В воскресенье, 31 января, Турция привела Военно-воздушные силы в полную готовность. В стране введен «оранжевый» уровень тревоги, который предполагает немедленный ответ пилотов без согласования с командованием, сообщает турецкое Агентство Анадолу. Так Турция отреагировала на последние события.
Днем ранее, 30 января, произошел очередной неприятный инцидент между Россией и Турцией, который еще сильнее осложнил отношения между странами. Министерство иностранных дел Турции предъявило России обвинения в том, что российский самолет Су-34, принадлежащий к группировке, размещенной в Сирии, нарушил воздушное пространство Турции днем ранее, 29 января.
Версия турецкой стороны изложена в официальном сообщении внешнеполитического ведомства. В нем говорится, что нарушение границы российским Су-34 произошло в 11:46 по местному времени, незадолго до нарушения границы самолет был предупрежден на русском и английском языках. Сам инцидент Анкара восприняла как вторжение, которое является «открытым и конкретным свидетельством действий России, направленных на обострение ситуации». «Мы открыто и ясно призываем Россию не нарушать воздушное пространство Турции, а, следовательно, воздушное пространство НАТО», — говорится в сообщении МИД Турции. Кроме того, в тот же день посол России в Турции был вызван в ведомство, где ему был высказан жесткий протест в связи с произошедшим.
Россия эти обвинения отрицает. Официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков заявил, что самолеты российской авиагруппы в Сирии не нарушали воздушное пространство Турции. «Заявления турецкой стороны о якобы факте нарушения российским самолетом Су-34 воздушного пространства – голословная пропаганда», — цитирует Конашенкова РИА Новости.
Он объяснил, что радиолокационные радары способны фиксировать высоту, курс и скорость объекта, находящегося в воздухе. При этом данные устройства не имеют возможности устанавливать тип и государственную принадлежность самолета, то есть было ли это российское судно или самолет антиигиловской коалиции, которую возглавляет США, невозможно было определить без помощи прямого визуального контакта с другого самолета, которого не было. «Говорить же всерьез о том, что с помощью этих радаров кто-то кого-то еще и предупреждал на "русском и английском языках", могут лишь безграмотные пропагандисты, насмотревшиеся голливудских боевиков», — заявил Игорь Конашенков.
Обвинения Анкары сопровождаются заявлением президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который в ходе беседы с журналистами выразил желание встретиться и пообщаться с российским президентом Владимиром Путиным после последнего инцидента. «Подобные безответственные шаги, в которых мы видим эскалацию кризиса, не выгодны ни России, ни отношениям НАТО-РФ, ни региональному и глобальному миру, они несут только вред», — считает Эрдоган. Он сообщил, что через замминистра иностранных попросил связаться с российской стороной и передать, что хочет лично поговорить с Путиным. Однако ответа от Москвы пока получено не было.
Эрдоган считает нужным встретиться с российским президентом и пытается использовать любые возможности, а инцидент с Су-34, — это одна из таких возможностей. Такого мнения придерживается первый зампред международного комитета Госдумы Леонид Калашников.
Еще один высокопоставленный чиновник, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, высказался на тему взаимоотношений России и Турции. Так, Чавушоглу заявил о желании нормализовать отношения. По словам Чавушоглу, Турция рассматривает Россию не только как соседа, но и как важного партнера. Министр также сообщил, что в этот раз нарушение воздушной границы было зафиксировано, и все доказательства были переданы российской стороне.
Первый замглавы оборонного комитета Совфеда Франц Клинцевич считает, что таким образом Турция пытается оправдаться за сбитый Су-24.
Его коллега, член комитета Совета Федерации по международным делам Игорь Морозов считает, что Турция больше не решится атаковать самолеты российских ВКС и обострять ситуацию, даже если где-то и будет нарушение воздушного пространства, заявил он в эфире "Русской службы новостей». По его словам, в НАТО не одобряют столь резких шагов, которые делал Эрдоган, а конкретные решения принимаются именно в штабе НАТО. Кроме того, на сирийско-турецкой границе были размещены зенитно-ракетные комплексы, что также снижает вероятность атаки российских самолетов турецкими войсками, полагает г-н Морозов.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в своем заявлении по этому поводу призвал Россию «действовать ответственно и в полной мере уважать воздушное пространство НАТО». «Россия должна принять все возможные меры для обеспечения того, чтобы такие нарушения не повторялись»,— говорится в сообщении Столтенберга.
Напомним, что отношения между Россией и Турцией обострились после того, как 24 ноября российский боевой самолет Су-24 был сбит турецкими истребителями F-16. При этом Турция заявила, что российский самолет незаконно вторгся в воздушное пространство и был сбит после многократных предупреждений. Российский президент Владимир Путин назвал это «ударом в спину».
Сбитый Су-24 входил в российскую авиагруппу в Сирийской Арабской Республике и, по версии официальных лиц России, находился исключительно над сирийской территорией, не нарушая воздушных границ. При этом командир экипажа погиб после катапультирования: подполковник Олег Пешков был расстрелян с земли сирийскими повстанцами, пока приземлялся на парашюте.
По итогам расследования Турция не изменила свою позицию, отказалась приносить извинения, а также выплачивать компенсации семьям погибших. Это не устроило Россию, которая ввела против Турции пакет экономических санкций.