В Международный уголовный суд передан вопрос о возбуждении уголовного дела по материалам российско-грузинской войны 2008 года. В результате этого конфликта, напомним, вся территория Южной Осетии оказалась под контролем Цхинвали, а независимость республики была признана Россией и некоторыми другими государствами.
Международный уголовный суд (МУС) является независимым постоянно действующим судебным органом, который был учрежден в соответствии с Римским статутом.
Юрисдикция суда ограничена по трем признакам. Во-первых, он занимается только тремя видами преступлений: геноцидом, преступлениями против человечности и военными преступлениями. У преступлений, которыми занимается МУС, нет срока давности, ответственность за них несут как прямые исполнители, так и их руководители. Во-вторых, МУС может заниматься только преступлениями, которые были совершены после 1 июля 2002 года — то есть после вступления в силу Римского статута. В-третьих, существует еще территориальная и персональная юрисдикция. В компетенцию МУС входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. При этом Совет безопасности ООН имеет право передать в МУС дела о преступлениях в государствах, которые не участвуют в Римском статуте.
Тут важно, что с точки зрения МУС независимой Южной Осетии не существует, а Грузия Римский статут не только подписала, но и ратифицировала в 2003 году. Россия же хоть договор и подписала, но не ратифицировала. Это означает, что по двум параметрам из трех все произошедшее в Южной Осетии в 2008 году попадает под юрисдикцию МОС, а был ли там геноцид, преступления против человечности или военные преступления и должно установить разбирательство.
Согласно установленным Римским статутом процессуальным нормам, офис прокурора МУС сначала изучает ситуацию в том или ином регионе, причем материалы прокурор может или найти самостоятельно, или получить от государства-участника МУС, или от Совета безопасности ООН. Россия, таким образом, не имеет право передавать дела в МУС, хотя и имеет статус наблюдателя при этой организации. А вот Грузия таким правом обладает и обратилась в МУС с просьбой расследовать произошедшее в 2008 году.
Офис прокурора МУС начал изучать обстоятельства войны в Южной Осетии сразу после окончания боевых действий, в августе 2008 года. Москва активно пользовалась своим статусом наблюдателя, Следственный комитет через МИД передал в МУС материалы своего собственного расследования геноцида в Южной Осетии — 400 томов уголовного дела.
Грузия также поначалу сотрудничала с офисом прокурора МУС, доказывая, что российские военнослужащие причастны к совершению преступлений на территории Южной Осетии. Но после того как ЕНД потеряло большинство в парламенте, а Михаил Саакашвили ушел с поста президента, политическая ситуация изменилась.
Если при Саакашвили официальная позиция Тбилиси состояла в том, что войну в Южной Осетии развязала Россия, и, соответственно, следственные органы собирали доказательства этой версии, то пришедшие ему на смену политики из коалиции «Грузинская мечта» обвинили в развязывании войны самого бывшего президента. Лидер коалиции Бидзина Иванишвили, который некоторое время возглавлял правительство республики, называл Саакашвили ответственным за вооруженный конфликт с Россией, он уверен, что война началась «из-за организованной им провокации».
Более того, в самой Грузии был выдан ордер на арест Михаила Саакашвили, обвиняют его, правда, не в военных преступлениях, а в превышении полномочий и растрате бюджетных средств. Интерпол счел преследование политическим и отказался разыскивать Саакашвили, а Украина, гражданином которой он стал (сейчас Михаил Саакашвили, напомним, является губернатором Одесской области) отказалась применять двусторонние соглашения для выдачи его Грузии.
Как бы то ни было, прокурор МУС Фату Бенсуда (Гамбия) решила, что собрано достаточно доказательств и ходатайствовала перед Палатой досудебного слушания о возбуждении уголовного дела. Если судьи, а это Джойс Алуоч (председатель, Кения), Куно Тарфуссер (Италия) и Петер Ковач (Венгрия) решат, что офис прокурора собрал достаточно убедительные доказательства факта совершения преступлений, то будет дана санкций на возбуждение уголовного дела.
Стоит признать, что хотя МУС и работает более десяти лет, опыт делопроизводства накоплен пока не слишком большой. В настоящее время прокурором суда возбуждено расследование только в отношении восьми государств в Африке: в Демократической Республике Конго, Уганде, Центральноафриканской республике, в суданском регионе Дарфур, Кении, Ливии, Кот-д'Ивуаре и Мали. Половина дел переданы в суд самими государствами, два раза в МУС обращался Совбез ООН (Ливия и Дарфур), дважды прокурор начал расследование по собственной инициативе (Кения и Кот-д'Ивуар).
Всего так или иначе перед судом предстали 11 человек, из них один человек оправдан, двое осуждены на 12 и 14 лет (за военные преступления и преступления против человечества), разбирательства в отношении еще восьми человек все еще идут.
Сейчас МУС выдал официальный ордер на арест президента Судана Омара аль-Башира, но задержать и доставить в Гаагу его пока не получается. На данный момент это единственный глава государства, который преследуется международной юстицией. Такой же статус непродолжительное время имел глава Ливии Муаммар Каддафи, но он погиб в ходе гражданской войны у себя на родине.
Пока непонятно, кто может быть обвиняемым в Международном уголовном суде по делу о войне в Южной Осетии. Грузия обвиняла Россию в развязывании войны, но это преступлению не подпадает под юрисдикцию МУС. В теории Москву можно обвинить в военных преступлениях, хотя грузинское правительство времен Саакашвили не делало на этом упора. Россия же обвиняла грузинские власти в геноциде осетин — рассмотрение подобных преступлений как раз является прямой обязанностью МУС, собственно он был создан после того, как ООН пришлось создать почти одновременно целых два ad hoc трибунала — для бывшей Югославии и для Руанды.
Прокурор МУС является независимым органом, и даже учитывая, что официально в суд обратилось правительство Грузии, расследование может обернуться против бывшего руководства этой страны, тем более, что в последнее время оно не поддерживало собственные обвинения.
Окончательно будут понятны расклады дела после того, как Палата досудебного слушания вынесет свое решение — тогда прокурор сможет делать официальные заявления.