30 марта 2024, суббота, 11:19
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Что мешает объединению

Некоторое время назад были запущены слухи о предстоящем объединении Федеральной налоговой службы (ФНС) и Федеральной таможенной службы (ФТС). Они не получили официального подтверждения, но вряд ли думать об этом прекратили. Тем более, что определенная логика (пусть и бюрократическая) в этом решении просматривается.

Начнем с того, что объединение двух служб позволит сократить численность аппарата и расходы на его содержание, что в условиях постоянного бюджетного кризиса будет очень кстати. Более того, поскольку за прошедший год внешнеторговый оборот, и в особенности импорт на территорию России в физическом объеме значительно сократился, то и потребность в его таможенном обслуживании так же снизилась. Соответственно, и таможенников нужно гораздо меньше, чем раньше.

Другое соображение в пользу слияния состоит в том, что таможенная служба отчасти дублирует функции налоговой службы, так как на основе ее данных налоговая служба осуществляет возврат НДС экспортерам. И если эту функцию передать налоговой службе, то потребность в таможенниках, опять же, снизится.

Тем не менее, если посмотреть на другие стороны деятельности этих двух служб, то станет понятно, что задачи таможенников гораздо более широки, чем у налоговиков. Если ФНС занимается только сбором налогов, то таможня, кроме взимания таможенных пошлин и сборов, то есть выполнения фискальной функции, выполняет еще ряд других функций, налоговой службе совершенно не свойственных. Во-первых, таможенная служба является органом внешнеэкономической политики государства, ее инструментарий – ставки таможенных тарифов – позволяет очень эффективно эту политику проводить.

Так, хорошо известно, что ставки тарифов могут варьировать от нулевых до запретительных, в зависимости от того, как тот или иной товар и производящая его страна вписаны в хозяйство страны-импортера. Нулевые ставки устанавливаются для товаров, потребность в которых хозяйства страны-импортера достаточно велика и его аналогов она не производит, или же для страны-производителя этого товара может быть установлен режим наибольшего благоприятствования.

Средние ставки, в интервале от 5% до 15% таможенной стоимости можно считать чисто фискальными, которые используются только для получения дохода государственным бюджетом.

Но при этом, по ряду ввозимых товаров, облагаемых по средним ставкам, временно могут быть установлены льготные тарифы. Так, например, по соглашению о промышленной сборке автомобилей любой иностранный производитель, разместивший свое производство на территории России, получает право на льготное обложение ввозимых из-за границы комплектующих до тех пор, пока уровень локализации на его российском предприятии не дойдет до указанного в соглашении.

Ставки от 20% и выше фактически являются запретительными, и ориентированы или на полный запрет ввоза тех или иных товаров иностранного производства, чтобы они не конкурировали с местными аналогами; или государство, таким образом, стимулирует иностранных производителей к переносу производства на его территорию.

Несколько лет назад подобного рода пошлины вместе с квотами на ввоз использовались для стимулирования производства на территории России красного и белого мяса и сахара. И, как показало время, этот опыт был достаточно эффективным.

Кроме того, запретительные пошлины устанавливаются для стран, против которых введены разного рода санкции, чтобы уменьшить их доходы от экспорта.

Вторая функция направлена на регулирование цен внутреннего рынка. Понятно, что низкие ввозные пошлины способствуют его насыщению за счет импорта, а высокие экспортные пошлины задерживают часть товарной массы внутри страны. И хотя экспортные пошлины сейчас применяются достаточно редко, тем не менее, по некоторым товарным позициям, они могут активно использоваться. Например, в этом году была ведена экспортная пошлина на пшеницу, до «налогового маневра» в нефтяной отрасли действовали запретительные ставки на экспорт автомобильного бензина, несколько лет назад высокими пошлинами облагался вывоз металлолома.

Третья функция таможенной службы заключается в регулировании спроса и предложения на валютном рынке. Хотя эта функция в большей степени относится к ведению Центрального банка, однако и таможня играет здесь важную роль. Во-первых, если существует дефицит валюты, то устанавливая высокие или запретительные ставки на ввоз иностранных товаров, государство в лице таможенных органов сокращают, тем самым, спрос на валюту со стороны импортеров. И, во-вторых, устанавливая ставки в твердой иностранной валюте (например, в евро), государство защищает таможенные доходы от обесценения и заодно уменьшает количество валюты на руках покупателей иностранных товаров, концентрируя ее в своих руках.

Четвертая функция таможенников состоит в контроле за запретом на ввоз на территорию страны товаров, оборот которых запрещен. Тут, правда, функции таможенной службы начинают тесно переплетаться с функциями пограничной службы, но это как раз и есть одна из специфических сторон деятельности таможенников, которой нет у налоговиков.

Таким образом, даже из этого относительно небольшого списка хорошо видно, что функции таможенной службы гораздо шире, чем у налоговой, и поэтому их объединение, каким бы логичным на первый взгляд оно ни представлялось, ни к чему хорошему не приведет. Налоговики не смогут бороться с контрабандой или «серым» импортом, регулировать спрос и предложение валюты на внутреннем рынке и влиять на цены наиболее важных товаров. Это совсем не их задача, и с ее выполнением они вряд ли справятся.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.