ProScience Театр 15.02. Олег Будницкий о Василии Маклакове

15 февраля в Центральном Доме журналиста состоится выступление доктора исторических наук, профессора, специализирующегося на российской истории XIX — начала XX веков Олега Будницкого. Тема лекции: «Возможна ли научная история Великой Отечественной войны?».

В 2012 году была издана книга «Спор о России: В.А. Маклаков — В.В. Шульгин. Переписка 1919-1939 гг», составителем которой является Олег Витальевич Будницкий. Историк напомнил, что это уже не первая книга переписки Василия Маклакова, которую он публикует, и рассказал о величине этой личности в истории и особенности его переписки:

«Василий Алексеевич Маклаков — это был выдающийся российский деятель, политик, юрист, публицист, мемуарист и так далее. Это был блистательный адвокат, один из лучших ораторов России. Он трижды избирался в Государственную Думу от партии кадетов (II, III и IV), он был член партии кадетов, такой правый либерал. После Февральской революции, летом 1917 года он был назначен послом во Францию, так получилось, что он добрался в Париж 8 ноября 1917 года, то есть на следующий день после большевистского переворота. Он был послом уже не существующего, но признававшегося Францией правительства до 1924 года, а потом он был главой офиса по делам русских беженцев, главой эмигрантского комитета, как однажды его остроумно назвал Милюков, «парижский губернатор». Он прожил долгую жизнь, 88 лет, скончался в 1957 году. Кстати, он был последним распорядителем тех самых денег, вырученных от продажи золота.

Его жизнь поделилась почти пополам на российский период и 40 лет в эмиграции. Он вел активную переписку, вообще в те времена люди друг другу писали письма, обменивались мнениями, обсуждали и судьбы эмиграции, и то, что происходит в России и тому подобное. Маклаков и по должности, и по своей склонности обсуждать что-то со своими друзьями, единомышленниками и не единомышленниками, что очень важно, вел довольно обширную переписку. В архиве Гуверовского института, это Стэнфордский университет в Калифорнии, в его обширном архиве из 26 коробок с документами переписка составила 14 коробок. Это переписка с очень интересными людьми: с Марком Алдановым, его близким другом и писателем, лучшим русским историческим романистом, эмигрантским во всяком случае, с Борисом Бахметьевым, это был инженер гидравлики, политический деятель, посол в США, который впоследствии стал профессором Колумбийского университета и заработал большие деньги.

Это совершенно блестящая переписка по стилю, по глубине мысли, по анализу того, что происходит в России, по прогнозам, что будет с Россией, и по идеям, как Россию вывести из того тупика, в котором она оказалась, как ее возродить. Эти многие идеи не утратили своего значения, с моей точки зрения, и, конечно, это анализ прошлого, революции, Гражданской войны и так далее. Там есть блестящие портреты, воспоминания Маклакова. Между прочим, он был близок ко Льву Толстому, несмотря на огромную разницу в возрасте, Толстой именно его избрал своим спутником во время прогулок по Москве, когда он жил в Москве в Хамовниках. Они там гуляли с Маклаковым, общались, Маклаков часто бывал в Ясной Поляне. Кстати, он написал блестящие работы о Толстом: «Толстой и суд», «Толстой как общественный деятель», «Толстой и большевизм» и так далее.

Из корреспонденции Маклакова в начале века я издал в трех томах его переписку с Борисом Бахметьевым, интереснейший сюжет, и вот томик переписки с Шульгиным. Среди переписки Маклакова этот томик выделяется тем, что Шульгин был его приятелем, но идейным противником. Маклаков был либерал, кадет, а Шульгин — правый националист, на какие-то вопросы они смотрели схоже, оба были противниками большевиков, но на какие-то вопросы у них были диаметрально противоположные воззрения, скажем, на еврейский вопрос. Шульгин был одним из идеологов российского антисемитизма, а Маклаков, среди прочего, был адвокатом Бейлиса в знаменитом процессе в Киеве. Когда Менделя Бейлиса обвинили в ритуальном убийстве, Шульгин выступал в защиту Бейлиса, будучи антисемитом.

И вот их переписка — это, с одной стороны, полемика, а с другой стороны, обсуждение каких-то эмигрантских дел, и она очень легкая по стилю. Она полна того, что на современном языке называется, подколками, она живая. Например, Маклаков пишет Шульгину: «Подсудимый Шульгин, вы обвиняетесь в том, что не известили Маклакова о своей свадьбе». Шульгин женился за границей, развелся с первой женой и женился на молодой даме. Эта переписка интересна тем, что эти люди принимали участие в важнейших событиях российской жизни, например, Шульгин принимал отречение Николая II. Они были в гуще всего, а Шульгин был одним из идеологов белого движения. Маклаков был в Париже, а Шульгин был в России и принимал участие во всяческих мероприятиях. Оба они выпустили мемуарные книги: Шульгин издал знаменитый «1920 год», а у Маклакова до войны в трех томах вышла его «Власть и общественность на закате старой России».

Этим переписка и интересна, там совершенно уникальные сведения, рассуждения о судьбе России, поэтому книга и называется «Спор о России». Они по-разному видели будущее России и пути ее возрождения, Шульгин считал, что это возможно вооруженным путем через возрождение белого движения, а Маклаков считал, что более продуктивный путь и возможна только эволюция, и он нарисовал эту схему, как это будет, и это в точности реализовалось, но только, не в его время, а спустя революцию. То, что произошло в постперестроечные годы, перерождение партии большевиков и так далее, Маклаков детально описал уже тогда.

Только что вышел из печати еще один том переписки Маклакова «Права человека и империи», это цитата из одного из писем. Это переписка Марка Алданова и Василия Маклакова с 1929 года по 1957».

 

Выступление Олега Будницкого состоится 15 февраля в Центральном Доме журналиста по адресу: м. Арбатская, Никитский бульвар, д. 8а. Начало в 19:00.

Билеты можно приобрести на сайтах timepad.ru, bigbilet.ru и ponominalu.ru.

Перейти к заказу билетов