» Верховена
10:24 Фонд Горбачева опроверг обнаружение его документов сквоттерами
10:14 Против супруги Фийона во Франции открыто дело
09:59 ОНК объяснила удержание Дадина в колонии
09:42 ДНР заявила о массированных обстрелах ВСУ после приезда Савченко
09:16 Россия наложит вето на санкции СБ ООН против Сирии
08:56 Захватчики лондонского особняка нашли в нем архивы фонда Горбачева
08:50 Журналистов NYT и других СМИ не пустили на брифинг Трампа
08:41 На конференции Трампа попытались раздать триколоры
24.02 21:00 Трамп пообещал наращивание военной мощи США
24.02 20:44 В Генштабе Турции сообщили о достижении своих целей в Сирии
24.02 20:24 Верховный суд США рассмотрит прошение Бута о пересмотре приговора
24.02 20:08 В Бангладеш прошли митинги против статуи Фемиды у Верховного суда
24.02 19:52 Spiegel сообщил о слежке Германии за иностранными журналистами
24.02 19:26 Житель Екатеринбурга бросил гранату в обидчиков
24.02 19:07 СБУ проверит Надежду Савченко
24.02 18:50 Противников строительства макета Рейхстага обвинили в симпатиях к Третьему рейху
24.02 18:25 Савченко прибыла в Донецк для встречи с военнопленными
24.02 16:56 The New Yorker выйдет с обложкой на русском
24.02 16:44 136 турецких дипломатов и членов их семей попросили Германию об убежище
24.02 16:22 Словения разрешила однополые браки
24.02 16:01 ОНК проверит колонию Дадина из-за его удержания
24.02 15:47 «Ростов» сыграет с «Манчестер Юнайтед» в матче Лиги Европы
24.02 15:34 RT узнала о плане импичмента Трампу через месяц после его публикации
24.02 15:09 Вывеска пекарни убила просившую милостыню в Ижевске
24.02 14:50 Петр Толстой после поездки в Вену заявил о выходе РФ из изоляции
24.02 14:31 Эрдоган прилетит в Москву 9 марта
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.