За рубежом. Новости англоязычных СМИ, 8 октября

В новостях: афроамериканец ли президент Обама; арест бывшей сотрудницы ЦРУ в Португалии; призыв Врачей без границ расследовать атаку госпиталя как военное преступление и будущее капитализма в Северной Корее.

Обама «недостаточно черный» для республиканцев 

Твитт медиа-магната всколыхнул американскую общественность, пишет The Telegraph. Руперт Мёрдок (владелец The Times, The Wall Street Journal, HarperCollins, Fox) написал в поддержку республиканского кандидата Бена Карссона: «Как насчет Настоящего черного президента, который смог бы адекватно обратиться к проблемам расового неравенства?»

Этот намек очень понятен американцам. Бен Карссон - известный нейрохирург, республиканец и при этом чернокожий. Все эти годы в адрес президента Обамы слышалось замечание, что он, в действительности, вовсе не представляет афроамериканское меньшинство страны - и совершенно справедливо. Отец Обамы был студентом из Кении и жил в США совсем недолго. Мать же была из обеспеченной и влиятельной белой семьи, воспитанием Барака занимался дедушка, он же оплатил ему обучение в элитной школе, а затем, поступление в Гарвард. То есть, Обама совершенно не является носителем афроамериканской культуры, с ее вековыми конфликтами и противоречиями. Многие говорят, что, формально прикрываясь своим цветом кожи, он за время своего президентства вынес насущный для Америки расовый вопрос в нейтральное, безопасное и аполитичное поле.

На контрасте оба родителя Бена Карссона - коренные афроамериканцы. «Две истории. - ранее писал тот же Мёрдок, - Карссон: детройтское гетто, потом стал замечательным нейрохирургом. Обама: «белое» воспитание, потом стал муниципальным активистом. Два искренних человека, но разные системы ценностей». 

Шпионский скандал в Лиссабоне

Newsweek рассказывает о новой волне шпионского скандала двухлетней давности. Власти Португали неожиданно (скорее всего, в аэропорту) арестовали бывшую сотрудницу ЦРУ, заочно осужденную в Италии за похищение влиятельного муллы в 2003 году. Это был громкий провал Управления, тогда около 25 сотрудников пытались среди бела дня, в Милане, похитить религиозного лидера, предположительно связанного с Аль-Каидой, для тайной транспортировки в США. Заговор раскрылся, все агенты спешно покинули страну, но итальянцы возбудили против каждого из них уголовное дело и заочно осудили на тюремные сроки до 9 лет. Одним из организаторов следствие назвало сотрудницу американского консульства Сабрину де Суза, в международный розыск ее не подавали, зато подали в розыск внутриевропейский, Европол. Спустя 12 лет она, по всей видимости, направлялась к своим родственникам в Индию, и была арестована при пересадке в Лиссабоне.

Де Суза давно покинула ЦРУ и даже неоднократно открыто выступала с осуждениями своих бывших работодателей за то, что те не смогли обеспечить ей достойное прикрытие и обрекли ее до конца дней оставаться международным преступником. Сейчас суд в Лиссабоне решает вопрос об ее экстрадиции в Италию, ЦРУ продолжает хранить молчание по этому поводу. Однако еще несколько лет один из сотрудников Управления в интервью The Washington Post резонно пожурил ее за малодушие. «Я знаю много парней, которым пришлось в один прекрасный день просто покинуть страну, потерять все. Бросить домашних животных. Это же часть работы» - сказал он.

Критерии военного преступления

The Guardian спросил экспертов, может ли быть расценена атака американской авиации на госпиталь Врачей без границ, произошедшая на прошлой неделе, как военное преступление. Именно таким образом ставит юридический вопрос руководство самой гуманитарной организации. Пентагон за прошедшие дни несколько раз менял официальную позицию: случайность при боестолкновении, ошибка афганских союзников, просто ошибка ВВС. Ключевым открытием для медиа стал тот факт, что госпиталь уничтожил не бомбардировщик, а «Летающая крепость» AC-130. Этот самолет предназначен для точечных операций - он не бомбит, а обстреливает из крупнокалиберных пушек, установленных на борту, прямой наводкой. То есть, полчаса ада, который испытали врачи и пациенты, пока он медленно барражировал над больницей кругами, были спланированной акцией.

Согласно Женевской конвенции 1949 года, ключевым моментом в определении факта военного преступления является его осознанность. Конвенция запрещает атаковать медицинские учреждения, а в случаях, если подобная атака вызвана боевой необходимостью, предписывает оповещать персонал больницы заблаговременно. Врачи без границ говорят, что не получали от американцев никаких предупреждений.

Понесет ли кто-то уголовную ответственность за случившееся  пока неясно. Несмотря на то, что пока нет прецедентов того, чтобы американские граждане представали перед судом в Гааге, существует много случаев, когда военнослужащих судили за военные преступления уже в США. Это происходило и во время войны во Вьетнаме, и после иракской, и после афганской кампаний.

Будущее КНДР в преддверии семидесятого юбилея страны

Северная Корея готовится отпраздновать 70-й юбилей своего основания - и уже множество иностранных журналистов съехались на циклопическое зрелище, которое готовят в Пхеньяне. Одновременно появляется множество статей, авторы которых пытаются предсказать будущие тенденции северокорейского общества: грядет ли смягчение режима, или наоборот, страна готовится нанести по соседям ядерный удар.

Скорее всего, и то и другое, пишет The Guardian. Многие аналитики отмечают «ползучее» проникновения капитализма в страну в последние годы, прежде всего, со стороны Китая. Пойдет ли Ким Чен Ын путем Ден Сяо Пина? Если и да, то очень осторожно, и никогда в этом не признается. Как и в любой тоталитарной системе, он никогда не чувствует себя в безопасности и очень сильно зависит от своего окружения (регулярные чистки в партии - тому свидетельство). Один неосторожный шаг может стоить ему самому жизни. «Если он станет Ден Сяо Пином, его убьют» - говорит российский исследователь Андрей Ланьков - «Он должен будет стать смесью Ден Сяо Пина и Сталина - и ввести серьезные репрессии».