Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
8 декабря 2016, четверг, 21:19
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

21 августа 2015, 11:43

Генерал тяги

Олег Белозеров
Олег Белозеров

В четверг Дмитрий Медведев объявил о назначении нового руководителя РЖД. Глава правительства решил не дожидаться сентября, когда пройдут выборы губернатора Калининградской области и Владимир Якунин сможет попасть в Совет Федерации — судя по всему, в правительстве не хотят, чтобы во главе крупнейшей инфраструктурной монополии стояла «хромая утка», пусть и всего несколько недель.

Имя нового главы компании, Олега Болозерова, до последнего момента в СМИ появлялось нечасто. Ему сейчас 45 лет, в 1992 году он окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов по специальности «планирование промышленности». В 1998-2000 годах был заместителем коммерческого директора, коммерческим директором, начальником департамента по материально-техническому снабжению и транспорту «Ленэнерго».

Из «Ленэнерго» перешел на работу в аппарат полпреда в Северо-Западном округе на должность начальника финансово-экономического отдела, но быстро вернулся в промышленность — уже в 2001 году он стал заместителем директора по управлению корпоративным имуществом ЛОМО.

В 2002 году перебрался в Москву, заняв пост генерального директора «Российской топливной компании», корпорации, созданной на базе Министерства топливной промышленности РСФСР.

В 2004 году пришел в Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) на должность заместителя главы, а уже в ноябре возглавил его. В 2009 году перешел в Минтранс на должность замминистра, а несколько месяцев назад, 11 мая, стал первым заместителя министра транспорта.

Имеет высший классный чин действительного государственного советника 1-го класса, аналог генеральского звания в федеральной государственной гражданской службе.

Между тем Болозеров — крайне амбициозный чиновник и руководитель, который был если не вдохновителем, то одним из главных проводников одной из основных реформ в дорожной отрасли второй половины 2000-х годов.

 
Дмитрий Медведев и Олег Белозеров. Фото: government.ru

Именно тогда в России готовилась юридическая база для начала строительства платных автодорог — естественно, всю работу курировал именно Росавтодор. В 2005 году был принят закон «О концессионных соглашениях», в котором впервые появилось описание процедуры передачи федеральных автодорог концессию коммерческим компаниям. Первые конкурсы на право получения концессий прошли в 2008 году, а в 2009 была создана госкомпания «Автодор» для управления некоторыми трассами и строительства новых платных дорог — именно она сейчас занимается строительством новой скоростной трассы Москва—Санкт-Петербург. Белозеров курировал автодороги и в Министерстве транспорта, в том числе именно он отвечал за возведение Керченского моста.

После назначения на пост первого замминистра под его ответственность попали и железные дороги, например строительство высокоскоростной магистрали Москва—Казань.

В 2009 году Белозеров попал в «кадровый резерв» Дмитрия Медведева, однако на его карьере это почти никак не сказалось. По данным РБК он надеялся получить назначение на пост министра транспорта вместо Игоря Левитина, которого одно время даже прочили в мэры Москвы после ухода Лужкова. Тогда, однако, Белозеров повышения не получил — и вряд ли теперь об этом жалеет.

«Российские железные дороги» — не просто крупнейшая транспортная компания страны, естественная монополия, с работой которой так или иначе сталкивается каждый россиянин. РЖД — настоящая находка для амбициозного руководителя, коим 45-летний Олег Белозеров безусловно является.

Компания РЖД была создана в 2003 году на волне рыночных реформ первой легислатуры Владимира Путина. Ранее все железнодорожное хозяйство страны управлялось Министерством путей сообщения — ведомством, чью историю можно вести от Уложения об охране судоходства царя Алексея Михайловича. Управление железными дорогами министерством выглядело логичным в Советском Союзе, но после его крушения и возвращения России к рыночной экономике начали появляться проекты допуска частного капитала и до этой отрасли. В итоге контрольные и правотворческие функции МПС отошли Минтрансу, а хозяйственные функции получило акционерное общество «Российские железные дороги».

 
Геннадий Фадеев

Причем во главе РЖД сначала стоял перешедший из МПС Геннадий Фадеев, потомственный железнодорожник, который начинал свою карьеру дежурным по путям в Иркутской области. Владимир Якунин его сменил только в 2005 году и с его именем многие связывали большие надежды.

Дело в том, что Якунин ранее с железными дорогами никак связан не был. В Минтрансе, откуда он пришел в РЖД, Якунин курировал работу морских портов и торгового флота. Он не был связан обязательствами в отрасли, был близок к Владимиру Путину, а значит мог проводить смелые и необходимые реформы.

Сейчас сложно представить, но в середине 2000-х Якунин выглядел как смелый реформатор: он планировал оставить в собственности РЖД только путевое хозяйство, а локомотивы и вагоны продать частным компаниям, запустив конкурентную борьбу в отрасли.

Из всех грандиозных планов отчасти реализовано было только два пункта: приватизация грузовых вагонов, которые, впрочем, частные компании начали закупать еще в 1990-е годы, и передача ответственности за пригородное сообщение региональным властям. Последние скандалы с отменой электричек, правда, показывают, что этот «ход конем» РЖД не совсем удался — Дмитрий Медведев во время церемониальной встречи с Олегом Белозеровым попросил его обратить особое внимание на пассажирское сообщение.

 
Владимир Якунин

В последние годы Владимир Якунин диаметрально изменил свое видение будущего российской железнодорожной отрасли — дело дошло чуть ли не до возвращения советских норм на планирование грузоперевозок. В результате с 2009 по 2012 гг средняя скорость доставки отправления уменьшилась с 290 до 219 км/сутки, почти на четверть.

Самый больной вопрос для РЖД сегодня — отказ от монополии на тягу, разрешение частным компаниям приобретать локомотивы. Сейчас даже если частная компания имеет парк грузовых вагонов, она зависит от РЖД, так как ей не позволяется пользоваться своими локомотивами.

В РЖД объясняют нежелание допускать частников до локомотивной тяги дефицитом инфраструктуры — на что многие логично возражают, что раз государство не хочет вкладываться в путевое хозяйство, то это должны делать частные компании, но без собственных локомотивов у них не будет соответствующих стимулов.

Интересно, что в правительстве до последнего времени были настроены более либерально, чем в РЖД. Ответственный в том числе и за транспорт Аркадий Дворкович, вдобавок председатель совета директоров РЖД, поручил к середине октября разработать новую версию «Целевой модели рынка до 2020 года», но в РЖД не спешили инициировать реформу отрасли.

В принципе показатели РЖД можно улучшить и без радикальных реформ — как у всякой большой компании, у нее всегда найдется ресурс для оптимизации работы подразделений, налаживания обратной связи, экономии средств и т. д. Вдобавок реформа РЖД является, безусловно, политическим вопросом, что только усложняет процесс принятия важных решений. За работой компании, на которую так или иначе работают более миллиона человек, безусловно, пристально следят и в Кремле, и в Белом доме.

Какие полномочия получил при назначении Олег Белозеров станет, скорее всего, известно к октябрю, «Целевая модель рынка» станет своего рода публичным обязательством нового главы монополии.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

21:02 СМИ сообщили об увольнении второго за сутки директора департамента Минобрнауки
20:29 Роскомнадзор рассказал о конструктивной встрече с представителями LinkedIn
20:28 Белоруссия заплатила за российский газ авансом
19:57 Кадыров опроверг наличие в Чечне батальонов «Восток» и «Запад»
19:56 Путин призвал прокуратуру проверить компетентность российских судей
19:38 СМИ сообщили о назначении нового главы московской полиции
19:30 Рада установила фильтр для «антиукраинских» книг из РФ
19:12 Полонский отказался признавать вину в мошенничестве
18:58 В Новосибирске из-за снега введен режим ЧС
18:48 Путин пообещал обсудить с Собяниным вырубку парка «Кусково»
18:45 СМИ сообщили об отказе Исинбаевой бороться за пост главы ВФЛА
18:21 Биржевой курс евро упал до полуторагодового минимума
18:19 Путин наградил Доктора Лизу госпремией
17:49 Путин поручил пересмотреть закон об «иностранных агентах»
17:44 В кабмине отказались поддержать «людоедское решение» по абортам
17:23 Правительство отказалось обязывать нефтяников сокращать добычу
17:10 Один из «крымских диверсантов» пожаловался в СКР на пытки
17:02 Директора спортшколы поместили под домашний арест после гибели детей в ХМАО
17:00 СМИ сообщили о задержании сотрудников антикоррупционного управления МВД
16:37 Путин посмертно наградил погибших в Сирии медсестер и военного советника
16:16 Посол Евросоюза констатировал прохождение «дна» в отношениях с Россией
16:08 В Кремле о приезде в Москву экс-советника Трампа узнали из СМИ
15:50 СМИ узнали о решении боевиков «Джебхат ан-Нусра» покинуть Алеппо
15:45 Медведев утвердил стратегию борьбы с контрафактом в РФ до 2025 года
15:31 Предложено противоядие от угарного газа
15:22 Источник рассказал об обысках ФСБ в ГУЭБиПК МВД России
15:09 В Думе объяснили переброску чеченского спецназа в Сирию
14:51 «Газпром» подписал контракт по прокладке первой ветки «Турецкого потока»
14:40 Древесные кольца подтвердили слова летописцев
14:33 Впервые за два года в РФ выросли продажи автомобилей
14:19 МВД предложило составить списки «опасных» футбольных фанатов
14:03 Кировский губернатор вступился за Навального
13:54 В управделами президента ответили на жалобы депутаток Госдумы
13:32 Ростуризм разработает программу льготных туров для пенсионеров
13:29 Астрономы опровергли «клочковатость» темной материи
13:17 Обвинение попросило для генерала Сугробова 22 года колонии
13:13 Памфилова подтвердила дату президентских выборов в 2018 году
13:04 Дефицит бюджета России снизился до 2,16% ВВП
13:01 В Думу внесен законопроект о штрафах за нарушение порядка на соревнованиях
12:44 Минобороны опровергло сообщения о вине пилота в крушении Су-33
12:30 ЕС и Европарламент утвердили план введения безвизового режима для Украины
12:26 Представители Минкульта подали в суд на Зураба Церетели за долги
12:16 СК заочно предъявил украинцам обвинение в похищении военнослужащих РФ
12:01 Россияне впервые за несколько лет не стали экономить на праздновании Нового года
11:58 Правительство решило обязать казачьих атаманов отчитываться о доходах
11:56 «Заблудившиеся электроны» помогут в создании квантовых компьютеров
11:31 Прокурор попросил пять лет лишения свободы для Варвары Карауловой
11:29 Крым вернул Украине больше тысячи тонн продуктов
11:09 Экстремизм среди российских студентов выявят анкетированием
10:47 В Москву прибыл советник Трампа
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.