Наутро. 9 сентября

В среду стало известно о новом законопроекте, внесенном в Госдуму, который может лишить чиновников-коррупционеров пенсии по выслуге лет. На рассмотрение его внес автор законопроекта, депутат Олег Михеев от «Справедливой России», сообщает ТАСС.

Согласно пояснительной записке, «предлагается не назначать пенсию по выслуге лет тем госслужащим, которые были осуждены за совершение ими в период прохождения федеральной государственной гражданской службы преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Кроме того, сообщается, что документ предлагает запретить людям, которые совершили преступления против интересов государства, в том числе тех, кто был подвержен уголовному преследованию, занимать посты на государственной и муниципальной службе.

По задумке автора документа, пенсии по выслуге лет будут лишены и те чиновники, которые совершили преступления, использовав служебные полномочия.

«Пенсия по выслуге лет - очень серьезный стимул для чиновников: доплата за 25 лет стажа дает право на дополнительные выплаты в размере 75% от оклада - предполагается, что это поощрение за службу на благо государства. Но если чиновник совершал преступления против госинтересов и монетизировал свою должность коррупционными методами, то он не государственные интересы защищал, а свой кошелек. И никаких доплат за выслугу лет ему не следует давать», — объяснил свою идею эсер Олег Михеев.

Профессор кафедры государствоведения Института государственной службы и управления РАНХиГС, доктор юридических наук Светлана Бошно сомневается в необходимости данного законопроекта: «Я не очень уверена, что это будет эффективно, потому что нормы, которые касаются пенсии, — это нормы отсроченного действия. Они вступят в действие очень и очень не скоро, и с точки зрения юриспруденции, они являются разновидностью, что называется, поощрительных норм», — говорит она.

«Поощрительная норма — это некое желательное благо, к которому мы стремимся, и для того, чтобы его получить, мы долгое время что-то делаем. Так выстраиваются эти льготы в пенсионном законодательстве. Поэтому мне кажется, что когда речь идет о людях, которые единовременно берут большие суммы, то они уже не рассчитывают ни долго продолжать эту государственную службу, ни получать награду за деятельность сверх нормы», — считает эксперт академии.

«То есть у нас есть обычная пенсия и пенсия госслужающих, и пенсия госслужащих гораздо больше. С точки зрения целей, считается, что их работа гораздо более важная. И если человек на этой работе совершил преступление, то я думаю, что считать, что его деятельность сверх нормы, по меньшей мере, странно», — говорит Бошно.

При этом она считает, что это вряд ли хоть как-то скажется на уровне коррупции в стране: «Санкция за взятку наступает сразу, а это благо — через 30 лет. Я пытаюсь понять, что движет человеком, когда он совершает преступление. И я не уверена, что когда он берет взятку, первая его мысль — «а потеряю ли я пенсию по госслужбе?». Мне кажется, что в системе мотивации «за и против» этот вопрос не занимает никакого места», — заключает она.

Проректор РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор Александр Сафонов, наоборот, считает, что в целом идея неплохая, хотя и с оговорками: «Здесь есть два аспекта. Во-первых, это общемировая практика, которая устанавливает порядок, согласно которому чиновники, которые провинились и получили наказание в виде уголовного преследования за коррупционное правонарушение, лишаются пенсий по выслуге лет. Такая система существует в Соединенных Штатах Америки, в Арабских Эмиратах, в Саудовской Аравии и в ряде европейских стран», — говорит эксперт.

«Поэтому каких-то серьезных правовых новаций введением этого правила Российская Федерация, конечно, не изобретает. Мы идем по пути, который до нас уже прошли другие страны, длительный период времени развивающие систему законодательства о государственной службе. Это нормальное явление, которое действительно должно служить предостережением, профилактическим средством по возникновению и проявлению коррупции в рядах госслужащих», —считает он.

«Во-вторых, на сегодняшний день уровень пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих, которых в стране порядка 700 тысяч, не очень высокий, и с экономической точки зрения, это нововведение не станет особым стимулом. Дело в том, что примерно 70% из них предпочитают получать пенсию по выходу с госслужбы как трудовую, потому что она выше», — рассуждает Сафонов.

«Соответственно, здесь есть два аспекта: с одной стороны, это правильно, но с другой стороны, пока уровень пенсионного обеспечения госслужащих такой низкий, то это не будет особым стимулом в этой области. Особенно в свете того, что сейчас предлагается увеличить стаж нахождения на госслужбе для получения пенсии по госслужбе», — рассуждает эксперт, напоминая и о недавней инициативе Минтруда об увеличении пенсионного возраста для госслужащих до 65 лет, что тоже работает не на пользу нового законопроекта. «Поэтому можно ожидать, что процент людей, которые будут выходить на пенсию не по госслужбе, а по трудовой пенсии, увеличится», — резюмирует проректор РАНХиГС.