Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
6 декабря 2016, вторник, 15:13
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

29 августа 2015, 22:00

Оправдание Россетти

Реставрация "Портрета Эсмеральды Брандини"
Реставрация "Портрета Эсмеральды Брандини"

Реставраторы из лондонского Музея Виктории и Альберта сняли со знаменитого английского поэта и художника Данте Габриэля Россетти обвинение в поступке, за который больше века его ругали искусствоведы. Оправдание Россетти стало результатом исследования картины художника, который жил задолго до него: реставраторы изучили «Портрет Эсмеральды Брандини» работы Сандро Боттичелли. 

 

«Портрет Эсмеральды Брандини»

Портрет был написан предположительно в первой половине 1470-х годов. На нем изображена женщина в красном, которую зритель видит через раскрытое окно. На заднем плане видна колонна и открытая дверь. В нижней части окна есть надпись: Smeralda di M.Bandinelli Moglie di VI... Bandinelli. На основании этой надписи признано, что на портрете Эсмеральда (Смеральда) Брандини, бабушка известного скульптора Баччо (Бартоломео) Бандинелли. Видимо, надпись была нанесена на картину позднее, так как фамилию Бандинелли скульптор начал использовать только с 1530 года.

Эсмеральда Донати Брандини родилась в 1439 году, то есть к моменту работы над портретом ей было немногим более тридцати. Они была замужем за Вивиано Брандини, и у них было трое детей: Микеланджело, Джованибатиста и Лукреция. Микеланджело позднее станет знаменитым флорентийским ювелиром. Высказывалась версия, что на портрете не Эсмеральда Брандини, а Катарина Брандини, жена Микеланджело и мать Баччо Бандинелли, но она считается маловероятной.

С двух работ Боттичелли: портрета Эсмеральды Брандини и хранящегося в палаццо Питти во Флоренции портрета молодого человека – начался новый этап во флорентийской живописи. Они стали первыми изображениеми в три четверти, ранее портреты писались в профиль. Также на Боттичелли впервые придумал посадить позирующую женщину перед окном, позднее этот прием многократно повторят другие живописцы.

Куда больше споров было об авторе портрета. Часть искусствоведов считала, что его автором был не Боттичелли, а некий его коллега или ученик. Для этого неизвестного художника они даже придумали имя Amico di Sandro «Друг Сандро». Но сейчас большинство исследователей все-таки полагают, что портрет принадлежит самому Боттичелли.

В начале XIX века картина находилась в коллекции банкира и дипломата графа де Пуртале-Горжье. После его смерти коллекция была распродана и портрет в 1867 году на аукционе  Christie's купил арт-дилер Чарльз Хоуэлл для Данте Габриэля Россетти. Как утверждал Россетти, картина стоила ему 20 фунтов. Еще четыре фунта он заплатил за расчистку холста.

В те годы Боттичелли был не столь популярен, и во много заслуга Россетти, Джона Рескина, Эдварда Берн-Джонса и других прерафаэлитов, что взоры искусствоведов и любителей живописи обратились в сторону картин Боттичелли и других художников раннего Возрождения. Рост популярности Боттичелли повлиял и на цены его картин. Если в 1867 году Россетти купил картину за 20 фунтов, то пятнадцать лет спустя он продал ее коллекционеру Константину Александру Ионидесу уже за 315 фунтов. Больше портрет не продавался, в 1901 году он по завещанию Ионидеса был в числе 82 картин его коллекции передан Музею Виктории и Альберта. Но о современных ценах на работы Боттичелли можно судить по тому факту, что его картина, известная как «Мадонна Рокфеллера» была в 2013 году продана на аукционе за 10 442 500 долларов.

Россетти, кстати, полагал, что на изображенная на портрете женщина позировала Боттиччели для знаменитой картины «Весна». Он высказал это предположение в комментариях к своему стихотворению «На картину «Весна» Сандро Боттичелли». Но сейчас эта гипотеза признана неверной.

Хотя Россетти и его товарищи по братству прерафаэлитов приложили много сил, чтобы вернуть славу Боттичелли, историки искусства отзывались о Россетти холодно. Они обвиняли художника в неслыханном по дерзости поступке – он перекрасил волосы Эсмеральды Брандини, сделав ее огненно-рыжей! Россетти сам дал повод для подозрений. Во-первых, его любовь к рыжеволосым женщинам очевидна, достаточно вспомнить его натурщицу и жену Элизабет Сидалл. Рыжими были волосы и у другой возлюбленной художника – Фанни Корнфорт.

 

Элизабет Сидалл на картине «Regina Cordium»

 

Фанни Корнфорт на картине «Леди Лилит»

Во-вторых, Россетти сам, в письме своему секретарю, написанном спустя три дня после приобретения картины, сообщает, что подправил на портрете волосы, но не хотел бы распространяться об этом. Это письмо стало главным свидетельством обвинения.

Сейчас сотрудники Музея Виктории и Альберта, готовясь к выставке Botticelli Reimagined, провели реставрацию и тщательное исследование портрета. Одной из их целей было определить степень вмешательства Россетти. Сначала они удалили верхние слои прозрачного лака. Затем изучили красочные слов в инфракрасных лучах. В результате обнаружилось, что слоев краски на волосах женщины, значительно меньше, чем они рассчитывали увидеть. Красный пигмент оказался темперой и был нанесен рукой самого Боттичелли. Россетти же, как выяснилось, лишь очень деликатно подретушировал небольшие поврежденные участки на лице женщины и на головном уборе.

Благодаря исследованию в инфракрасном диапазоне удалось также выяснить ряд подробностей работы Боттичелли. Сотрудники музея смогли отследить, как он использовал более насыщенные линии в изображении архитектурных деталей заднего плана, чтобы точнее передать глубину перспективы. Также они установили, что одежда женщины сначала рисовалась более светлой краской, а потом Боттичелли проработал тени и складки на ней краской с большим содержанием угля.

 

Снятие с картины слоев лака

Картина «Портрет Эсмеральды Брандини» в числе 50 других произведений Боттичелли будет представлена на выставке Botticelli Reimagined, которую Музей Виктории и Альберта проводит совместно с Государственными музеями Берлина. На ней можно будет увидеть и картины Россетти и Берн-Джонса, созданные под влиянием Боттичелли, а также работы более поздних авторов, развивающих мотивы творчества Боттиччелли, в том числе Рене Магритта, Энди Уорхолла и даже модельера Эльзы Скиапарелли. Выставка будет работать в Берлине с 24 сентября по 24 декабря, а 5 января 2016 года откроется уже в Лондоне.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях и других мероприятиях ProScience театра!
3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM iPhone MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi Адыгея Александр Лавров альтернативная энергетика Анастасия Волочкова «Ангара» антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика аутизм Байконур бактерии библиотека онлайн библиотеки биология биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера бозон Хиггса британское кино Византия визуальная антропология викинги вирусы Вольное историческое общество Вселенная вулканология Выбор редакции гаджеты генетика география геология геофизика глобальное потепление грибы грипп дельфины демография дети динозавры ДНК Древний Египет естественные и точные науки животные жизнь вне Земли Западная Африка защита диссертаций землетрясение зоопарк зрение Иерусалим изобретения иммунология инновации интернет инфекции информационные технологии искусственный интеллект ислам историческая политика история история искусства история России история цивилизаций История человека. История институтов исчезающие языки карикатура католицизм квантовая физика квантовые технологии КГИ киты климатология комета кометы компаративистика компьютерная безопасность компьютерные технологии космос криминалистика культура культурная антропология лазер Латинская Америка лексика лженаука лингвистика Луна мамонты Марс математика материаловедение МГУ медицина междисциплинарные исследования местное самоуправление метеориты микробиология Минобрнауки мифология млекопитающие мобильные приложения мозг моллюски Монголия музеи НАСА насекомые неандертальцы нейробиология неолит Нобелевская премия НПО им.Лавочкина обезьяны обучение общество О.Г.И. одаренные дети онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты педагогика планетология погода подготовка космонавтов популяризация науки право преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека Протон-М психология психофизиология птицы РадиоАстрон ракета растения РБК РВК РГГУ регионоведение религиоведение рептилии РКК «Энергия» робототехника Роскосмос Роспатент русский язык рыбы сердце сериалы Сингапур сланцевая революция смертность СМИ Солнце сон социология спутники старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология Фестиваль публичных лекций физика физиология физическая антропология фольклор химия христианство Центр им.Хруничева школа школьные олимпиады эволюция эволюция человека экология эмбриональное развитие эпидемии этика этнические конфликты этология Юпитер ядерная физика язык

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.