29 марта 2024, пятница, 14:16
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

09 октября 2015, 15:37

Подсудная Осетия

Южная Осетия
Южная Осетия
Фото: sputnik-ossetia.ru

В Международный уголовный суд передан вопрос о возбуждении уголовного дела по материалам российско-грузинской войны 2008 года. В результате этого конфликта, напомним, вся территория Южной Осетии оказалась под контролем Цхинвали, а независимость республики была признана Россией и некоторыми другими государствами.

Международный уголовный суд (МУС) является независимым постоянно действующим судебным органом, который был учрежден в соответствии с Римским статутом.

 
Международный уголовный суд в Гааге.  Фото: icc-cpi.int

Юрисдикция суда ограничена по трем признакам. Во-первых, он занимается только тремя видами преступлений: геноцидом, преступлениями против человечности и военными преступлениями. У преступлений, которыми занимается МУС, нет срока давности, ответственность за них несут как прямые исполнители, так и их руководители. Во-вторых, МУС может заниматься только преступлениями, которые были совершены после 1 июля 2002 года — то есть после вступления в силу Римского статута. В-третьих, существует еще территориальная и персональная юрисдикция. В компетенцию МУС входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. При этом Совет безопасности ООН имеет право передать в МУС дела о преступлениях в государствах, которые не участвуют в Римском статуте.

Тут важно, что с точки зрения МУС независимой Южной Осетии не существует, а Грузия Римский статут не только подписала, но и ратифицировала в 2003 году. Россия же хоть договор и подписала, но не ратифицировала. Это означает, что по двум параметрам из трех все произошедшее в Южной Осетии в 2008 году попадает под юрисдикцию МОС, а был ли там геноцид, преступления против человечности или военные преступления и должно установить разбирательство.

Согласно установленным Римским статутом процессуальным нормам, офис прокурора МУС сначала изучает ситуацию в том или ином регионе, причем материалы прокурор может или найти самостоятельно, или получить от государства-участника МУС, или от Совета безопасности ООН. Россия, таким образом, не имеет право передавать дела в МУС, хотя и имеет статус наблюдателя при этой организации. А вот Грузия таким правом обладает и обратилась в МУС с просьбой расследовать произошедшее в 2008 году.

Офис прокурора МУС начал изучать обстоятельства войны в Южной Осетии сразу после окончания боевых действий, в августе 2008 года. Москва активно пользовалась своим статусом наблюдателя, Следственный комитет через МИД передал в МУС материалы своего собственного расследования геноцида в Южной Осетии — 400 томов уголовного дела.

Грузия также поначалу сотрудничала с офисом прокурора МУС, доказывая, что российские военнослужащие причастны к совершению преступлений на территории Южной Осетии. Но после того как ЕНД потеряло большинство в парламенте, а Михаил Саакашвили ушел с поста президента, политическая ситуация изменилась.

 
Михаил Саакашвили. Фото: timer.ge

Если при Саакашвили официальная позиция Тбилиси состояла в том, что войну в Южной Осетии развязала Россия, и, соответственно, следственные органы собирали доказательства этой версии, то пришедшие ему на смену политики из коалиции «Грузинская мечта» обвинили в развязывании войны самого бывшего президента. Лидер коалиции Бидзина Иванишвили, который некоторое время возглавлял правительство республики, называл Саакашвили ответственным за вооруженный конфликт с Россией, он уверен, что война началась «из-за организованной им провокации».

Более того, в самой Грузии был выдан ордер на арест Михаила Саакашвили, обвиняют его, правда, не в военных преступлениях, а в превышении полномочий и растрате бюджетных средств. Интерпол счел преследование политическим и отказался разыскивать Саакашвили, а Украина, гражданином которой он стал (сейчас Михаил Саакашвили, напомним, является губернатором Одесской области) отказалась применять двусторонние соглашения для выдачи его Грузии.

 
Фату Бенсуда. Фото: icc-cpi.int

Как бы то ни было, прокурор МУС Фату Бенсуда (Гамбия) решила, что собрано достаточно доказательств и ходатайствовала перед Палатой досудебного слушания о возбуждении уголовного дела. Если судьи, а это Джойс Алуоч (председатель, Кения), Куно Тарфуссер (Италия) и Петер Ковач (Венгрия) решат, что офис прокурора собрал достаточно убедительные доказательства факта совершения преступлений, то будет дана санкций на возбуждение уголовного дела.

Стоит признать, что хотя МУС и работает более десяти лет, опыт делопроизводства накоплен пока не слишком большой. В настоящее время прокурором суда возбуждено расследование только в отношении восьми государств в Африке: в Демократической Республике Конго, Уганде, Центральноафриканской республике, в суданском регионе Дарфур, Кении, Ливии, Кот-д'Ивуаре и Мали. Половина дел переданы в суд самими государствами, два раза в МУС обращался Совбез ООН (Ливия и Дарфур), дважды прокурор начал расследование по собственной инициативе (Кения и Кот-д'Ивуар).

Всего так или иначе перед судом предстали 11 человек, из них один человек оправдан, двое осуждены на 12 и 14 лет (за военные преступления и преступления против человечества), разбирательства в отношении еще восьми человек все еще идут.

Сейчас МУС выдал официальный ордер на арест президента Судана Омара аль-Башира, но задержать и доставить в Гаагу его пока не получается. На данный момент это единственный глава государства, который преследуется международной юстицией. Такой же статус непродолжительное время имел глава Ливии Муаммар Каддафи, но он погиб в ходе гражданской войны у себя на родине.

 
Международный уголовный суд.  Фото: icc-cpi.int

Пока непонятно, кто может быть обвиняемым в Международном уголовном суде по делу о войне в Южной Осетии. Грузия обвиняла Россию в развязывании войны, но это преступлению не подпадает под юрисдикцию МУС. В теории Москву можно обвинить в военных преступлениях, хотя грузинское правительство времен Саакашвили не делало на этом упора. Россия же обвиняла грузинские власти в геноциде осетин — рассмотрение подобных преступлений как раз является прямой обязанностью МУС, собственно он был создан после того, как ООН пришлось создать почти одновременно целых два ad hoc трибунала — для бывшей Югославии и для Руанды.

Прокурор МУС является независимым органом, и даже учитывая, что официально в суд обратилось правительство Грузии, расследование может обернуться против бывшего руководства этой страны, тем более, что в последнее время оно не поддерживало собственные обвинения.

Окончательно будут понятны расклады дела после того, как  Палата досудебного слушания вынесет свое решение — тогда прокурор сможет делать официальные заявления.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.