6 декабря 2016, вторник, 23:08

17 августа 2015, 08:06

Роботов переводят на самообучение

Самообучающийся робот iCub
Wikimedia Commons

Специалисты в области искусственного интеллекта разработали автоматическую систему, которая может самостоятельно развиваться и обучаться. В сложнейшем проекте были задействованы ученые с инженерного факультета Кембриджа, а так же их коллеги – представители Швейцарской высшей технической школы Цюриха. Возглавил проект молодой японско-английский ученый, доктор Фумия Иида (Fumiya Iida).

19 июня в известном некоммерческом научно-техническом журнале «Plos One» («Public Library of Science») вышла статья под названием «Морфологическое развитие физических роботов посредством безмодельного развития фенотипа» («Morphological Evolution of Physical Robots through Model-Free Phenotype Development»). Главной целью исследования, по словам авторов статьи, Люциуса Бродбека, Саймона Хаузера и доктора Ииды (Luzius Brodbeck, Simon Hauser, Fumiya Iida), было понять, как именно развиваются живые организмы. Одним из самых важных вопросов биологии является возникновение и эволюция интеллекта, и ничто, кроме исследования роботизированных организмов не сможет лучше ответить на этот вопрос.

Год назад мы уже писали о «Робо-мозге» – изобретении ученых из Корнелльского университета, которое представляет собой крупномасштабную вычислительную систему, способную самостоятельно обучаться, используя открытые источники информации в Интернете. В статье американских ученых говорилось, что система автоматического поиска и систематизации данных из интернета «Робо-мозг» может стать учителем и основным источником информации об окружающем мире для самых различных видов роботов.

В «самообучающемся» проекте Фумии Ииды и его соавторов все выглядит куда забавнее и нагляднее. Главным субъектом исследования является робот-мать или робот-наседка. Этот «материнский организм» – автоматический манипулятор с программным управлением, он занимается созданием «детей». Каждый робот-ребенок – это специальный моторчик, заключенный в кубический пластмассовый корпус. Основная задача «матери» обучить своих «отпрысков» таким образом, чтобы впоследствии они могли улучшать сами себя без стороннего вмешательства, подобно людям. А некотором роде, «мать» занимается селекцией: для создания новых «потомков», она отбирает качества лишь самых одаренных своих «отпрысков» из предыдущих поколений.

Конечная цель – получить роботов, способных быстро приспосабливаться к окружающему миру и иметь «творческое мышление».

«Робомать» использует разные конфигурации и осуществляет контроль, наблюдая, насколько далеко в своем обучении смогут продвинуться ее детища. Конечная цель проекта – получить роботов, способных быстро приспосабливаться к окружающему миру и иметь «творческое мышление». По состоянию на сегодняшний день десятое поколение рободетей уже умеет довольно быстро передвигаться. Для успешного искусственного эволюционирования физических систем, крайне важное значение приобретает генерация разнообразных наборов решений для эффективного изучения перемещения объектов.

«Нам кажется, что роботы постоянно выполняют монотонные действия, и что они созданы именно для этого. Однако нашей основной целью является создание роботов с действительно инновационными и творческими способностями», – комментируют исследователи.

Второй большой целью проекта авторы считают создание роботов, которые смогли бы приспосабливаться к нестандартным ситуациям. Достаточно представить таких самообучающихся и творческих роботов на автомобильном производстве  – их способность тестировать объекты, находить в них несовершенства и самостоятельно их устранять, а так же проводить для этого соответствующие эксперименты и исследования, сможет значительно ускорить производственный процесс.