Центробанк делает свою ставку

В эту пятницу пройдет заседание совета директоров российского Центробанка по ключевой ставке. По мнению большинства аналитиков, оснований для ее снижения нет. В качестве причин называются девальвация рубля и ускорение темпов инфляции.

По данным Росстата, рост цен за первую неделю сентября, как и за неделю до, составил 0,2%. Всего за месяц прогнозируется рост цен на 0,7% (это значение аналогично прошлогоднему). Августовский показатель инфляции стал рекордным за последние пять лет — потребительские цены выросли на 0,4%. Подобный прирост был зафиксирован в последний раз в неурожайный 2010 год. Тогда на фоне засухи цены выросли на 0,55%. В остальные годы прирост был в два-три раза меньше, а в 2011 году цены и вовсе снижались.

По мнению замминистра финансов Максима Орешкина, причиной ускорения инфляции стала, помимо роста тарифов ЖКХ, девальвация рубля — падение российской национальной валюты в августе привело к росту инфляции на 0,2 процентных пункта.

«Вклад ослабления рубля в сентябрьскую инфляцию будет ниже, чем в августе. Замедление годовой инфляции возобновится», — прогнозировал Орешкин. Стоит отметить, что за лето российская национальная валюта ослабла на 20%.

С начала года по 7 сентября инфляция составила 10%. Пару дней назад Минэкономразвития повысил прогноз по текущем году до 11,9% — августовский прогноз предполагал 11,4%.

«Я думаю, что мы подтвердим тот прогноз, который у нас был еще с апреля — это 11,9%. Для этого есть высокая степень обоснованности и очень похоже, что конечная цифра будет близка к этому значению», — заявлял глава ведомства Алексей Улюкаев. При этом министр отмечал, что потенциал для снижения ставки ЦБ существует.

По его словам, рынок к снижению готов. Улюкаев отмечал, что разница доходностей облигаций федерального займа с плавающей ставкой и фиксированным доходом показывает, что рынок ориентируется на инфляцию около 8% в следующем году.

Однако аналитики все же склоняются к мнению, что оснований для снижения ставки пока нет. Они отмечают, что в сложившейся ситуации торможение экономики провоцирует спад на сырьевых рынках, а инфляционное давление было вызвано волатильностью российской национальной валюты. Кроме того, существует неопределенность с индексацией бюджетных соцрасходов в следующем году

«Банк России, вероятно, сделает паузу и не станет снижать ключевую ставку в сентябре. Данные по инфляции за август превысили ожидания, а индекс потребительских цен ускорился преимущественно вследствие ослабления национальной валюты», — считают в «Уралсиб Кэпитал».

Зампред ВЭБа Андрей Клепач также полагает, что ЦБ не будет снижать ключевую ставку. В качестве причины он указал на то, что инфляция пока не замедляется, и ее уровень выше, чем обычно. Зампред ВЭБ полагает, что снижение ключевой ставки зависит от давления на рубль. При этом он считает снижение маловероятным.

В «ВТБ капитале» считают, что даже если ставка останется неизменной, ее реальный уровень снизится. Аналитики склоняются к тому, что ставка останется такой же, а регулятор дождется внесения в Госдуму бюджета, которое состоится в октябре накануне очередного заседания ЦБ. При этом в декабре Банк России может уменьшить ставку до 10,5%, если недельная инфляция в четвертом квартале снизится до 0,1%.

«Данные по инфляции в августе не оставляют ЦБ пространства для маневра: ускорение инфляции делает снижение ставки невозможным, в то время как слабое состояние экономики ограничивает возможность существенного повышения ставки», — заявлял главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров.

В БКС не исключают возможное декабрьское снижение до 10,75%. В случае стабилизации или роста нефтяных котировок цена нефти, а также укрепления рубля. В «Альфа-банке» с учетом высокой неопределенности на рынке углеводородов, не исключает, что ставку в 11% ЦБ сохранит до весны.

В качестве еще одной причины отказа от изменения ставки называют и предстоящее заседании Федеральной резервной системой США (ФРС), которое пройдет 16—17 сентября. Интрига по поводу повышения базовой процентной ставки ФРС все еще сохраняется, что добавляет неопределенности. В ЦБ отмечали, что волатильность на рынках создается за счет ожидания повышения ставки.

Во Всемирном банке уже предрекли панику на рынках в случае подобного решения ФРС. «Мировая экономика представляется настолько проблемной, что если США в разгар всего этого пойдут на быстрое изменение, на мой взгляд, другие страны очень пострадают», — отмечал главный экономист Всемирного банка Каушик Басу. Он считает, что в условиях неопределенности в экономики КНР и неясных последствий для всего мира повышение ставки ФРС стоит отложить.

Решение российского регулятора по ставке может зависеть и от динамики рубля. Очевидно, что российская национальная валюта, в свою очередь, находится в тесном тандеме с нефтяными котировками. Не исключается, что при стабилизации цены на нефть в 50 долларов за баррель и выше регулятор может снизить ставку до конца года до 10,5%.

Последние прогнозы по стоимости нефти звучат не особо утешительно. В Минэкономразвития ожидают снижение стоимости нефти в октябре-декабре до 38 долларов за баррель. Согласно новой версии прогноза министерства по социально-экономическому развитию страны на ближайшие три года, нефтяные котировки в 2015—2016 годах зафиксированы на уровне 50 долларов. Ожидается, что в 2017 и 2018 годах они вырастут до 55 и 60 долларов за баррель.

Базовая августовская версия прогноза предполагала стоимость нефти в 52 доллара в текущем году, а также рост с 55 до 60 долларов в 2016 и 2017 годах. Стоит отметить, что курс доллара до конца года по новому прогнозу Минэкономики составляет 70 рублей.

По мнению Улюкаева, падение нефтяных котировок оказывает на российскую экономику гораздо большее влияние, чем введенные в отношении страны санкции. Министр отмечал, что колебания стоимости нефти затрагивают «все параметры сбережений, доходов, кредитов и коммерческой деятельности». При этом он не исключает, что рост ВВП России может продолжиться уже в следующем году. По словам министра, уровень инфляции может составить 7%. Однако у положительного прогноза есть условие — отсутствие крупного международного кризиса.