Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
17 августа 2017, четверг, 14:43
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

02 ноября 2015, 10:10

Курортно-сборочная экономика Турции

Турецкий базар
Турецкий базар
Фото: rufamilyinbg.ru

Так уж получилось, что на протяжении двух последних десятилетий у большинства российских граждан сложилось устойчивое представление, что Турция является своего рода туристическим раем, вся экономика которого рассчитана только на обслуживание приезжающих в страну иностранных туристов.

Хотя такое бывает редко, первый взгляд может оказаться верным. Если посмотреть статистику посещений Турции иностранцами, то эта цифра выглядит просто гигантской – в 2014 году, например, в Республике на отдыхе побывало более 35 млн. человек, в том числе 4 млн. из России. Причем это количество иностранцев составляет почти половину численности населения Турции, равного сейчас 77 млн. человек.

 
Фото: lifeglobe.net

Разумеется, всех приезжающих надо селить, кормить, поить и развлекать, а также привозить и увозить. Поэтому, кроме самого туризма, в Турции развиты смежные с ним отрасли, обслуживающие потребности иностранных отдыхающих – сельское хозяйство, пищевая и текстильная промышленность, выпуск строительных материалов и строительство, а так же транспортный сектор.

Большое количество приезжающих иностранцев представляет собой своего рода внешний рынок для сбыта местной продукции, причем этот рынок приезжает к производителю сам, а не производитель транспортирует продукцию к рынку, как это обычно бывает.

Ну, а если потребители турецкого сервиса и продукции к ним приезжают, то для их перевозки требуются значительные услуги транспорта. Поэтому пассажирооборот аэропортов Республики составляет очень приличную величину. Так, если в интервале с 1995 года по 2003 год он колебался в районе 33 млн. человек в год, то потом начался лавинообразный рост, а в прошедшем 2014 году количество пассажиров достигло 165 млн. человек.

Тем не менее, несмотря на впечатляющие показатели туризма и связанных с ним отраслей, общеэкономическое положение Турции оставляет желать лучшего – так же, как и многих других стран-импортеров энергоресурсов. Отсутствие в их недрах углеводородов вынуждает эти страны покупать топливо на внешних рынках и платить за него международными валютами. Но поскольку внутренних ресурсов этих стран для оплаты импорта энергоресурсов недостаточно, их платежные балансы являются хронически дефицитными. И в этом отношении пример Турции является особенно характерным.

Так, если посмотреть на платежный баланс Республики в интервале с 1975 года по 2002 год, то он выглядит вполне прилично. Дефицит редко когда достигал $2 млрд., а иногда баланс сводился с профицитом. Но все поменялось в 2003 году, когда дефицит подскочил до $7,5 млрд. и быстро продолжал расти дальше. В 2004 году он удвоился до $14 млрд., в 2008 году уже составлял $40 млрд., потом, в 2009 году, из-за кризиса, снизился до $12 млрд., но потом снова стал расти, достигнув максимума в $75 млрд. в 2011 году. В истекшем 2014 году размер дефицита составил $46 млрд.

Для понимания масштаба цифр скажем, что размер экспорта товаров в этом году составлял $189 млрд., а импорта - $233 млрд. То есть дефицит составлял 20% от общего объема импорта.

Хорошо понятно, что такой рост дефицита вызван скачком в 2000-е годы цен на нефть, газ и уголь, которые Турция импортирует в очень больших количествах. Обойтись без них она не может, поэтому и вынуждена идти на непосильные для себя траты.

Хотя, как мы уже сказали выше, большая часть экономики Республики рассчитана на обслуживание внутреннего рынка (на котором покупают и резиденты, и нерезиденты), часть продукции идет на экспорт. Причем в ассортименте экспортируемой продукции играют основную роль не столько товары традиционного производства, сколько продукция предприятий, принадлежащих иностранным инвесторам, строившим их в расчете на низкую стоимость турецкой рабочей силы.

Так, например, в Турции достаточно сильно развита автомобильная промышленность, но автосборочные заводы и заводы по производству комплектующих являются филиалами компаний Рено, Форд, Нисан, Тойота и так далее. Национальных производителей в этом списке нет. Львиная доля выпускаемой продукции (до 75%) отправляется на экспорт, в основном в Европу. То есть эти предприятия строили не для обслуживания потребностей внутреннего рынка, а для снижения себестоимости продукции, так как ее производство в Турции будет обходиться гораздо дешевле, чем в самой Европе. При этом транспортные издержки на перевозку продукции к местам потребления не очень велики, поскольку Турция находится все-таки рядом с Европой.

Аналогичная ситуация имеет место и в черной металлургии. После кризиса 2008/09 годов предприятия отрасли выплавляли 34-36 млн. тонн металла в среднем за год (для сравнения, в России - 70 млн. тонн). Причем, для этого было использовано, например, в 2014 году 11 млн.т. импортного металлолома для выплавки стали в электродуговых печах, 27 млн. тонн импортного коксующегося угля и около 8 млн. тонн импортной железной руды для выплавки металла в доменных печах.

То есть практически весь металл в Турции выплавляется на импортном сырье, и даже уголь для производства кокса турецким металлургам приходиться покупать за границей, так как на ее территории добывается только низкокачественный топливный уголь.

Соответственно, из этого объема производства 20-22 млн. тонн (почти половина) отправляется на экспорт, а остающийся для внутреннего рынка выпуск идет на производство комплектующих для автомобильной промышленности (продукция которой потом все равно идет на экспорт) и для использования в строительном секторе.

 
Голубая мечеть в Стамбуле. Фото: turkey-days.com

Под конец надо сказать, что Турция всегда была звеном, соединяющим между собой Европу и Азию, своего рода транспортным коридором или, если угодно, транзитной территорией. С одной стороны, по Босфору и Дарданеллам проходят корабли в бассейн Черного моря и из него, с другой стороны, по железным и автомобильным дорогам, наведенным через те же проливы, движется поток грузов с европейского континента в азиатский и обратно.

Однако надо отметить, что по сравнению с авиационным транспортом, другие виды перевозок большого роста не показывают. Проход судов через проливы ограничен их пропускной способностью, которая, скорее всего, находится на пределе, а железнодорожные перевозки за тот же период времени выросли только в два раза.

Тем не менее, ни доходы от туризма, ни доходы от предоставления транспортных услуг не позволяют Турции полностью финансировать дефицит ее платежного баланса, поэтому она вынуждена для его покрытия прибегать к иностранным заимствованиям. И в этом смысле экономика Турции очень даже уязвима, так как рост процентных ставок на мировых рынках капиталов тут же сокращает ее возможности по оплате импорта. А это, в свою очередь, приводит к сильному падению производства внутри страны.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

14:33 Суд отказал абоненту МТС в рассмотрении иска на 30 млрд рублей
14:18 Госдеп объявил конкурс на закупку учебного оружия для украинских силовиков
14:07 Физические нагрузки помогают в изучении иностранного языка
14:02 Полиция задержала в Москве продававшего девушек сутенера
13:44 Украина начала транслировать свои телеканалы в Крым
13:28 Власти выделили обещанные деньги пострадавшим от паводка в Приморье
13:06 Глаголеву похоронят 19 августа на Троекуровском кладбище
12:57 Американский неонацистский сайт заблокировали в России вскоре после переезда
12:55 Греки исследуют затонувший корабль лорда Элгина
12:52 ЕС добился вывода из-под санкций США части энергопроектов с участием России
12:26 Россия предложила построить часть новой АЭС на востоке Китая
12:14 Ассанж заверил конгрессмена в непричастности РФ к взлому Демпартии США
11:57 Роспотребнадзор предупредил о бубонной чуме в США
11:34 Умер создатель кодировки для кириллицы Андрей Чернов
11:28 Минсельхоз предложил уничтожать не соответствующие техрегламентам продукты
11:17 Полиция освободила заложницу в здании голландской радиостанции
11:12 Коммунистов заподозрили в нежелании участвовать в выборах всерьез
11:06 Россия призвала ООН проверить данные о поставках западного химоружия в Сирию
10:44 Государственный адвокат отказался защищать Виктора Януковича
10:32 Абонент потребовал от МТС 30 млрд рублей за сгоревшие бесплатные минуты
10:15 Правительство предложило создать новый центр расследования авиапроисшествий
10:13 57 процентов опрошенных россиян уверены в виновности Улюкаева
09:58 «Ростех» потратит 800 млн рублей на защиту от хакеров
09:50 В сквере Нью-Йорка появилась скульптура кормящего твитами голубей Трампа
09:32 ЦБ лишил лицензии банк «Русский инвестиционный альянс»
09:30 Шлосберг объявил сбор средств на кампанию «Яблока» в Псковской области
09:19 На Первом канале рассказали о премьере двух новых программ с Юлией Меньшовой
09:11 Советник Трампа признал экономическую войну США с Китаем
16.08 20:58 СМИ узнали о смене формата и сокращении штата на телеканале Life
16.08 20:55 Саакашвили пообещал вернуться на Украину 10 сентября
16.08 20:31 Apple вложит миллиард долларов в 2017 году в производство телешоу
16.08 20:16 В Подмосковье ФАС возбудила дела против «Магнита» и «Дикси»
16.08 20:10 В Узбекистане отменили разрешения на выезд за границу
16.08 19:42 Джорджу Мартину дважды отказались перевести вопрос про Путина
16.08 19:31 RU-CENTER зарегистрировал главный сайт американских неонацистов
16.08 19:15 Порошенко потребовал расследовать возможные поставки украинских ракетных двигателей в КНДР
16.08 18:49 Замглавы Специального летного отряда «Россия» арестовали по делу о хищениях
16.08 18:37 СМИ назвали кандидатуру нового директора Белого дома по коммуникациям
16.08 18:15 Муж Веры Глаголевой рассказал подробности ее смерти
16.08 17:54 СМИ узнали о намерении Сергея Миронова баллотироваться в президенты
16.08 17:48 Овечкин прокомментировал смерть Веры Глаголевой
16.08 17:28 Глава «Южмаша» рассказал пранкерам об украинских ракетных двигателях в КНДР
16.08 17:18 Власти Москвы согласовали митинг «За свободный интернет» на проспекте Сахарова
16.08 16:53 Путин предостерег ведомства от работы в стиле НКВД
16.08 16:35 Атаку на врага пчел повели генетики
16.08 16:30 Transparency обнаружила нарушения при строительстве перинатального центра в Брянске
16.08 16:13 Умерла актриса Вера Глаголева
16.08 15:52 В Архангельске координатора «Последнего адреса» оштрафовали на 15 тысяч
16.08 15:28 В МИДе поверили сообщению о поставках в Сирию отравляющих веществ из США
16.08 15:09 Джордж Мартин раскрыл причину убийств героев «Игры престолов»
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефон: +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.