Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
4 декабря 2016, воскресенье, 09:18
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

22 января 2016, 10:05

Почему ценовая война на рынке нефти не приводит к успеху

Нефтеперерабатывающий завод
Нефтеперерабатывающий завод
Фото: promreg.ru

Ценовая война на мировом рынке нефти, развязанная больше года назад арабскими странами ОПЕК, пока никак не может достигнуть цели, которую поставили ее организаторы – заставить других мировых производителей нефти, в основном Россию и США, уменьшить ее добычу и экспорт. Объем мировой добычи и экспорта нефти, несмотря на постоянное падение цен, никак не хочет сокращаться и, судя по прогнозам, в ближайшем будущем будет находиться на достигнутом уровне.

То есть мировая нефтяная промышленность оказалась устойчивой (во всяком случае, пока) к низким ценам на сырье, поэтому можно сказать, что ценовая война проявила себя как не очень эффективный инструмент «дисциплинирования» конкурентов. Соответственно, не может не возникнуть вопрос: как же основным производителям нефти, не входящим в ОПЕК, удается удерживать добычу на существующем уровне, хотя очевидно, что при падающих доходах делать это очень трудно и совсем невыгодно?

Что касается способов, с помощью которых из сложившейся ситуации выкручиваются американские нефтяники, то мы их рассмотрим в другой раз, а сейчас основное внимание уделим адаптивным способностям российской нефтяной промышленности.

Хорошо известно, что после решения ОПЕК не снижать добычу, принятого летом 2014 года, мировые цены на нефть и нефтепродукты круто пошли вниз. Так, если в июле 2014 года российская нефтяная смесь Urals котировалась по $108-$110/баррель, то после решения ОПЕК ее цена стала быстро снижаться, дойдя к концу декабря до $56/барр. Весь 2015 год цена колебалась в интервале $45-$50/барр., а в начале января 2016 года она провалилась ниже $34/барр., и продолжает падать дальше.

Соответственно, экспортные цены на нефтепродукты повторили траекторию падения цен на сырую нефть. Так, цена автомобильного бензина упала с $750/тонна в июле 2014 года до 555/тонна в январе 2015 года, и до $463/тонна в ноябре 2015 года (последние доступные данные). Дизельное топливо, основной российский экспортный нефтепродукт, подешевело с $890/т. в июле 2014 года до $605/т в январе 2015 года, и до $456/т в октябре 2015 года. И, наконец, мазут с уровня $600/т упал до $390/т., а потом и до $186/т. в ноябре.

Уже из этих данных следует, что столкнувшись с трехкратным падением цен экспорта сырой нефти, и двукратным – нефтепродуктов, нефтяные компании должны были бы сократить ее выпуск. Но они этого не сделали, на то есть следующие причины.

Во-первых, у российской нефти достаточно низкая себестоимость добычи. Так, по крупным нефтяным компаниям издержки варьируют от $3,5/бар. до $4,5/бар., что существенно ниже, чем у многих иностранных конкурентов. Во-вторых, расходы по перекачке и перевалке нефти по системе нефтепроводов «Транснефти» относительно невелики. Так, в первой половине 2015 года стоимость транспортировки тонны нефти от месторождений до западной границы/морских портов в среднем обходилась в 1145 руб., а во второй половине – в 1186 руб. И, наконец, в-третьих, девальвация рубля компенсирует падение валютных доходов от экспорта, поэтому рублевые доходы нефтяников остаются прежними.

Однако эти факторы, хотя и играют важную роль, отступают на задний план перед другим обстоятельством – организационной структурой нефтяных компаний. Дело в том, что большая часть нефти в России добывается вертикально-интегрированными компаниями (ВИНК),у которых добыча, переработка, транспортировка и реализация нефти и нефтепродуктов объединены в одну производственно-сбытовую цепочку. Поэтому динамика цен на сырую нефть им почти безразлична, так как, во-первых, перерабатывающие подразделения покупают сырье у добывающих подразделений по себестоимости добычи и транспортировки (плюс некоторая прибыль), а не по ценам мирового рынка; и, во-вторых, сбытовые подразделения продают нефтепродукты по текущим розничным ценам, которые меняются не так сильно (или вообще не меняются), как цена сырой нефти.

При этом надо отметить, что если бы сегмент переработки и сбыта нефтяных компаний был бы локализован только на территории России и стран СНГ, то тогда эффект от горизонтальной интеграции был бы не очень большим, так как внутрироссийские розничные цены гораздо ниже европейских. Но поскольку часть перерабатывающих мощностей и сбытовой сети ВИНК находится за границей, в Европе, то это резко повышает их финансовую устойчивость, так как цены на европейских бензоколонках сильно отличаются от российских. И если они сейчас и снижаются, то далеко не в той пропорции, как цена нефти.

По данным статистических служб Евросоюза, динамика цен на основные нефтепродукты за последние полтора года выглядит следующим образом (все цены приводятся без акцизов и пошлин). Бензин Euro-super 95 в июне 2014 года стоил 68 евроцентов за литр, дизельное топливо - 69 евроцентов/литр, мазут (для отопления помещений) – 50 евроцентов за килограмм. В декабре 2015 года цены были следующие: бензин – 45 евроцентов (снижение на 33%), дизель – 43 евроцента (минус 38%), мазут – 26 евроцентов (падение почти в 2 раза).

Как хорошо видно из этих данных, падение розничных цен нефтепродуктов гораздо скромнее, чем падение цены сырой нефти. Тем более, что сейчас приходится сравнивать относительно высокие летние цены с относительно низкими зимними, из-за чего степень их падения может быть несколько преувеличена. Поэтому тем компаниям, которые имеют в своем составе НПЗ и сбытовые сети в Европе, было достаточно просто застраховаться от непредсказуемой динамики стоимости углеводородного сырья. В валютных доходах они, конечно, тоже потеряли, но их потери несравнимы с потерями тех компаний, которые реализуют только сырую нефть.

Естественно, подобного рода страховка может действовать в ситуации, когда объемы переработки сырья будут достаточно большими. Так, на сегодняшний день, российские компании располагают в Европе следующими мощностями. У «Роснефти» есть контроль над четырьмя НПЗ в Германии, которым она поставила 21 млн. тонн (в 2014 году), и над НПЗ в Италии, мощность которого равна 15 млн. тонн в год (доля «Роснефти» - 21% - составляет 3 млн.т.). У «ЛУКойла» есть контроль над четырьмя НПЗ (в Румынии, Болгарии, Италии и Нидерландах), которым компания поставила 21 млн. т. сырой нефти (в 2014 году). И, наконец, у «Газпром нефти» есть НПЗ в Сербии мощностью 2,7 млн. тонн.

Далее, кроме прямого контроля нефтяных компаний над НПЗ, существует еще и косвенный контроль, который осуществляют формально независимые трейдерские компании. В России такой компанией является хорошо известный трейдер Gunvor, владеющий НПЗ в Германии (5,5 млн.т.) и Бельгии (5,4 млн.т.). Этот трейдер, по сообщениям из разных источников, занимается реализацией нефти, добываемой компанией «Сургутнефтегаз».

Таким образом, из этого списка хорошо видно, что российские нефтяные компании располагают в Европе перерабатывающими мощностями на 58 млн. тонн сырья. В абсолютном размере это, конечно, неплохая сумма, но с учетом общего объема поставок российской нефти в Европу (в 2015 году – около 177 млн.т.), удельный вес переработки на собственных НПЗ составляет только 33%, что, конечно, решает вопрос страхования от колебания цен сырья далеко не полностью.

Видимо поэтому российские компании решили не останавливаться на достигнутом и собрались увеличить свое присутствие в сегменте нефтепереработки. Так, по сообщениям прессы, австрийская нефтяная компания OMV готовится выделить НПЗ в Швехате (Нижняя Австрия) и Бургхаузене (Южная Германия) в отдельные компании, чтобы позволить «Газпрому» приобрести в них миноритарные доли.Мощность НПЗ в Швехате составляет 9,6 млн. тонн, НПЗ в Бургхаузене – 3,8 млн. тонн. Gunvor, в свою очередь, хочет купить долю в НПЗ в Роттердаме мощностью 4,4 млн. т. При этом «Газпром» вообще не будет платить наличными за эти НПЗ, так как сделка будет оформлена как обмен активами – переработка в Европе на запасы сырья в России.

То есть эти сделки, в пределе, дадут еще около 18 млн. тонн перерабатывающих мощностей, что позволит поднять удельный вес в общем объеме российского нефтяного экспорта до 43%.

Но приобретение этих активов – дело будущего, а сейчас недостаток европейской переработки российские нефтяники компенсируют экспортом нефтепродуктов, в основном дизельного топлива и мазута. За январь-ноябрь 2015 года экспорт дизельного топлива составил 47 млн. тонн., мазута – 82 млн.т., за 2014 год – 47 млн.т. и 87 млн.т. соответственно. И если это топливо реализуется через свою сбытовую сеть, то разница между низкой экспортной ценой и относительно высокой розничной ценой тоже попадает в распоряжение компаний-экспортеров.

Из всего вышесказанного становится понятным, почему российские нефтяные компании неплохо себя чувствуют даже в самый разгар ценовой войны. Но при этом возникает еще один вопрос: почему российская экономика не чувствует получение стабильной валютной маржи от реализации нефтепродуктов на европейском рынке, и все внимание хозяйственных агентов концентрируется только на ценах на сырую нефть?

Вся проблема заключается в том, что разница между экспортной ценой углеводородов, и ценой реализации нефтепродуктов на европейском рынке, строго говоря, является не доходом от экспорта из России, а доходом от операций за границей, так как за границей эта разница полностью создается. Поэтому доход, от реализации нефтепродуктов оседает на счетах компаний-трейдеров в местах его получения, а не переводится на территорию России, на счета компаний-экспортеров.

Соответственно, в российском платежном балансе валютная маржа, полученная за границей, в лучшем случае может отражаться только как прирост внешних активов, а не как экспорт, и то, если компания-трейдер является российским юридическим лицом. Но если она является иностранным юридическим лицом или если российский экспортер углеводородов действует через иностранного посредника, то эти средства в платежном балансе вообще никак не отражаются, и, таким образом, вся полученная валютная маржа просто исчезает от наблюдения, как будто она испарилась, хотя она вполне реальная и даже очень весомая.

Аналогичные превращения происходят и с доходами государственного бюджета. Если при высокой цене нефти и нефтепродуктов компании-экспортеры платили высокие экспортные таможенные пошлины, то теперь, после падения цен, снизились и таможенные платежи. Но при этом как раз вследствие падения цен у перерабатывающих и сбытовых сегментов ВИНК, находящихся в Европе, выросла маржа и, соответственно, платежи налогов в бюджеты тех стран, где они находятся. Впрочем, у компаний с государственным участием падающие меньше ожидаемого доходы отразятся на размере дивидендов, которые может получить госбюджет.

Поскольку валютная маржа от реализации нефтепродуктов на европейском рынке там же и накапливается, то никакого существенного влияния на внутрироссийский валютный рынок и на состояние государственного бюджета она не оказывает. Потому российская экономика вынуждена ориентироваться на цену сырой нефти.

Примечание

Поскольку мы понимаем, что российских читателей больше волнуют цены на топливо по конечной розничной цене, по которой они продаются на бензоколонках (то есть включающие акцизы и пошлины), мы приведем и их тоже (данные на 11 января 2016 года; средние по странам ЕС).

 

Euro-super 95

Дизельное топливо

мазут

 

евро/литр

евро/литр

евро/кг

Цена, включая налоги и пошлины

1,27

1,08

0,27

Налоги и пошлины

0,84

0,68

0,04

Цена без налогов и пошлин

0,43

0,40

0,23

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

09:08 СМИ рассказали о переговорах по переносу «Евровидения-2017» в Москву
08:57 При стрельбе на финско-российской границе убиты трое
03.12 21:03 Савченко обвинила Россию в намерении «дойти до Британии»
03.12 20:45 В Крыму прокомментировали арест золота скифов судом Киева
03.12 20:26 Появилось видео визита Грефа в Сбербанк в костюме инвалида
03.12 20:17 Пожар на вечеринке в Калифорнии привел к гибели девяти человек
03.12 19:57 В Махачкале убиты пять предполагаемых боевиков
03.12 19:45 Ураган сорвал крышу многоэтажки в Сочи
03.12 19:14 В районе Алеппо сбит самолет сирийских ВВС
03.12 19:02 Гонщик Виталий Петров вызвался заменить Нико Росберга
03.12 18:46 В Баку мужчина попытался подорваться у ТЦ
03.12 17:14 Группа калининградских школьников отравилась после экскурсии по Москве
03.12 16:57 Читатели «Полит.ру» выбрали человека недели
03.12 16:47 В Коми самолет с пассажирами застрял в сугробе
03.12 16:23 Около тысячи человек остались без газа из-за падения дерева в Сочи
03.12 15:59 В Крыму пообещали глушить украинские телеканалы
03.12 15:37 Лавров получил от Керри предложения по Алеппо
03.12 15:18 Лавров призвал Японию заключить мирный договор
03.12 15:01 Отмену христианской рок-оперы в Омске объяснили низкими продажами
03.12 14:39 В Индонезии рухнул самолет с полицейскими
03.12 14:18 В Вирджинии школьникам запретили читать «Приключения Гекльберри Финна»
03.12 14:06 Источник рассказал об исправности ракеты-носителя «Прогресса»
03.12 13:53 Взрыв на угольной шахте в Китае привел к гибели 21 человека
03.12 13:37 Московских арестантов будут перевозить на освященных автозаках
03.12 13:20 Медведев предложил платить долги по зарплате раньше налогов
03.12 12:56 В Норвегии нашли украденные ворота немецкого концлагеря
03.12 12:36 Роналду заподозрили в сокрытии 150 млн евро налогов
03.12 12:15 Белый дом и МИД Китая прокомментировали разговор Трампа с главой Тайваня
03.12 12:00 Фидель Кастро лидирует в опросе о человеке недели на «Полит.ру»
03.12 11:53 Неизвестный сбросил девушку в Фонтанку за отказ знакомиться
03.12 11:32 Восьмиклассник на «семерке» совершил смертельное ДТП в Башкирии
03.12 11:05 ЦБ опроверг кражу хакерами 2 млрд рублей
03.12 11:00 Глава Пентагона оценил своего преемника
03.12 10:50 Минобороны России призвало Лондон «не мешать помогать» Алеппо
03.12 10:18 Обломок «Прогресса» найден в Туве
03.12 10:07 При атаке на кампус в Огайо пострадал россиянин
03.12 09:51 Кубанская полиция освободила оператора «Дождя»
03.12 09:19 Хакеры вывели 2 млрд рублей со счетов Банка России
03.12 09:15 Греф под видом инвалида пришел в Сбербанк за кредитом
03.12 00:27 Московский арбитраж отклонил иск Минфина к Потанину
03.12 00:20 Захватчик заложников в парижском турагентстве сбежал от полиции
03.12 00:09 Патриарх Кирилл предложил вывести лапту на мировую арену
02.12 23:35 Парламенту Южной Кореи предложили начать импичмент президента
02.12 23:26 Корабль из РФ сел на мель в Мраморном море
02.12 23:19 Минобороны РФ отправило саперов разминировать восток Алеппо
02.12 23:12 Шахназаров опроверг существование цензуры в России
02.12 22:28 Стивена Хокинга положили в больницу из-за сильного недомогания
02.12 22:23 Вооруженный налетчик взял заложников в парижской турфирме
02.12 22:21 Путин сказал итальянским строителям аrrivederci
02.12 22:05 Порошенко назвал целью войны на Украине «похороны» СССР
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия автопром Азербайджан Александр Лукашенко Алексей Навальный алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот банковский сектор Барак Обама Башар Асад беженцы Белоруссия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт болельщики «болотное дело» Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович «ВКонтакте» ВКС Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк драка ДТП Евгения Васильева евро Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание кораблекрушение коррупция космос КПРФ кража Краснодарский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис культура Латвия ЛГБТ ЛДПР лесные пожары Ливия Литва литература Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша правительство Право «Правый сектор» преступления полицейских преступность происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии рейтинги религия Реформа армии РЖД Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростовская область РПЦ рубль русские националисты Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сбербанк связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совет Федерации социальные сети Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба суды суицид США Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство Украина Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей Центробанк Цикл бесед "Взрослые люди" Челябинская область Чечня шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.