Как в Словакии потеряли голову

В Словакии разворачивается история, связанная с продажей мраморного бюста римского папы Павла V работы Лоренцо Бернини. В июне этого года о приобретении этого произведения и подтверждении его авторства объявил Музей Гетти в Лос-Анджелесе.

 

Бюст папы Павла V  работы Лоренцо Бернини (1621)

Следует заметить, что Бернини дважды делал портреты Павла V. Первый портрет скульптор создал в 1618 году. Он хранится в Риме в галерее Боргезе (к этому семейству принадлежал Павел V, который до избрания звался Камилло Боргезе). Второй бюст был сделан в 1621 году, вскоре после смерти папы. Его купил племянник Павла V – кардинал Сципион Боргезе, который был увлеченным собирателем предметов искусства и особо покровительствовал Бернини. До 2015 года этот бюст последний раз упоминался в 1893 году, когда один венский коллекционер купил его на распродаже части имущества семьи Боргезе. Известна также бронзовая копия этого бюста, которая хранится в Государственном музее искусств в Копенгагене.

Постепенно стали известны детали истории. Как выяснилось, бюст Павла V из Вены попал в Братиславу, в коллекцию словацкого художника Эрнеста Зметака (Ernest Zmeták). В 2013 году наследники Зметака решили продать часть предметов из его коллекции, а том числе и бюст, который на тот момент считали работой неизвестного итальянского скульптора, подражателя Бернини.

Первый раз бюст был выставлен на аукцион в декабре 2013 года со стартовой ценой 47 000 евро, но продать его не смогли. Через год на новом аукционе за него просили 24 000 евро. Но продать скульптуру не удалось. Только уже после торгов аукционный дом договорился о продаже бюста за стартовую цену живущему в Словакии коллекционеру французского происхождения Клеману Генебо (Clément Guenebeaud).

Именно этот коллекционер первым пришел к выводу, что бюст представляет собой не подражание Бернини, а подлинную работу этого скульптора. Генебо попытался продать бюст, но потенциальных покупателей отпугивала лакуна в истории этого произведения. Всегда есть риск, что выдающееся произведение искусства, которое в течение XX века неизвестным образом переместилось из Вены в Братиславу, может оказаться похищенным во время Второй мировой, и тогда новому владельцу придется столкнуться с проблемой реституции.

В итоге Клеман Генебо обратился к помощи аукционного дома Sotheby’s, на торгах которого бюст и был приобретен Музеем Гетти за впечатляющую сумму в 33 миллиона долларов. Пока не сообщается, какие специалисты давали свое заключение по поводу авторства, но, надо полагать, что перед продажей он был исследован и его принадлежность Бернини была подтверждена. Музей Гетти никогда не выложил бы 33 миллиона, полагаясь только на мнение Клемана Генебо. И лишь после того, как о приобретении бюста музеем стало известно, в Словакии разгорелся скандал.

Министр культуры Словакии Марек Мадярич (Marek Maďarič) был возмущен тем, что страна утратила произведение одного из величайших скульпторов XVI века. Это произведение могло бы стать жемчужиной словацких музеев и способствовать привлечению в страну туристов. Министр приказал уволить ответственных за это происшествие и начать уголовное расследование, в поисках тех, кто сознательно ввел в заблуждение официальные органы при получении разрешения на вывоз бюста.

Но это расследование пока остается безуспешным. Эрнест Зметак и его наследники не догадывались об авторстве Бернини. Работники аукционного дома в Братиславе не были достаточно квалифицированы, чтобы определить скульптора. О том, что это работа Бернини, догадался только Клеман Генебо. Как выяснилось, он честно указал в документах, что намерен вывести в Великобританию бюст работы Лоренцо Бернини и оценил стоимость произведения в семь миллионов евро. Но специалисты министерства культуры не поверили в подлинность бюста и написали в своем заключении, что вывозится копия. Эксперт-искусствовед предпочла поверить в заключению, сделанному в 2013 году аукционным домом. В результате министр культуры уволил эксперта и главу департамента, отвечающего за выдачу разрешений на экспорт.

Сейчас в Словакии работает комиссия, которой поручено найти возможные нарушения в процедуре выдачи разрешения на вывоз. Если это удастся сделать, правительство потребует у Музея Гетти вернуть бюст Павла V. Но вице-президент Музея Гетти Рон Хартвиг (Ron Hartwig) не очень обеспокоен этим. Он сообщил по электронной почте изданию Artnet News, что бюст был на законных основаниях вывезен из Словакии, легально продан в Великобритании и легально ввезен в США, поэтому каковы бы ни были мнения правительства Словакии, они вряд ли повлияют на права Музея Гетти на этот шедевр.