Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
5 декабря 2016, понедельник, 01:25
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

02 ноября 2015, 10:10

Курортно-сборочная экономика Турции

Турецкий базар
Турецкий базар
Фото: rufamilyinbg.ru

Так уж получилось, что на протяжении двух последних десятилетий у большинства российских граждан сложилось устойчивое представление, что Турция является своего рода туристическим раем, вся экономика которого рассчитана только на обслуживание приезжающих в страну иностранных туристов.

Хотя такое бывает редко, первый взгляд может оказаться верным. Если посмотреть статистику посещений Турции иностранцами, то эта цифра выглядит просто гигантской – в 2014 году, например, в Республике на отдыхе побывало более 35 млн. человек, в том числе 4 млн. из России. Причем это количество иностранцев составляет почти половину численности населения Турции, равного сейчас 77 млн. человек.

 
Фото: lifeglobe.net

Разумеется, всех приезжающих надо селить, кормить, поить и развлекать, а также привозить и увозить. Поэтому, кроме самого туризма, в Турции развиты смежные с ним отрасли, обслуживающие потребности иностранных отдыхающих – сельское хозяйство, пищевая и текстильная промышленность, выпуск строительных материалов и строительство, а так же транспортный сектор.

Большое количество приезжающих иностранцев представляет собой своего рода внешний рынок для сбыта местной продукции, причем этот рынок приезжает к производителю сам, а не производитель транспортирует продукцию к рынку, как это обычно бывает.

Ну, а если потребители турецкого сервиса и продукции к ним приезжают, то для их перевозки требуются значительные услуги транспорта. Поэтому пассажирооборот аэропортов Республики составляет очень приличную величину. Так, если в интервале с 1995 года по 2003 год он колебался в районе 33 млн. человек в год, то потом начался лавинообразный рост, а в прошедшем 2014 году количество пассажиров достигло 165 млн. человек.

Тем не менее, несмотря на впечатляющие показатели туризма и связанных с ним отраслей, общеэкономическое положение Турции оставляет желать лучшего – так же, как и многих других стран-импортеров энергоресурсов. Отсутствие в их недрах углеводородов вынуждает эти страны покупать топливо на внешних рынках и платить за него международными валютами. Но поскольку внутренних ресурсов этих стран для оплаты импорта энергоресурсов недостаточно, их платежные балансы являются хронически дефицитными. И в этом отношении пример Турции является особенно характерным.

Так, если посмотреть на платежный баланс Республики в интервале с 1975 года по 2002 год, то он выглядит вполне прилично. Дефицит редко когда достигал $2 млрд., а иногда баланс сводился с профицитом. Но все поменялось в 2003 году, когда дефицит подскочил до $7,5 млрд. и быстро продолжал расти дальше. В 2004 году он удвоился до $14 млрд., в 2008 году уже составлял $40 млрд., потом, в 2009 году, из-за кризиса, снизился до $12 млрд., но потом снова стал расти, достигнув максимума в $75 млрд. в 2011 году. В истекшем 2014 году размер дефицита составил $46 млрд.

Для понимания масштаба цифр скажем, что размер экспорта товаров в этом году составлял $189 млрд., а импорта - $233 млрд. То есть дефицит составлял 20% от общего объема импорта.

Хорошо понятно, что такой рост дефицита вызван скачком в 2000-е годы цен на нефть, газ и уголь, которые Турция импортирует в очень больших количествах. Обойтись без них она не может, поэтому и вынуждена идти на непосильные для себя траты.

Хотя, как мы уже сказали выше, большая часть экономики Республики рассчитана на обслуживание внутреннего рынка (на котором покупают и резиденты, и нерезиденты), часть продукции идет на экспорт. Причем в ассортименте экспортируемой продукции играют основную роль не столько товары традиционного производства, сколько продукция предприятий, принадлежащих иностранным инвесторам, строившим их в расчете на низкую стоимость турецкой рабочей силы.

Так, например, в Турции достаточно сильно развита автомобильная промышленность, но автосборочные заводы и заводы по производству комплектующих являются филиалами компаний Рено, Форд, Нисан, Тойота и так далее. Национальных производителей в этом списке нет. Львиная доля выпускаемой продукции (до 75%) отправляется на экспорт, в основном в Европу. То есть эти предприятия строили не для обслуживания потребностей внутреннего рынка, а для снижения себестоимости продукции, так как ее производство в Турции будет обходиться гораздо дешевле, чем в самой Европе. При этом транспортные издержки на перевозку продукции к местам потребления не очень велики, поскольку Турция находится все-таки рядом с Европой.

Аналогичная ситуация имеет место и в черной металлургии. После кризиса 2008/09 годов предприятия отрасли выплавляли 34-36 млн. тонн металла в среднем за год (для сравнения, в России - 70 млн. тонн). Причем, для этого было использовано, например, в 2014 году 11 млн.т. импортного металлолома для выплавки стали в электродуговых печах, 27 млн. тонн импортного коксующегося угля и около 8 млн. тонн импортной железной руды для выплавки металла в доменных печах.

То есть практически весь металл в Турции выплавляется на импортном сырье, и даже уголь для производства кокса турецким металлургам приходиться покупать за границей, так как на ее территории добывается только низкокачественный топливный уголь.

Соответственно, из этого объема производства 20-22 млн. тонн (почти половина) отправляется на экспорт, а остающийся для внутреннего рынка выпуск идет на производство комплектующих для автомобильной промышленности (продукция которой потом все равно идет на экспорт) и для использования в строительном секторе.

 
Голубая мечеть в Стамбуле. Фото: turkey-days.com

Под конец надо сказать, что Турция всегда была звеном, соединяющим между собой Европу и Азию, своего рода транспортным коридором или, если угодно, транзитной территорией. С одной стороны, по Босфору и Дарданеллам проходят корабли в бассейн Черного моря и из него, с другой стороны, по железным и автомобильным дорогам, наведенным через те же проливы, движется поток грузов с европейского континента в азиатский и обратно.

Однако надо отметить, что по сравнению с авиационным транспортом, другие виды перевозок большого роста не показывают. Проход судов через проливы ограничен их пропускной способностью, которая, скорее всего, находится на пределе, а железнодорожные перевозки за тот же период времени выросли только в два раза.

Тем не менее, ни доходы от туризма, ни доходы от предоставления транспортных услуг не позволяют Турции полностью финансировать дефицит ее платежного баланса, поэтому она вынуждена для его покрытия прибегать к иностранным заимствованиям. И в этом смысле экономика Турции очень даже уязвима, так как рост процентных ставок на мировых рынках капиталов тут же сокращает ее возможности по оплате импорта. А это, в свою очередь, приводит к сильному падению производства внутри страны.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

04.12 21:00 Путин выразил соболезнования родным погибших в ДТП в ХМАО
04.12 20:45 Число жертв пожара в ночном клубе в Окленде выросло до 24 человек
04.12 20:31 Организаторы «Евровидения» опровергли перенос конкурса в Москву
04.12 20:16 Президентские выборы в Австрии выиграл независимый кандидат ван дер Беллен
04.12 20:03 Думский комитет одобрил увеличение расходов на борьбу с допингом вдвое
04.12 19:37 Активистов «Яблока» задержали в московском парке «Торфянка»
04.12 19:21 СМИ анонсировали участие премьера Франции в праймериз Соцпартии
04.12 19:06 В Узбекистане завершились президентские выборы
04.12 18:40 Банк правительства Крыма отключит банкоматы
04.12 18:26 Порошенко пообещал наказание виновникам перестрелки сотрудников МВД
04.12 18:08 Минобороны РФ отчиталось об освобождении 52% Алеппо
04.12 17:54 СКР завел дело по факту аварии в ХМАО
04.12 17:09 Число жертв ДТП в ХМАО выросло до 12 человек
04.12 16:55 Российские биатлонисты выиграли золото и серебро в гонке преследования
04.12 16:44 Умер шестой раненный коллегами под Киевом полицейский
04.12 16:36 На Кубе погребли прах Фиделя Кастро
04.12 16:27 Жертвами стрельбы в финской Иматре стали мэр и журналистки
04.12 16:15 В Сирии за неделю амнистировали более 2,5 тысяч боевиков
04.12 16:09 В ДТП в ХМАО погибли десять человек
04.12 15:49 В МИДе РФ объявили об отсутствии у Афганистана альтернативы российским вертолетам
04.12 15:07 В перестрелке между сотрудниками МВД под Киевом погибли пятеро
04.12 14:49 «Шапекоэнсе» признали победителем Южноамериканского кубка
04.12 14:39 Четыре государства призвали собрать ГА ООН по Алеппо
04.12 14:11 СМИ рассказали о подготовке плана «серого» Brexit
04.12 13:47 Борис Гребенщиков написал Дадину в колонию
04.12 13:23 В Крыму допустили обрушение украинской телевышки
04.12 13:07 Путин рассказал о провале попыток создать однополярный мир
04.12 12:36 Путин отметил осознание Трампом уровня ответственности
04.12 12:23 На Кубе запретят называть улицы именем Фиделя Кастро
04.12 12:10 Президент Ирана предостерег Обаму от продления санкций
04.12 11:51 Экс-главу спецслужбы Абхазии задержали при попытке въехать в Россию
04.12 11:35 Саратовская область перешла на новое время
04.12 11:20 Десятки жителей Краснодара госпитализированы с отравлением
04.12 11:00 Эрдоган предложил Путину перейти на расчеты в национальных валютах
04.12 10:43 На месте крушения самолета в Индонезии нашли фрагменты тел
04.12 10:38 Экс-кандидат в президенты США отказалась требовать пересчета голосов
04.12 10:19 СМИ назвали еще одного претендента на пост госсекретаря США
04.12 10:05 Денис Лебедев уступил чемпионский пояс по версии IBF
04.12 09:47 Выборы президента Узбекистана признаны состоявшимися
04.12 09:40 В Дагестане ликвидирован организатор терактов в Волгограде
04.12 09:27 СМИ анонсировали сближение умеренной оппозиции в Сирии с «Аль-Каидой»
04.12 09:18 В Пентагоне выразили готовность к длительному соперничеству с Россией
04.12 09:08 СМИ рассказали о переговорах по переносу «Евровидения-2017» в Москву
04.12 08:57 При стрельбе на финско-российской границе убиты трое
03.12 21:03 Савченко обвинила Россию в намерении «дойти до Британии»
03.12 20:45 В Крыму прокомментировали арест золота скифов судом Киева
03.12 20:26 Появилось видео визита Грефа в Сбербанк в костюме инвалида
03.12 20:17 Пожар на вечеринке в Калифорнии привел к гибели девяти человек
03.12 19:57 В Махачкале убиты пять предполагаемых боевиков
03.12 19:45 Ураган сорвал крышу многоэтажки в Сочи
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.