Рубль проследовал вслед за Америкой

Пятница оказалась непростым днем для американского рынка акций. Индекс Dow Jones Нью-Йоркской фондовой биржи снизился на 3,13%, опустившись до полугодового минимума. Сопоставимое падение зафиксировано у индекса S&P 500, на 3,19% и у NASDAQ Composite, 3,10%. За одну сессию американские индексы теряли не теряли столько с 2011 года.

Лидерами падения стали акции компании Apple (-5,86%) и Nike (-4,84%). Forbes также обращает внимание на то, что индекс VIX Чикагской биржи опционов, который измеряет ожидания инвесторов относительно волатильности индекса S&P 500, журналисты его любят называть «индекс страха», за пятницу подскочил на 47%, а за неделю более чем на 110%. Такой рост был в последний раз зафиксирован в 2003 году, даже во время кризиса 2008-2009 гг инвесторы чувствовали себя спокойнее.

Инвесторы обеспокоены по нескольким причинам.

Во-первых, непонятно чего ждать от Китая. В августе активность в производственном секторе экономики этой страны сокращалась самыми быстрыми темпами с 2009 года — сжимался и экспорт, причем в ключевые для Китая страны ЕС и США, и внутренний спрос, который таким образом, судя по всему, отреагировал на обвал на Шанхайской фондовой бирже.

Во-вторых, непонятно чего ждать от Федеральной резервной системы. Рынки уже давно ожидают, что правление ФРС впервые за много лет повысит учетную ставку, это решение даже закладывалось в стратегии компаний финансового сектора. Повышение ставки означает рост доллара, падение рынка облигаций и рынков развивающихся стран, а также снижение стоимости сырьевых товаров. Изначально все ждали повышения ставок в конце июля, теперь оно условно планируется на сентябрь — но игроки на финрынке в него верят все меньше и меньше.

«Для рынка могут стать опорой ясные сигналы относительно перспектив юаня и процентных ставок в США, а их пока нет. Инвесторы очень напуганы и поставлены в тупик, а если вы инвестор на развивающихся рынках, то, вероятно, близки к суициду», — цитирует Bloomberg рыночного аналитика BGC Partners Майкла Инграма. Американские биржевые игроки любят красивые метафоры, но работа у них и правда нервозная.

В такой обстановке непосредственным поводом для начала падения может стать что угодно. В итоге в пятницу падали не только американские рынки. Индекс Шанхайской биржи снизился на 4,27%, японский Nikkei 225 упал на 2,98%. Британский индекс FTSE 100 опустился на 2,83%, немецкий DAX 30 на 2,95%, французский CAC 40 на 3,19%. рассчитываемый в долларах индекс РТС Московской биржи упал на 4%, рассчитываемый в рублях индекс ММВБ упал всего на 1,9%.

Такой относительно хороший результат достигнут «благодаря» падению рубля, который пошел вслед за ценой на нефть.

В минусе закрылся и российский рынок акций. Значение рассчитываемого в долларах индекса РТС обвалилось более чем на 4%. Индекс ММВБ к закрытию упал на 1,9%. Падение биржи произошло на фоне ослабления до минимума с 2009 года цены нефти марки Brent. Это сказалось и на курсе рубля: в пятницу биржевой курс доллара взлетел выше 69 рублей.

В понедельник, к сожалению, вряд ли что-то сможет спасти рубль от дальнейшего падения. Еще в выходные было понятно, что на открытии российская национальная валюта пробьет отметку в 70 рублей за доллар.

Все опрошенные РБК эксперты однозначно сказали, что отметка в 70 рублей за доллар будет пройдена. Начальник дилингового центра Металлинвестбанка Сергей Романчук отметил, что в первый рабочий день инвесторы будут выходить из акций и перекладывать средства в валюту, а доллар как обычно воспринимается как наиболее надежный способ сбережения средств.

«В понедельник-вторник отметка 70 рублей за доллар и 80 рублей за евро будет пройдена. Далее перед нами может встать 75 и 85 рублей за доллар и евро соответственно», — сказал аналитик «Открытие Брокер» Андрей Кочетков. После он, правда, предсказал коррекцию.

За курсом рубля естественно последует и индекс РТС, который, очень условно, показывают, сколько стоит акции российских компаний в долларах. В пятницу торги закончились на отметке 762,38 пунктов, в случае падения на 5-6% он опустится до 730-720 пунктов.

Впрочем, события на американском рынке сказываются на России лишь косвенно, через цену на нефть. Чем меньше Россия зависит от внешних кредитов и инвестиций (а в результате санкций поступления из-за рубежа сильно сократились), тем больше Россия зависит от цен на нефть — оставшиеся долги необходимо за счет чего-то отдавать, а приток валюты обеспечивают только углеводороды.

Центральный банк, судя по всему, на помощь рублю приходить не собирается — свободно колеблющейся курс национальной валюты воспринимается на Неглинке как гарантия от внешних шоков. Действительно, лучше плавное падение курса рубля, чем одномоментная девальвация в результате исчерпания резервов Банка России. В любом случае, за поддержание курса рубля теперь взялось федеральное правительство.

Во время поездки на Курильские острова премьер-министр России Дмитрий Медведев рассказал, что дополнительные валютные продажи экспортеров смогут укрепить курс рубля. «Естественно, мы будем помогать также, я имею в виду правительство, Центральному банку в смысле получения притока дополнительных валютных поступлений. В ближайшее время, я думаю, будут и дополнительные валютные продажи со стороны наших экспортеров валютных, что также будет сказываться на котировках рубля», — заявил премьер.

Такие слова премьера могут быть восприняты как приказ экспортерам продавать валюту Центральному банку или на открытом рынке — это не очень хорошо для бизнеса, поскольку именно экспортеры и держат заметную часть тех самых валютных долгов. В результате и так не самые эффективные государственный компании могут потерять остатки устойчивости, что потянет за собой фондовый рынок.

На все внешние раздражители российский рынок реагирует особенно остро — сейчас снижается курс валют почти всех развивающихся стран, но рубль обгоняет их в этой непростой гонке. А инструментов поддержки рубля в условиях падения цен на нефть у правительства все меньше.