19 сентября папа римский Франциск прибыл с пасторским визитом на Кубу. 22 сентября Франциск приедет в США. По этому поводу комментаторы в СМИ обсуждают значение этого визита и вообще значение фигуры Франциска для Америки целом и для США в частности.
Про посещение Кубы пишут, прежде всего, в контексте международных отношений. В материале AP отмечается, что визит начался с того, что Франциск похвалил власти Кубы и США за работу по преодолению разрыва между государствами. «Удивительно прямолинейному призыву Франциска к прогрессу в нормализации отношений предшествовали недели, в течение которых Ватикан уверял, что папа не будет напрямую обращаться к политическим вопросам во время своей пасторской поездки на Кубу и в США», - комментируют авторы.
Также отслеживается активность папы относительно кубинских диссидентов. Американские СМИ отмечают, что папа не высказывался напрямую по поводу прав человека на Кубе. На openDemocracy опасаются, что приезд Франциска может стать поводом к новой волне арестов на политической почве, как это было в 2012 г. во время визита на Кубу папы Бенедикта XVI. В другой статье там же бразильский аналитик замечает, что интронизация папы Франциска уже привела в Латинской Америке к упадку прогрессивности и росту консерватизма. В первую очередь, это касается разрыва наметившихся каналов связи между властями и малоимущими слоями общества.
Однако бурный ажиотаж в прессе по поводу поездки Франциска вызван, прежде всего, его намерением посетить США. Это будет четвертый в истории случай, когда туда приезжает папа римский. The Atlantic поясняет исторический контекст. Франциска с самого начала начали называть «американским папой», потому что он первый папа, родившийся в стране западного полушария. Парадокс в том, что он действительно представляется самым популярным папой США, то есть в стране, у которой очень непростые отношения с Ватиканом. В Ватикане чуть больше ста лет назад слово «американизм» было ругательным – так называли вольнодумство. В США ругательным было слово «папский» (папа воспринимался как олицетворение консерватизма и репрессивности), и большой популярностью пользовались конспирологические теории о римско-католическом заговоре.
К середине XX в. отношение к Ватикану в США заметно смягчилось. Во второй половине XX в. Ватикан уже воспринимался как стратегический союзник в борьбе с коммунизмом. Позднее большой медийной популярностью пользовался папа Иоанн Павел II. Интронизация Франциска отразилась на североамериканском общественном мнении почти сразу: стереотипы с готовностью сменились. «Кажется, - заключает автор, - американцы наконец получили понтифика, которого им всегда хотелось иметь: непринужденно-харизматичного до таблоидности духовного лидера, но при этом с репутацией проказника».
The Economist поясняет внутриполитический контекст папского визита. С того момента, как США посетил в 1979 г. Иоанн Павел II, американская католическая церковь выросла на треть. Некоторое время назад начался процесс отпадения американских католиков от церкви по итогам разоблачения преступлений, совершавшихся католическими священниками. К настоящему моменту около 13% американцев – это бывшие католики. Несмотря на это, католическая паства растет за счет иммиграции из Латинской Америки. В результате влияние католиков в США стало смещаться к юго-западу страны.
В то же время, католицизмом перестали гнушаться республиканцы. Всего 50 лет назад, когда президентом США впервые стал католик (Джон Кеннеди), его всю президентскую кампанию клеймили за вероисповедание. Сейчас многие известные политики, в том числе Джеб Буш, - католики, и это уже не воспринимается как нечто из ряда вон выходящее. Более того, республиканцы-консерваторы пытаются связать католицизм с консерватизмом и использовать соответствующую риторику в традиционно полемических вопросах – например, об абортах.
Специфика в том, что именно республиканцы сейчас занимают по отношению к латиноамериканским иммигрантам наиболее непримиримую позицию. Соответственно, для них визит Франциска – это очень амбивалентное событие. С одной стороны, он католик и в ряде случаев разделяет их позицию. С другой стороны, он известный заступник за иммигрантов и беженцев и яростный критик капитализма, который традиционно очень любят все республиканцы. В этом смысле он, наоборот, скорее ближе к либеральному лагерю. Франциск должен выступить с речью в конгрессе, но в чьем лагере он в итоге окажется, - вопрос политический, потому что это может сказаться на дальнейшей предвыборной риторике.
В NY Times тоже оживленно обсуждается политическое значение визита Франциска: «Кандидаты в президенты настаивают на массовой депортации, налоговых льготах для богатых и сомневаются в необходимости реформы уголовного кодекса. А теперь в Соединенные Штаты приедет папа Франциск и встретится с этими незарегистрированными иммигрантами, бездомными и арестантами» и потом он выступит в конгрессе перед сенаторами и представителями. Все это притом, что консерваторы десятилетиями ссылались на папу, отстаивая свои позиции. А теперь сам папа выскажет все, что считает нужным, о неравенстве и экологии.
Некоторые в связи с этим сетуют, что в политику вторгается папа, который мало разбирается в политических тонкостях, а многие все равно будут слушать его серьезно, и призывают относиться к его политическим высказываниям скептически. Другие считают, что это событие в любом случае окажет благотворное воздействие на внутреннюю полемику, потому что заставит и правых, и левых так или иначе пересмотреть свои позиции.
19 сентября папа римский Франциск прибыл с пасторским визитом на Кубу. 22 сентября Франциск приедет в США. По этому поводу комментаторы в СМИ обсуждают значение этого визита и вообще значение фигуры Франциска для Америки целом и для США в частности.