Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
1 октября 2016, суббота, 02:47
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

06 января 2016, 13:30

Глоссарий. Образовательная реформа

Александр Асмолов
Александр Асмолов

Мы продолжаем публикацию материалов проекта «Глоссарий», подготовленного совместно с порталом «Твоя история». В рамках проекта ведущие российские ученые, предприниматели, деятели культуры и общественные деятели попытались дать свое определение основным терминам и понятиям, в которых Россия осознает себя в последние четверть века.

Александр Асмолов, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Федерального института развития образования, член Президиума Российской академии образования,  главный психолог Гособразования СССР (1988—1992 гг.); зам. и первый зам.министра образования России (1992—1998).

Много имен, которыми называют 90-е годы. Кто-то называет эти годы «временем ожидания реформ», кто-то не жалеет темной краски и говорит «лихие 90-е», но в какие цвета ни красились бы эти годы, для меня это счастливое время развития образования. И когда я говорю «счастливое» – это означает, что именно в те годы произошли столь резкие изменения образования, которые до сих пор являются стратегическими для развития образования в разных странах мира. Я не буду долго искать в кармане те или иные факты, а начну с самого знаменательного факта, связанного с хронологией. Как только появилась страна по имени Россия, первым указом Президента Российской Федерации стал указ о развитии образования. Этот указ так и вошел в историю как указ №1. И в разработке этого указа принимали участие самые яркие представители новой России. Среди них я прежде всего назову, к сожалению, ушедшего недавно министра образования тех времен Эдуарда Днепрова. С этим указом были связаны действия и Егора Гайдара, очень много для появления этого указа сделал человек, которого я имею гордость называть своим другом, - Геннадий Бурбулис.

Можно как угодно называть его: «указ-утопия», «указ-мечта», «указ – несбывшееся ожидание». Но ведь «мы рождены, чтоб сказку сделать былью», и указ был той сказкой, которая определяла, с чего надо начать, если мы хотим построить либеральное, свободное, гражданское общество? Иногда говорят: «в начале было дело», «в начале было слово». Для России 90-х годов, если ориентироваться на указ №1, в начале было образование. И именно поэтому шли бои за образование между Государственной думой, между определенными представителями Российской академии образования (до этого Академии педагогических наук СССР) и теми, кто получил название «реформаторы».

Рассказывать о любимом деле и любимой линии жизни всегда непросто, как вообще объясняться в любви. Но когда я говорю о 90-х, жанр моего общения – это объяснение в любви тому времени и тем годам. Именно в те годы было предложено то, что сегодня входит в образование и то, с чем сегодня начинают бороться, а именно – вариативное развивающее смысловое образование. Что это значит? В самом начале 90-х был поставлен вопрос: почему мы должны двигаться в развитии культуры только через альтернативы? Если я к кому-нибудь приду и спрошу: «Вы за кого: за Рубенса или за Дюрера?», на меня посмотрят с удивлением. Но когда в образовании спрашивали: «Вы за систему Давыдова и Эльконина как развивающее обучение или вы за систему традиционных букварей Горецкого, где даются знания, умения, навыки?», начинали думать: «или-или». Но именно тогда, в 90-х годах, появился сам термин и сам конструкт «вариативное образование» как расширение возможности личности. Концепция вариативного образования как образования, дающего каждому человеку возможность пойти по своей индивидуальной траектории развития, осуществлялась через то, что появились и пошли по всей России развивающие программы, касающиеся дошкольного образования, касающиеся начальной школы, появились лицеи, гимназии, появились странные термины, которые были административным новоязом: «школа-лаборатория».

Все это было связано с 90-ми годами. Пересказывать можно сколько угодно, но герои того времени - и Эдуард Днепров, и первый президент Российской академии образования Артур Петровский, и самозабвенный мастер влюбленности в детство Шалва Амонашвилли – все они старались создать ту энергетику (вместе с Василием Васильевичем Давыдовым, вместе с многие годы занимавшей пост министра образования Москвы Любовью Кезиной), которые бы давали уникальное пространство развития.

Получилось ли у нас? Нагло говорю и немножко гордо: у нас получилось. У нас получилось то, что появились разные программы развивающего вариативного образования. Они стартовали, прежде всего, наиболее успешно в начальной школе. У нас получилось то, что вместо монополии на мысль (а монополия на мысль – это безмыслие) появились разные программы и разные разработки, получилось то, что слова «программа» и «стратегия развития образования» стали восприниматься как необходимые документы для каждой образовательной организации. И именно тогда во многих лицеях, гимназиях появились также программы универсального образования, чтобы ребенок, выходящий из этой программы, владел одновременно и естественными науками, и миром гуманитарных наук. Мы с самого начала хотели уйти от оппозиции "физики и лирики". И мы четко понимали, что деление познания на гуманитарное, которое в одной комнате, и познание естественнонаучное, и в том числе математическое, в другой комнате, мешает образованию сделать главное. А что главное для образования? Чтобы у человека, который растет, была реальная, целостная картина мира, позволяющая ему действовать в разных ситуациях.

В 93–94-м годах появился цикл работ, который мы назвали «Школа неопределенности». А что это значит? Что ребенок должен учиться решать задачи, построенные по формуле «Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю, что». Чтобы модели школьных заданий, школьных задачек были моделями, приближающимся к неопределенным моделям жизни, и нам легко это было подавать, потому что уже с детства ребенок тянется к небылицам, небывальщинам. И именно тогда же мы очень захотели, чтобы в школу как никогда пришла мотивация. Для этого мы позвали в качестве наших соратников и союзников замечательных писателей, среди которых я назову, прежде всего, уже, увы, ушедшего моего друга Бориса Заходера, всегда немножко наглого Эдуарда Успенского. И Эдуард Успенский по нашей просьбе, он был весьма оригинален, быстро сделал работу под названием «Бизнес крокодила Гены. Экономика для начальной школы». То есть мы хотели, чтобы ребенок хотел учиться.

Я принадлежу к определенной научной школе, школе культурно-исторической психологии Льва Семеновича Выготского, Александра Романовича Лурия, Алексея Николаевича Леонтьева. Выготский писал о кризисе образования и говорил: «Наш ребенок бы и умел, и знал, и мог, но его беда в том, что он, прежде всего, не хочет». Поэтому задача сделать так, чтобы, во-первых, ребенок захотел учиться, и во-вторых, не только захотел учиться, но и усвоил универсальные учебные действия. Сегодня через все стандарты образования России, задуманные тогда, идет идеология школы культурно-деятельностной психологии Выготского, которая именно в те годы благодаря линии Выготского, Леонтьева, Давыдова, Эльконина стала ключевой линией развития образования, ориентированной на личность. Мы также говорили о том, что образование должно двигаться по пути от культуры полезности к культуре достоинства. И опасно, чтобы дети вырастали как солдаты Урфина Джуса.

В те же годы стало нормой, что дети приходят в разные школы в разной форме, в разной одежде, а не в униформе. В те же годы появилось многообразие учебников и программ, в те же годы появилось многообразие издательств. И вместо одного моноиздательства «Просвещение» появился целый ряд издательств. И все это было уникальное движение, связанное прежде всего со школьной жизнью.

Получилось ли? Да, получилось. Это было зафиксировано в законе об образовании, который был подготовлен группой моих коллег в 1992-м году. И любые версии этого закона, в том числе закон 2012-го года – это уточненные версии, как признают многие эксперты из разных стран, одного из самых либеральных законов об образовании. Этот закон логически вытекал из указа об образовании, Указа №1 Бориса Николаевича Ельцина.

Также, по большому счету, именно в те годы мы ставили задачу, чтобы выросло поколение, не знающее страха перед властями. Дело заключается в том, что школа свободного мышления – это было то, что мы считали невероятно необходимым. И формула «Думайте сами, делайте сами и говорите собственными голосами» полностью относилась к логике развития образования.

Что пришло из 90-х годов в наше время? При всех сложностях после 90-х годов мы сделали ряд ключевых программ. Одна из этих ключевых программ – формирование толерантного сознания в России. Толерантность здесь понимается как норма поддержки разнообразия, связанная с уменьшением ксенофобии, рисков этнических и социальных конфликтов. Это была одна из программ, которая шла в те годы, и сегодня как бы кто ни ругал толерантность, как бы ни называли нас, кто эту программу вводит (простите за термин, не я его придумал), «толерастами», все равно мы считаем, что эта программа связана с разнообразием нашей страны, и при этом исповедуем формулу «равные, но разные», когда строим эту программу. И мы продолжаем ее разрабатывать.

Вторая программа – это программа развития образования, которая выразилась в новом поколении стандартов. На сегодняшний день прямо из 90-х годов пришли новые инновационные стандарты образования России. Среди них – самый новый (почти самый новый, если говорить точнее) – это стандарт дошкольного образования. Ключевой принцип этого стандарта – принцип поддержки разнообразия детства, что вызывает у многих вопросы, но вместе с тем мы всячески хотим показать, что детство – это самоценный этап развития ребенка, а не только подготовка к взрослой жизни. Мы показываем на парадоксальных формулах, что ребенок (раньше говорили, и было в сознании зафиксировано и запечатано) ходит в детский сад, чтобы готовиться к школе. Для чего он ходит в школу? – Чтобы готовиться к вузу. Для чего ходит в вуз? – Чтобы готовиться к работе. Для чего ходит на работу? – Чтобы готовиться к пенсии. Для чего уходит на пенсию? – Чтобы готовиться, как вы догадываетесь, к смерти. Вот эта парадоксальная логика, когда мы все время к чему-то готовимся, а не живем, должна уйти из образования. И отсюда – самоценность каждого этапа развития.

Появились уникальные программы из 90-х годов, которые называются программами международного бакалавриата. Лидером в этих программах была Московская международная школа. Эти программы дают возможность выпускникам подобного рода программ учиться в разных странах мира. Отсюда еще одна черта образования 90-х – открытость образования. Вот эта черта невероятно важна.

В те же годы появились новые образовательные университеты, назову только некоторые из них. Ярчайшим университетом стал РГГУ, который возглавлял, лучше сказать, был его лидером Юрий Афанасьев. Его программа образования, кода самые лучшие гуманитарии мира стекались в этот университет, лучшие культурные и культурологические программы там были, это была замечательная линия, этот университет существует и сейчас, хотя много критики и много нападок в его адрес за его свободолюбие. Второй университет (не по рейтингу, у него другое направление), созданный в те годы, – это Высшая школа экономики, у истоков которого стояли многие мои коллеги, в том числе замечательный исследователь, человек и политик Яков Уринсон, и, конечно, Егор Гайдар.. Научным руководителем ВШЭ был, есть и будет Евгений Ясин, который практически создавал стратегию этой школы. Бессменный ректор этой школы – Ярослав Кузьминов. Обращаю внимание, что именно в те годы в вузах имелась должность, о которой раньше не говорили: научный руководитель вуза, им и стал Евгений Ясин. Честно говоря, мы его называли и научным руководителем правительства реформ. Но нигде в трудовой книжке «руководитель правительства реформ» у Ясина, я думаю, не записано. Это была линия гражданской идеологии свободного общества. Эти два вуза – ВШЭ и РГГУ – до сих пор дают образцы развития в разных направлениях. В те же годы, в конце их зародилась и РЭШ, Российская экономическая школа, магистром которой, профессором и ректором стал Сергей Гуриев.

Таким образом, и в дошкольных учреждениях, и в школе, и в вузе была дана логика развития, нацеленная на то, чтобы появилось особое общество, общество равных шансов, или гражданское общество. Образование стремилось, и продолжает стремиться, как бы сейчас ни говорили, что опять нужен один учебник, опять нужна одна форма, опять нужна в России одна мысль, к тому, чтобы перейти от культуры полезности к культуре достоинства.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

01:05 США отказались признать решение ВС России о запрете меджлиса
01:00 В России стартовал осенний призыв в армию
00:47 Госдеп признал успешность краткосрочной задачи России в Сирии
00:01 МИД РФ вызвал посла Нидерландов из-за расследования гибели МН17
30.09 23:31 Экс-глава WADA раскритиковал МОК за нерешительность в отношении России
30.09 23:14 Госдеп пригрозил России новыми санкциями за Сирию
30.09 22:46 Дорогомиловский суд арестовал главу подмосковного Ространснадзора
30.09 22:36 Доллар обновил годовой минимум по отношению к рублю
30.09 22:23 Свыше 10 тысяч белорусов получат уведомления о сборе за «тунеядство»
30.09 22:04 Власти РФ закрыли восемь особых экономических зон за неэффективность
30.09 21:05 МВД начало розыск распространителей слухов о готовящихся терактах в РФ
30.09 20:57 Мантуров признал невозможность введения продуктовых карточек в 2017 году
30.09 20:50 Медведев предложил Силуанову пересесть c «Харлея» на российский электромотоцикл
30.09 20:19 Потеря транзита нефти из РФ обойдется Прибалтике в 1 млрд евро
30.09 20:12 Парламент Каталонии одобрил референдум о независимости
30.09 19:37 СМИ оценили затраты России на операцию в Сирии в 58 млрд рублей
30.09 19:14 «Базэл Аэро» потратит 520 млн рублей на аэропорт Геленджика
30.09 19:02 Россия уступила Сьерра-Леоне в мировом рейтинге дорог
30.09 18:59 Список запрещенных в России организаций пополнила террористическая группировка из Сирии
30.09 18:41 Лавров отказался извиняться за катастрофу малайзийского «Боинга»
30.09 18:18 С октября россияне смогут не менять СНИЛС при смене пола
30.09 18:16 Минздрав пообещал определиться по абортам до конца года
30.09 17:54 Минфин резко поднял заложенный в бюджете курс доллара
30.09 17:44 Глава ПФР заявил о потере россиянами 21,2 млрд рублей в НПФ
30.09 17:33 Медведев заявил о необходимости поменять систему госуправления в России
30.09 17:16 Песков рассказал о главном результате российской операции в Сирии
30.09 17:13 Хакеры подделали сообщение об обнародовании Украиной переговоров с экипажем MH17
30.09 17:06 В Москве прооперировали ослепших пациентов
30.09 17:06 Астрономы нашли «звездный кокон» в Большом Магеллановом облаке
30.09 17:00 Половина российских девятиклассников бросают школу из-за ЕГЭ
30.09 16:46 Пензенская прокуратура не сочла сравнение атеистов с медведями оскорблением
30.09 16:44 Жители Кировской области обратились к Зюганову и правоохранителям с письмом против секретаря обкома КПРФ
30.09 16:35 Эксперт Иван Бегтин: В вопросе о мессенджерах Россия занимает позицию слабого государства
30.09 16:34 Сбербанк снизил ставки по вкладам в рублях и валюте
30.09 16:30 Кадыров отказался от помощи богатых регионов Чечне
30.09 16:16 В Кремле ответили на предложение Кудрина отложить исполнение «майских указов»
30.09 16:08 Правительство решило не индексировать материнский капитал в 2017 году
30.09 16:01 Академия образования предложила дать школьникам Библию вместо «Войны и мира»
30.09 15:48 Медведев назвал улучшение жизни людей основной экономической повесткой в России
30.09 15:19 Итальянская полиция нашла похищенные картины Ван Гога у мафии
30.09 15:13 ИГ выпустило пособие по отравлению водопроводов в ЕС и СНГ
30.09 15:02 Экспертиза «Полит.ру»: России повезло с американским президентом
30.09 14:55 Зонд «Розетта» прекратил свое существование
30.09 14:45 Московских полицейских заподозрили в содержании притонов с несовершеннолетними
30.09 14:37 МИД Нидерландов отчитал посла России за критику доклада по MH17
30.09 14:28 Бывшего президента Израиля Шимона Переса похоронили в Иерусалиме
30.09 14:12 Экспертиза «Полит.ру»: Легальной водки по 100 рублей в России не будет
30.09 14:08 Робби Уильямс показал гулянку по-русски
30.09 13:59 ЦИК сформировал Госдуму седьмого созыва
30.09 13:43 Силуанов подтвердил заморозку пенсий еще на год
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Камчатка Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия Папа Римский Париж педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие СМИ Совбез ООН Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина ФАС Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.