Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
15 декабря 2017, пятница, 05:48
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

02 ноября 2015, 10:10

Курортно-сборочная экономика Турции

Турецкий базар
Турецкий базар
Фото: rufamilyinbg.ru

Так уж получилось, что на протяжении двух последних десятилетий у большинства российских граждан сложилось устойчивое представление, что Турция является своего рода туристическим раем, вся экономика которого рассчитана только на обслуживание приезжающих в страну иностранных туристов.

Хотя такое бывает редко, первый взгляд может оказаться верным. Если посмотреть статистику посещений Турции иностранцами, то эта цифра выглядит просто гигантской – в 2014 году, например, в Республике на отдыхе побывало более 35 млн. человек, в том числе 4 млн. из России. Причем это количество иностранцев составляет почти половину численности населения Турции, равного сейчас 77 млн. человек.

 
Фото: lifeglobe.net

Разумеется, всех приезжающих надо селить, кормить, поить и развлекать, а также привозить и увозить. Поэтому, кроме самого туризма, в Турции развиты смежные с ним отрасли, обслуживающие потребности иностранных отдыхающих – сельское хозяйство, пищевая и текстильная промышленность, выпуск строительных материалов и строительство, а так же транспортный сектор.

Большое количество приезжающих иностранцев представляет собой своего рода внешний рынок для сбыта местной продукции, причем этот рынок приезжает к производителю сам, а не производитель транспортирует продукцию к рынку, как это обычно бывает.

Ну, а если потребители турецкого сервиса и продукции к ним приезжают, то для их перевозки требуются значительные услуги транспорта. Поэтому пассажирооборот аэропортов Республики составляет очень приличную величину. Так, если в интервале с 1995 года по 2003 год он колебался в районе 33 млн. человек в год, то потом начался лавинообразный рост, а в прошедшем 2014 году количество пассажиров достигло 165 млн. человек.

Тем не менее, несмотря на впечатляющие показатели туризма и связанных с ним отраслей, общеэкономическое положение Турции оставляет желать лучшего – так же, как и многих других стран-импортеров энергоресурсов. Отсутствие в их недрах углеводородов вынуждает эти страны покупать топливо на внешних рынках и платить за него международными валютами. Но поскольку внутренних ресурсов этих стран для оплаты импорта энергоресурсов недостаточно, их платежные балансы являются хронически дефицитными. И в этом отношении пример Турции является особенно характерным.

Так, если посмотреть на платежный баланс Республики в интервале с 1975 года по 2002 год, то он выглядит вполне прилично. Дефицит редко когда достигал $2 млрд., а иногда баланс сводился с профицитом. Но все поменялось в 2003 году, когда дефицит подскочил до $7,5 млрд. и быстро продолжал расти дальше. В 2004 году он удвоился до $14 млрд., в 2008 году уже составлял $40 млрд., потом, в 2009 году, из-за кризиса, снизился до $12 млрд., но потом снова стал расти, достигнув максимума в $75 млрд. в 2011 году. В истекшем 2014 году размер дефицита составил $46 млрд.

Для понимания масштаба цифр скажем, что размер экспорта товаров в этом году составлял $189 млрд., а импорта - $233 млрд. То есть дефицит составлял 20% от общего объема импорта.

Хорошо понятно, что такой рост дефицита вызван скачком в 2000-е годы цен на нефть, газ и уголь, которые Турция импортирует в очень больших количествах. Обойтись без них она не может, поэтому и вынуждена идти на непосильные для себя траты.

Хотя, как мы уже сказали выше, большая часть экономики Республики рассчитана на обслуживание внутреннего рынка (на котором покупают и резиденты, и нерезиденты), часть продукции идет на экспорт. Причем в ассортименте экспортируемой продукции играют основную роль не столько товары традиционного производства, сколько продукция предприятий, принадлежащих иностранным инвесторам, строившим их в расчете на низкую стоимость турецкой рабочей силы.

Так, например, в Турции достаточно сильно развита автомобильная промышленность, но автосборочные заводы и заводы по производству комплектующих являются филиалами компаний Рено, Форд, Нисан, Тойота и так далее. Национальных производителей в этом списке нет. Львиная доля выпускаемой продукции (до 75%) отправляется на экспорт, в основном в Европу. То есть эти предприятия строили не для обслуживания потребностей внутреннего рынка, а для снижения себестоимости продукции, так как ее производство в Турции будет обходиться гораздо дешевле, чем в самой Европе. При этом транспортные издержки на перевозку продукции к местам потребления не очень велики, поскольку Турция находится все-таки рядом с Европой.

Аналогичная ситуация имеет место и в черной металлургии. После кризиса 2008/09 годов предприятия отрасли выплавляли 34-36 млн. тонн металла в среднем за год (для сравнения, в России - 70 млн. тонн). Причем, для этого было использовано, например, в 2014 году 11 млн.т. импортного металлолома для выплавки стали в электродуговых печах, 27 млн. тонн импортного коксующегося угля и около 8 млн. тонн импортной железной руды для выплавки металла в доменных печах.

То есть практически весь металл в Турции выплавляется на импортном сырье, и даже уголь для производства кокса турецким металлургам приходиться покупать за границей, так как на ее территории добывается только низкокачественный топливный уголь.

Соответственно, из этого объема производства 20-22 млн. тонн (почти половина) отправляется на экспорт, а остающийся для внутреннего рынка выпуск идет на производство комплектующих для автомобильной промышленности (продукция которой потом все равно идет на экспорт) и для использования в строительном секторе.

 
Голубая мечеть в Стамбуле. Фото: turkey-days.com

Под конец надо сказать, что Турция всегда была звеном, соединяющим между собой Европу и Азию, своего рода транспортным коридором или, если угодно, транзитной территорией. С одной стороны, по Босфору и Дарданеллам проходят корабли в бассейн Черного моря и из него, с другой стороны, по железным и автомобильным дорогам, наведенным через те же проливы, движется поток грузов с европейского континента в азиатский и обратно.

Однако надо отметить, что по сравнению с авиационным транспортом, другие виды перевозок большого роста не показывают. Проход судов через проливы ограничен их пропускной способностью, которая, скорее всего, находится на пределе, а железнодорожные перевозки за тот же период времени выросли только в два раза.

Тем не менее, ни доходы от туризма, ни доходы от предоставления транспортных услуг не позволяют Турции полностью финансировать дефицит ее платежного баланса, поэтому она вынуждена для его покрытия прибегать к иностранным заимствованиям. И в этом смысле экономика Турции очень даже уязвима, так как рост процентных ставок на мировых рынках капиталов тут же сокращает ее возможности по оплате импорта. А это, в свою очередь, приводит к сильному падению производства внутри страны.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

23:20 В Москве пройдет обсуждение книги Павла Уварова о Франции XVI в.
22:53 Минобороны РФ изложило свою версию «перехвата» Су-25 над Сирией
22:43 Россияне обыграли шведов на домашнем этапе Еврохоккейтура
21:35 «Современник» отложил спектакль из-за госпитализации Гафта
21:26 Захарова назвала ответственных за гибель людей в Донбассе
21:16 CNN сообщил о перехвате российских истребителей над Сирией
21:07 Четверо детей погибли при столкновении автобуса с поездом во Франции
20:04 Россельхознадзор запретил ввоз чая из Шри-Ланки из-за вредного жука
19:52 Apple начала продажи самого дорогого компьютера
19:30 Минтранс попросил Медведева уволить главу Росавиации
19:17 Дисквалифицированный лыжник Легков вошел в Putin Team
19:13 Биатлонистка из РФ выиграла спринтерскую гонку для Словакии
18:47 ЦИК насчитал 13-15 желающих баллотироваться в президенты
18:35 В московском воздухе зафиксировали тройное превышение сероводорода
18:19 КНДР пообещала США жесткие контрмеры за морскую блокаду
18:18 ЕЦБ и Банк Англии не стали менять ключевые ставки
18:12 Роскомнадзор пригрозил блокировать СМИ за «нежелательные» ссылки
17:44 WADA объявило о новом расследовании в отношении россиян
17:33 Прокурор напомнил Яшину о последствиях несанкционированной акции
17:25 Роскомнадзор пообещал постараться избежать блокировки YouTube
17:04 СКР открестился от дела в отношении Родченкова 2011 года
17:00 Сбербанк посулил акционерам триллион рублей дивидендов
16:48 Disney покупает кинокомпанию Twentieth Century Fox
16:27 Саакашвили отреагировал на критику Путина
16:17 Госдума отказалась сокращать новогодние каникулы
15:58 Тараканы меняют аллюр в зависимости от скорости движения
15:58 Греф признал наличие двух преемников
15:40 В употреблении допинга заподозрили 300 российских спортсменов
15:39 Суд в Бельгии закрыл дело об экстрадиции Пучдемона
15:37 Путин высказался о проблеме абортов
15:23 Сатурн обзавелся кольцами сравнительно недавно
15:16 Суд приговорил вербовщика террористов в Петербурге
15:15 Путин ответил Собчак на вопрос о страхе перед оппозицией
15:13 Рособрнадзор нашел нарушения на сайтах 95% вузов
15:03 Президент России назвал способ победить мировой терроризм
15:00 Британский суд признал WikiLeaks средством массовой информации
14:51 Парламент Британии получил право наложить вето на решение о Brexit
14:41 Путин обвинил Польшу в провокации конфликта из-за крушения самолета Качиньского
14:39 Путин отказался отвечать на вопрос о новом составе правительства
14:34 Путин назвал Китай основным стратегическим партнером
14:33 Роскомнадзор пригрозил YouTube блокировкой из-за «Открытой России»
14:26 Президент РФ назвал ЕАЭС выгодным для всех участников
14:17 В Думе обвинили Канаду в нежелании мира на Украине
14:11 Путин призвал к обмену заключенными и пленными с Украиной
14:08 Путин обвинил США в провокации по отношению к КНДР
14:00 Дума приняла закон о наказании за воровство на гособоронзаказе
13:53 Путин предложил ограничить кредиты коммерческих банков для регионов
13:42 Путин ответил на вопрос о Трампе и «российском следе» в президентских выборах в США
13:41 В Пхеньяне впервые собралась российско-корейская военная комиссия
13:34 СМИ назвали неполадки причиной взрыва на газовом хабе в Австрии
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.