Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
25 мая 2016, среда, 12:05
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

06 января 2016, 13:30

Глоссарий. Образовательная реформа

Александр Асмолов
Александр Асмолов

Мы продолжаем публикацию материалов проекта «Глоссарий», подготовленного совместно с порталом «Твоя история». В рамках проекта ведущие российские ученые, предприниматели, деятели культуры и общественные деятели попытались дать свое определение основным терминам и понятиям, в которых Россия осознает себя в последние четверть века.

Александр Асмолов, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Федерального института развития образования, член Президиума Российской академии образования,  главный психолог Гособразования СССР (1988—1992 гг.); зам. и первый зам.министра образования России (1992—1998).

Много имен, которыми называют 90-е годы. Кто-то называет эти годы «временем ожидания реформ», кто-то не жалеет темной краски и говорит «лихие 90-е», но в какие цвета ни красились бы эти годы, для меня это счастливое время развития образования. И когда я говорю «счастливое» – это означает, что именно в те годы произошли столь резкие изменения образования, которые до сих пор являются стратегическими для развития образования в разных странах мира. Я не буду долго искать в кармане те или иные факты, а начну с самого знаменательного факта, связанного с хронологией. Как только появилась страна по имени Россия, первым указом Президента Российской Федерации стал указ о развитии образования. Этот указ так и вошел в историю как указ №1. И в разработке этого указа принимали участие самые яркие представители новой России. Среди них я прежде всего назову, к сожалению, ушедшего недавно министра образования тех времен Эдуарда Днепрова. С этим указом были связаны действия и Егора Гайдара, очень много для появления этого указа сделал человек, которого я имею гордость называть своим другом, - Геннадий Бурбулис.

Можно как угодно называть его: «указ-утопия», «указ-мечта», «указ – несбывшееся ожидание». Но ведь «мы рождены, чтоб сказку сделать былью», и указ был той сказкой, которая определяла, с чего надо начать, если мы хотим построить либеральное, свободное, гражданское общество? Иногда говорят: «в начале было дело», «в начале было слово». Для России 90-х годов, если ориентироваться на указ №1, в начале было образование. И именно поэтому шли бои за образование между Государственной думой, между определенными представителями Российской академии образования (до этого Академии педагогических наук СССР) и теми, кто получил название «реформаторы».

Рассказывать о любимом деле и любимой линии жизни всегда непросто, как вообще объясняться в любви. Но когда я говорю о 90-х, жанр моего общения – это объяснение в любви тому времени и тем годам. Именно в те годы было предложено то, что сегодня входит в образование и то, с чем сегодня начинают бороться, а именно – вариативное развивающее смысловое образование. Что это значит? В самом начале 90-х был поставлен вопрос: почему мы должны двигаться в развитии культуры только через альтернативы? Если я к кому-нибудь приду и спрошу: «Вы за кого: за Рубенса или за Дюрера?», на меня посмотрят с удивлением. Но когда в образовании спрашивали: «Вы за систему Давыдова и Эльконина как развивающее обучение или вы за систему традиционных букварей Горецкого, где даются знания, умения, навыки?», начинали думать: «или-или». Но именно тогда, в 90-х годах, появился сам термин и сам конструкт «вариативное образование» как расширение возможности личности. Концепция вариативного образования как образования, дающего каждому человеку возможность пойти по своей индивидуальной траектории развития, осуществлялась через то, что появились и пошли по всей России развивающие программы, касающиеся дошкольного образования, касающиеся начальной школы, появились лицеи, гимназии, появились странные термины, которые были административным новоязом: «школа-лаборатория».

Все это было связано с 90-ми годами. Пересказывать можно сколько угодно, но герои того времени - и Эдуард Днепров, и первый президент Российской академии образования Артур Петровский, и самозабвенный мастер влюбленности в детство Шалва Амонашвилли – все они старались создать ту энергетику (вместе с Василием Васильевичем Давыдовым, вместе с многие годы занимавшей пост министра образования Москвы Любовью Кезиной), которые бы давали уникальное пространство развития.

Получилось ли у нас? Нагло говорю и немножко гордо: у нас получилось. У нас получилось то, что появились разные программы развивающего вариативного образования. Они стартовали, прежде всего, наиболее успешно в начальной школе. У нас получилось то, что вместо монополии на мысль (а монополия на мысль – это безмыслие) появились разные программы и разные разработки, получилось то, что слова «программа» и «стратегия развития образования» стали восприниматься как необходимые документы для каждой образовательной организации. И именно тогда во многих лицеях, гимназиях появились также программы универсального образования, чтобы ребенок, выходящий из этой программы, владел одновременно и естественными науками, и миром гуманитарных наук. Мы с самого начала хотели уйти от оппозиции "физики и лирики". И мы четко понимали, что деление познания на гуманитарное, которое в одной комнате, и познание естественнонаучное, и в том числе математическое, в другой комнате, мешает образованию сделать главное. А что главное для образования? Чтобы у человека, который растет, была реальная, целостная картина мира, позволяющая ему действовать в разных ситуациях.

В 93–94-м годах появился цикл работ, который мы назвали «Школа неопределенности». А что это значит? Что ребенок должен учиться решать задачи, построенные по формуле «Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю, что». Чтобы модели школьных заданий, школьных задачек были моделями, приближающимся к неопределенным моделям жизни, и нам легко это было подавать, потому что уже с детства ребенок тянется к небылицам, небывальщинам. И именно тогда же мы очень захотели, чтобы в школу как никогда пришла мотивация. Для этого мы позвали в качестве наших соратников и союзников замечательных писателей, среди которых я назову, прежде всего, уже, увы, ушедшего моего друга Бориса Заходера, всегда немножко наглого Эдуарда Успенского. И Эдуард Успенский по нашей просьбе, он был весьма оригинален, быстро сделал работу под названием «Бизнес крокодила Гены. Экономика для начальной школы». То есть мы хотели, чтобы ребенок хотел учиться.

Я принадлежу к определенной научной школе, школе культурно-исторической психологии Льва Семеновича Выготского, Александра Романовича Лурия, Алексея Николаевича Леонтьева. Выготский писал о кризисе образования и говорил: «Наш ребенок бы и умел, и знал, и мог, но его беда в том, что он, прежде всего, не хочет». Поэтому задача сделать так, чтобы, во-первых, ребенок захотел учиться, и во-вторых, не только захотел учиться, но и усвоил универсальные учебные действия. Сегодня через все стандарты образования России, задуманные тогда, идет идеология школы культурно-деятельностной психологии Выготского, которая именно в те годы благодаря линии Выготского, Леонтьева, Давыдова, Эльконина стала ключевой линией развития образования, ориентированной на личность. Мы также говорили о том, что образование должно двигаться по пути от культуры полезности к культуре достоинства. И опасно, чтобы дети вырастали как солдаты Урфина Джуса.

В те же годы стало нормой, что дети приходят в разные школы в разной форме, в разной одежде, а не в униформе. В те же годы появилось многообразие учебников и программ, в те же годы появилось многообразие издательств. И вместо одного моноиздательства «Просвещение» появился целый ряд издательств. И все это было уникальное движение, связанное прежде всего со школьной жизнью.

Получилось ли? Да, получилось. Это было зафиксировано в законе об образовании, который был подготовлен группой моих коллег в 1992-м году. И любые версии этого закона, в том числе закон 2012-го года – это уточненные версии, как признают многие эксперты из разных стран, одного из самых либеральных законов об образовании. Этот закон логически вытекал из указа об образовании, Указа №1 Бориса Николаевича Ельцина.

Также, по большому счету, именно в те годы мы ставили задачу, чтобы выросло поколение, не знающее страха перед властями. Дело заключается в том, что школа свободного мышления – это было то, что мы считали невероятно необходимым. И формула «Думайте сами, делайте сами и говорите собственными голосами» полностью относилась к логике развития образования.

Что пришло из 90-х годов в наше время? При всех сложностях после 90-х годов мы сделали ряд ключевых программ. Одна из этих ключевых программ – формирование толерантного сознания в России. Толерантность здесь понимается как норма поддержки разнообразия, связанная с уменьшением ксенофобии, рисков этнических и социальных конфликтов. Это была одна из программ, которая шла в те годы, и сегодня как бы кто ни ругал толерантность, как бы ни называли нас, кто эту программу вводит (простите за термин, не я его придумал), «толерастами», все равно мы считаем, что эта программа связана с разнообразием нашей страны, и при этом исповедуем формулу «равные, но разные», когда строим эту программу. И мы продолжаем ее разрабатывать.

Вторая программа – это программа развития образования, которая выразилась в новом поколении стандартов. На сегодняшний день прямо из 90-х годов пришли новые инновационные стандарты образования России. Среди них – самый новый (почти самый новый, если говорить точнее) – это стандарт дошкольного образования. Ключевой принцип этого стандарта – принцип поддержки разнообразия детства, что вызывает у многих вопросы, но вместе с тем мы всячески хотим показать, что детство – это самоценный этап развития ребенка, а не только подготовка к взрослой жизни. Мы показываем на парадоксальных формулах, что ребенок (раньше говорили, и было в сознании зафиксировано и запечатано) ходит в детский сад, чтобы готовиться к школе. Для чего он ходит в школу? – Чтобы готовиться к вузу. Для чего ходит в вуз? – Чтобы готовиться к работе. Для чего ходит на работу? – Чтобы готовиться к пенсии. Для чего уходит на пенсию? – Чтобы готовиться, как вы догадываетесь, к смерти. Вот эта парадоксальная логика, когда мы все время к чему-то готовимся, а не живем, должна уйти из образования. И отсюда – самоценность каждого этапа развития.

Появились уникальные программы из 90-х годов, которые называются программами международного бакалавриата. Лидером в этих программах была Московская международная школа. Эти программы дают возможность выпускникам подобного рода программ учиться в разных странах мира. Отсюда еще одна черта образования 90-х – открытость образования. Вот эта черта невероятно важна.

В те же годы появились новые образовательные университеты, назову только некоторые из них. Ярчайшим университетом стал РГГУ, который возглавлял, лучше сказать, был его лидером Юрий Афанасьев. Его программа образования, кода самые лучшие гуманитарии мира стекались в этот университет, лучшие культурные и культурологические программы там были, это была замечательная линия, этот университет существует и сейчас, хотя много критики и много нападок в его адрес за его свободолюбие. Второй университет (не по рейтингу, у него другое направление), созданный в те годы, – это Высшая школа экономики, у истоков которого стояли многие мои коллеги, в том числе замечательный исследователь, человек и политик Яков Уринсон, и, конечно, Егор Гайдар.. Научным руководителем ВШЭ был, есть и будет Евгений Ясин, который практически создавал стратегию этой школы. Бессменный ректор этой школы – Ярослав Кузьминов. Обращаю внимание, что именно в те годы в вузах имелась должность, о которой раньше не говорили: научный руководитель вуза, им и стал Евгений Ясин. Честно говоря, мы его называли и научным руководителем правительства реформ. Но нигде в трудовой книжке «руководитель правительства реформ» у Ясина, я думаю, не записано. Это была линия гражданской идеологии свободного общества. Эти два вуза – ВШЭ и РГГУ – до сих пор дают образцы развития в разных направлениях. В те же годы, в конце их зародилась и РЭШ, Российская экономическая школа, магистром которой, профессором и ректором стал Сергей Гуриев.

Таким образом, и в дошкольных учреждениях, и в школе, и в вузе была дана логика развития, нацеленная на то, чтобы появилось особое общество, общество равных шансов, или гражданское общество. Образование стремилось, и продолжает стремиться, как бы сейчас ни говорили, что опять нужен один учебник, опять нужна одна форма, опять нужна в России одна мысль, к тому, чтобы перейти от культуры полезности к культуре достоинства.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

12:03 Золотов рассказал о трудностях формирования Нацгвардии
12:02 Деревья опускают ветви на ночь
11:55 СМИ назвали причину смерти диджея Града
11:49 В курдском ополчении раскрыли детали операции по освобождению Ракки
11:47 Пенсионный фонд впервые вовремя не перечислил накопления в НПФ
11:46 Саакашвили вернется в Грузию и займется политикой
11:32 Эксперт Антон Табах: РФ разместила евробонды в основном «для своих»
11:27 США отказались проводить вместе с Россией операции против ИГ в Сирии
11:26 Антибиотики увеличивают количество выделяемого коровами метана
11:24 Администратором «групп смерти» оказалась школьница из Омска
11:21 Порошенко прилетит в Ростов за Савченко в ближайшие часы
11:08 Читатели «Полит.ру» выступают против уголовной ответственности за оскорбление гимна
11:00 Гидрогелевые биочипы позволяют диагностировать рак
10:56 «Укрнафта» готовится к банкротству
10:55 СМИ узнали о сроке размещения остатка евробондов РФ
10:54 Экс-охранник Путина не стал раскрывать данные о его доходах
10:46 Трамп и Клинтон выиграли праймериз в Вашингтоне
10:40 Защита Александрова попросила Порошенко о его помиловании
10:32 «Почта России» заведет собственный авиапарк
10:05 Лавров осудил привязку санкций к минским соглашениям
10:01 СМИ сообщили об аресте по делу Полонского трех человек
10:00 Порошенко согласился помиловать Ерофеева и Александрова
09:37 СКР изучит действия руководства Минкульта при реставрации
09:34 Франция усилит защиту зарубежной госсобственности после дела ЮКОСа
09:19 «Талибан» избрал нового лидера
09:13 Роскосмос отказался от участия в авиасалоне Farnborough-2016
09:07 Цена нефти Brent на торгах превысила 49 долларов
08:42 Умер российский диджей Град
08:24 СМИ узнали о повышении температуры в кабине A320 перед крушением
24.05 23:21 «Полит.ру» проводит опрос об уголовной ответственности за оскорбление гимна
24.05 21:02 50 депутатов Госдумы проиграли праймериз «Единой России»
24.05 20:50 Фигурант дела Немцова потребовал прекратить преследование за отсутствием доказательств
24.05 20:45 В Риме арестовали россиянина и португальца за шпионаж в пользу РФ
24.05 20:32 СМИ раскрыли подробности размещения российских евробондов
24.05 20:31 В НАСА объяснили отказ продлевать контракт с Роскосмосом на доставку на МКС
24.05 20:15 Украина создаст допинг-лабораторию для проверки спортсменов из Восточной Европы
24.05 20:09 Новый премьер Турции пообещал наладить отношения с Россией
24.05 19:59 ЕСПЧ получил иск родных жертв крушения MH17 к России
24.05 19:39 На Пхукете найдено тело российского программиста
24.05 19:38 Медведев предложил создать сервис жалоб на поддельные лекарства
24.05 19:23 Мизулина предложила запретить прокурорам становиться мировыми судьями
24.05 19:17 Курдское ополчение начало штурм «столицы» ИГ в Сирии
24.05 19:10 ВФЛА не пустит в Рио-2016 уличенных в допинге спортсменов
24.05 19:06 ОКР подтвердил положительный результат допинг-проб 14 российских олимпийцев
24.05 18:53 Порошенко попросили подарить «Евровидение-2017» Австралии
24.05 18:42 Средняя зарплата в администрации президента снизилась до 200 тысяч рублей
24.05 18:25 Брэд Питт спас ребенка от толпы фанатов
24.05 18:24 В Минздраве категорически отвергли идею упразднения Фонда ОМС
24.05 17:59 Поклонская признала случаи нарушения пенсионного законодательства в Крыму
24.05 17:43 Эксперт Георгий Чижов: РФ приходит к идее о полицейской миссии ОБСЕ в Донбассе
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.