29 марта 2024, пятница, 05:31
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Вторая пионерия

Президент Владимир Путин распорядился создать в России новую молодежную организацию — «Российское движение школьников». Естественно, все сразу увидели аналогию с советской пионерской организацией, хотя различий тоже хватает. Причем непонятно, в пользу эти отличия или нет.

Указ о создании «Российского движения школьников» (РДШ) был подписан и опубликован 29 октября — в день рождения Комсомола. В документе говорится, что организация создается с целью совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействия формированию личности на основе «присущей российскому обществу системы ценностей».

От имени Российской Федерации учредителем РДШ назначено Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). Правительству дается пять месяцев на то, чтобы определить список имущества, которое будет передано движению.

Указ занимает всего две с небольшим страницы, и в нем структура движения описывается очень условно. Высшим органом «Российского движения школьников» станет съезд, который будет созываться по решению координационного совета. Руководить советом будут председатель и два сопредседателя, избираемых сроком на три года. Росмолодежь будет представлена в координационном совете.

При Росмолодежи будет создан Российский детско-юношеский центр, чьи представители во всех регионах страны будут обеспечивать взаимодействие РДШ с Минобразования, региональными и муниципальными властями.

С одной стороны, новое движение напоминает пионерию советского образца — государственная поддержка, ориентация на школьников и т. д. С другой стороны, принципы работы двух организаций совершенно различны.

 
Пионеры в СССР

Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина была, как это ни странно звучит, общественной организаций. Она была создана решением ЦК ВЛКСМ, а Комсомол, в свою очередь, являлся молодежным крылом Коммунистической партии. Несмотря на то, что в советской конституции была прописана «руководящая и направляющая» роль КПСС, несмотря на безусловное сращивание партии с государственным аппаратом, определенное значение негосударственный статус пионерии и Комсомола имел.

На первом этапе истории организации в пионеры принимали далеко не всех школьников — это высокое звание нужно было заслужить. Даже пионерские организации при школах, так хорошо знакомые тем, кто родился в 1970-е годы и ранее, возникли не сразу, а только в начале 1930-х. Таким образом получалось, что это не государство сегрегирует детей на достойных и неудачников, а некая общественная организация по своему желанию принимает или нет новых членов в свои ряды.

Зато вокруг членства в пионерской организации создавалась легенда. «Пионер — всем ребятам пример» — лозунг именно тех времен. Оттуда же истории о том, как дети прятали свои красные галстуки от родителей-«контрреволюционеров».

Со временем, конечно, ситуация изменилась: к концу советской власти сложно было себе представить школьника, которые не вступил в пионерскую организацию. Двоечников и хулиганов могли принять на год позже, но совсем лишить их такого удовольствия почти никогда не решались.

Несколько другое дело — Комсомол. К старшим классам школы, а в Комсомол принимали с 14 лет, некоторые вырабатывали собственную политическую позицию и отказывались от перехода из пионерии в Комсомол. Впрочем, если человек не предпринимал никаких решительных действий, то и во Комсомол его в итоге не принимали.

 
Пионеры в СССР

Государство же, после вступления в силу «сталинской» конституции 1936 года, на бумаге перестало разделять граждан на «плохих» и «хороших». С формальной точки зрения все выглядело так же, как и во всех остальных странах: чтобы стать жертвой репрессий государственной машины, нужно было нарушить какой-либо закон, чтобы получить поощрение, нужно было совершить выдающийся поступок (тогда давали орден) или хотя бы быть членом команды, которая добилась победы в каком-либо направлении (это тянуло на медаль). Но «средний» человек, который не делал ничего заметного, в теории, не получал никаких дополнительных привилегий или наказаний.

Конечно, в эту стройную систему не встраиваются репрессии, привилегированное положение номенклатуры и много чего еще — но в целом структура выглядела логично.

После крушения Советского Союза, запрета КПСС и, соответственно, роспуска пионерской организации, государство взяло на себя всю ее инфраструктуру — пионерские лагеря, базы отдыха, дома творчества и т. д. Все, что касалось идеологии, было просто отменено, и много лет об этом, кажется, никто не жалел.

Создание некоего подобия пионерской организации правительством приведет к тому, что либо детей на «плохих» и «хороших» начнет делить уже «общественно-государственная», а по сути просто государственная структура, либо к тому, что она начнет охватывать своей работой всех школьников — и тогда непонятно, зачем она вообще нужна, почему нельзя было просто ввести школьный курс для формирования личности на основе «присущей российскому обществу системы ценностей».

Курс, скорее всего, не дал бы никаких результатов,  но в этом случае и работа «Российского движения школьников» вряд ли к чему-нибудь приведет. В первом случае организация, хочет она того или нет, будет носителем некоей идеологии, во втором — она будет просто неэффективна.

 
Дмитрий Ливанов

Если послушать сторонников образования РДШ, то получается, что они просто хотели создать что-то вроде пионерского движения, только без политики. «"Российское движение школьников" будет иметь очевидный позитивный аспект, играя важнейшую роль в одной из главных задач системы образования — воспитании и социализации учеников. Это необходимая инициатива, и министерство готово оказать всю необходимую подготовительную и методическую помощь в организации такого движения во всех регионах России», — заявил министр образования Дмитрий Ливанов.

Министр признал, что в пионерском движении «была сильная идеологизация, прессинг, иногда политизация всего этого». «Но, тем не менее, это имело совершенно очевидный позитивный аспект», — считает глава Минобрнауки. По его словам, школа не может в одиночку нести ответственность за социализацию и воспитание детей, и отметил, что общественные организации могут подключиться, например, к обучению школьников правильному поведению в интернете.

Конечно, министр не объяснил, почему за воспитание и социализацию детей не могут отвечать родители, но важно даже не это. Принципиально то, что государству, судя по всему, не хватает школьных уроков истории, литературы и обществознания для того, чтобы объяснить детям свою идеологию, и теперь создается еще одна структура, эффективность которой можно вполне обосновано заранее поставить под сомнение.

Правительство могло бы начать помогать скаутскому движению, развивать школьные программы, выделять средства регионам на развитие баз отдыха и домов творчества — но вместо этого создает еще одну структуру, которая, по признанию чиновников, еще даже не продумана до конца.

Дмитрий Песков затруднился ответить на вопрос об условиях приема в РДШ. «Пока еще все детали только предстоит проработать, этих деталей просто нет», — сказал он. Зато деньги на патриотизм и кремлевские лагеря получает Росмолодежь.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.