19 марта 2024, вторник, 14:06
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Наутро. 13 октября

Образование
Образование
Фото: iversity.org
 

Во вторник стало известно о намерении Министерства образования и науки РФ дать возможность студентам проходить дистанционное обучение, которое будет засчитываться в вузах. Об этом сообщили «Известия» со ссылкой на представителя министерства.

В настоящий момент создается нормативная база, которая позволит вузам подтверждать сертификаты студентов, прошедших онлайн-курсы. Предполагается, что это нововведение поможет России конкурировать на мировом рынке образовательных услуг. Вероятно, определенную роль сыграло и то, что недавно был запущен проект «5-100», по которому к 2020 году пять российских вузов должны войти в топ-100 университетов мира, а в некоторых рейтингах доступность онлайн-образования является одним из критериев.

Генеральный директор и основатель платформы онлайн-обучения UNIWEB Александр Оганов считает, что это нововведение пойдет на пользу системе образования: «На мой взгляд, любые технологии в образовании, и в том числе интернет-технологии, не призваны каннибализировать какие-то другие образовательные формы, они призваны их совершенствовать. И поскольку нет необходимости приравнивать онлайн-образование к очному, мы говорим не о замещении одного другим, а о внедрении инструментов для оптимизации и улучшения существующей образовательной среды», — говорит он. 

«Таким образом, если социальную составляющую образовательного процесса реализовать только средствами онлайн-обучения не представляется возможным, то это легко можно сделать путем внедрения технологий смешанного обучения. Я считаю, что в данном случае намного важнее некий гармоничный симбиоз классических подходов к образованию с технологическими возможностями, которые мы имеем сегодня, нежели замещение одной формы обучения на другую», — рассуждает эксперт.

Он также отмечает, что дистанционное образование, и в частности, онлайн-образование, активно развивается на протяжении последних лет, но тем не менее он не считает, что есть тенденция к «переключению» на дистанционное образование. «Скорее мы наблюдаем, как онлайн-образование находит все большее и большее применение для воссоздания некой педагогической среды в интернете», — добавляет Оганов. 

«Сегодня на российском рынке онлайн-образования достаточно много игроков, и все они по-разному взаимодействуют с формальным образованием. Но поскольку правила игры пока не до конца ясны, мы не можем говорить, как решение Минобрнауки отразится на развитии рынка. Очевидно, что если правила будут общими для всех, а не носить закрытый характер, то как у существующих, так и у новых игроков появится желание на этом рынке поучаствовать, что, безусловно, приведет к значительному увеличению числа онлайн-курсов», — подытоживает Александр Оганов.  

Директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, доктор экономических наук Татьяна Клячко считает, что система образования, совмещающая очное и дистанционное образование, вполне может прижиться в России и даже оказаться очень эффективной. Однако, по ее мнению, это возможно в том случае, если нормативная база будет хорошо продумана: «Развитие онлайн-образование и представление в сети Интернет лекций ведущей профессуры — это то, что сейчас уже называется веянием времени. Поэтому обойти это Россия не может, вопрос в том, как это будут реализовывать, и как та нормативная база, которую подготовят, станет регулировать то, как будут засчитываться результаты этих онлайн-курсов», — говорит Татьяна Клячко. 

Не менее важным вопросом, по ее мнению, является то, насколько сложно недобросовестным студентам будет нарушать правила, устанавливаемые новой формой совмещения дистанционного образования с очным. «Недобросовестные люди могут за счет онлайн-курсов получить преимущество при учебе в вузах. Понятно, что я могу кого-то подключить, он мне сделает работу, я за нее заплачу, пошлю эту работу как свою, и ее засчитают. В итоге я в вузе получу некоторые преимущества и буду на первых ролях. Хотя сейчас и в очном режиме такие вещи случаются», - отмечает эксперт.

Клячко также считает, что очень многое зависит от того, как население относится к самой возможности жульничества в этом вопросе, и от того, как будет выстроена система защиты от него при зачете дистанционных курсов.

«Еще один момент состоит в том, как будет организован доступ к этим курсам, как люди будут там обучаться, как часто будут проверяться их знания, как это будет засчитываться — точно так же, как при очном обучении, или с каким-то коэффициентом. Ну например, если какой-то предмет сдается очно и могут быть заданы дополнительные вопросы — это одно, если сдается этот же предмет в дистанционном режиме, то как это будет устроено? Предположим, будет система тестов с какими-то скрытыми вопросами, которая позволяет выявить несообразности ответов», — делится размышлениями эксперт Президентской академии. 

«Сама по себе эта вещь неизбежна, потому что Россия переходит ко всеобщему высшему образованию, и справиться с этим наплывом студентов только в традиционной форме невозможно. Поэтому дистанционные формы каких-то курсов, вынос  каких-то предметов в Сеть — это будет развиваться. Другой вопрос — как привить населению отношение к этому, как к некоторому серьезному действию, это и будет определять то, насколько эффективно в России будет внедрена новая система», — резюмирует Татьяна Клячко.

Основатель первого интернет-университета «ИНТУИТ» Анатолий Шкред уверен, что в настоящий момент ни о каком приравнивании дистанционного образования к очному речи не идет: «Насколько пока видится, идет процесс легализации сетевой формы обучения, предусмотренное в законе об образовании. Вообще, очень странная идея сравнивать модели образования. Можно сравнивать результаты обучения, качество выпускников, и тут мы поймем, что и там и там бывают разные результаты — как и лучшие, так и худшие. Просто разным людям комфортно разное обучение: кому-то удобно дома, кому-то нужен персональный учитель, кто-то любит в аудитории…»

По его мнению, это нельзя назвать тенденцией к переходу на дистанционное образование, так как это уже свершившийся факт: «Появилась еще одна форма обучения, она есть и с ней надо смириться и не мешать ей развиваться. Она пока еще не совершенная, как и очное образование не гарантирует 100% результата», — говорит Шкред. Он так же рассказал, что в его интернет-университете «ИНТУИТ» уже почти тысяча образовательных курсов, и ничто не мешает подготовить новые.

«Решение Минобрнауки немного повлияет только на то, что вузы начнут производить тоже онлайн-курсы, сначала дорого и плохо, потом постепенно научатся. Может что-то и произойдет хорошее, но это не будет заслуга Минобра. Потому, что мы пока не знаем, какую нормативную базу он разработает, а мой опыт показывает, что ничего хорошего ждать не приходится, они как-то умеют даже не выбрать из списка самое худшее, а придумать еще хуже», — дает прогноз Анатолий Шкред.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.