Мамонт в меню

25 октября 1905 года на 67-й улице Нью-Йорка собрались несколько человек, которые повидали и непроходимые джунгли, и безводные пустыни, и неприступные вершины гор. Собрал их журналист и историк Генри Уэлш, совершивший несколько путешествий по Гренландии. Уэлш предложил основать Клуб исследователей (The Explorers Club), который объединил бы тех, чья работа связана с путешествиями. Собравшиеся поддержали его предложение.

Среди членов-основателей клуба кроме Уэлша были генерал и полярный исследователь, достигший рекордной на тот момент отметки 83º24’30” северной широты Дэвид Лег Брэйнард, орнитолог Фрэнк Чапмен (о нем мы немного рассказали в очерке «115 лет переписи птиц»), врач и полярник Фредерик Кук, профессор физики и альпинист Гершель Паркер, археолог Маршал Савийе, военный журналист, издатель и путешественник Каспар Уитни.

Клуб исследователей существует и сейчас. Его отделения в США и других странах организуют лекции и семинары, выделяют гранты студентам для проведения полевых исследований, организуют экспедиции, выпускают периодические издания. Своей целью клуб называет поддержку исследований на земле, в воде, в воздухе и в космосе. Но не меньше, чем исследовательская деятельность, известен традиционный ежегодный обед членов клуба (Explorers Club Annual Dinner), на котором чествуют тех, кто добился за последний год выдающихся достижений, и рассказывают о собственных приключениях.

Традиционно на этом обеде подаются весьма экзотические блюда. Например, на обеде 1954 года, когда клуб принимал почетного гостя – покорителя Эвереста Тенцинга Норгея, подавалось мясо белого медведя и жареные термиты. И вот однажды распространился слух, что на 47-м по счету ежегодном обеде, который состоялся 13 января 1951 года, гости имели возможность отведать мясо мамонта, извлеченного из вечной мерзлоты. Со ссылкой на одного из участников обеда писателя Герберта Николса сообщалось, что геолог Бернард Хаббард нашел тело мамонта на одном из Алеутских островов и прислал его специально для ежегодного обеда.

 

Иллюстрация к статье об обеде 1951 года из газеты Christian Science Monitor

Слух о блюде из мамонта, которым лакомились члены Клуба исследователей, широко распространился и превратился в легенду, которую потом сами члены клуба охотно сообщали новичкам. Но до сих пор оставалось неизвестным, правдива ли эта история.

В официальном меню обеда, мамонт не значился. Там фигурировало только некое доисторическое мясо (prehistoric meat). Ходили слухи также о том, что в 1951 году исследователи ели не мамонта, а гигантского древнего ленивца (Megatherium). Эти существа тоже жили в плейстоцене, были размером с африканского слона (длина 6 метров, вес до 4 тонн) и обитали в Южной Америке. Правда, в таком случае оставалось непонятным, как мясо мегатерия сохранилось до 1951 года, ведь в Южной Америке нет зоны вечной мерзлоты.

 

Скелет мегатерия в музее

Недавно в этом вопросе решили разобраться пятеро ученых во главе с биологом Джессикой Глэсс (Jessica R. Glass) из Йельского университета. Отметим, что Джессика и еще один из соавторов, геолог Мэтт Дэвис (Matt Davis), являются действующими членами Клуба исследователей. Ученым удалось найти материальное свидетельство, которое сохранилось с того самого обеда 1951 года. Дело в том, что организатор обеда Уэнделл Додж (Wendell Phillips Dodge) послал кусочек мяса члену Клуба исследователей Полу Хаусу (Paul Griswold Howes), который в тот вечер не смог присутствовать. По словам Доджа, мясо принадлежало не мамонту, а мегатерию. Хаус не стал есть мясо, а выставил его в Музее Брюса (Bruce Museum), которым он тогда руководил. Там образец хранился до 2001 году, когда естественнонаучная коллекция Музея Брюса вошла в состав Музея естественной истории Пибоди (Peabody Museum of Natural History), входящего в структуру Йельского университета, где находится и поныне.

 

Образец из коллекции Музея естественной истории Пибоди

Надо сказать, что исследователями двигало не просто желание узнать, чье же мясо подавалось на легендарном обеде. У них был и вполне научный интерес. В случае, если из тканей мегатерия удалось бы извлечь ДНК, это значительно расширило бы наши знания об этом животном, а сопоставление ДНК мегатерия с геномами ныне живущих ленивцев позволило бы уточнить эволюционные пути этой группы млекопитающих.

Ученые получили разрешение на исследование музейного экспоната. Клуб исследователей финансировал работы и предоставил доступ к своим архивам. Авторы работы опасались, что столкнутся с трудностями при извлечении генетического материала, ведь мясо было, во-первых, очень древнее, а, во-вторых, приготовленное. Но им удалось извлечь митохондриальную ДНК и секвенировать ее фрагмент.

Но, увы, прорыва в знаниях о мамонте или мегатрии не произошло. Данные ДНК однозначно указывают, что мясо с обеда 1951 года принадлежало зеленой морской черепахе (Chelonia mydas), известной также как суповая черепаха.

Авторы статьи пришли к выводу, что сообщение о поданном на ежегодном обеде «доисторическом мясе» было розыгрышем остроумных членов Клуба исследователей. Джессика Глэсс, Мэтт Дэвис и их коллеги на всякий случай проверили в архиве клуба возможные свидетельства существования этого мяса. Они просмотрели сотни фотографий, сделанных во время экспедиции Бернарда Хаббарда на Алеутские острова, но ни на одной из них не было ничего похожего на найденного мамонта или мегатерия.

Публика легко поверила шутникам. В самом деле, если лед для коктейлей на ежегодном обеде Клуба исследователей действительно доставлен из ледников Аляски, почему бы там не быть еще и мясу мамонта или мегатерий. Интересно, что все участники обеда, как можно судить по публикациям в прессе, сообщали журналистам, что ели гигантского ленивца, и только Герберт Николс написал в своей статье о мясе мамонта. Но именно версия Николса стала самой распространенной, и его публикацией пользовались более поздние журналисты, писавшие о подвигах членов Клуба исследователей.

 

Уэнделл Додж, организатор обеда и вероятный инициатор розыгрыша

Как выяснилось, Уэнделл Додж вскоре после обеда фактически признался в мистификации. В отчете об обеде, который был опубликован в издании клуба Explorers Journal, Додж написал, что у него есть зелье, которое таинственным образом превращает зеленую морскую черепаху из Индийского океана в гигантского ленивца с Алеутских островов. Но на это признание никто из посторонних внимания не обратил.

Статья Джессики Глэсс и ее коллег, опубликованная в электронном научном журнале PLOSONE, содержит также приложение, где обсуждается правдоподобность другой истории о ежегодных обедах Клуба исследователей. Якобы член клуба Коули Уильямс (Coleman “Coley” Shaler Williams), долгое время работавший помощником у известного палеонтолога Джорджа Симпсона (George Gaylord Simpson), доставил с Аляски для обеда 1969 года костный мозг вымершей плейстоценовой лошади (Equus alaskensis). Указывается, что костный мозг был взят для проведения радиоуглеродного датирования, которое осуществил палеонтолог Дэйл Гатри (Russell Dale Guthrie) в Университете Аляски в Фэрбанксе. Оставшиеся после исследования образцы были использованы для приготовления блюда.

Авторы исследования не смогли отыскать конкретные палеонтологические образцы, с которыми работал Уильямс, хотя просмотрели тысяч фрагментов ископаемых лошадей в Американском музее естественной истории. Однако они склонны считать вероятной историю о блюде из древней лошади. Они сопоставляют ее с содержащимся в книге Дэйла Гатри «Замороженная фауна мамонтовой степи» рассказом о том, как палеонтолог попробовал на вкус мясо найденного в вечной мерзлоте степного зубра (Bison priscus).